Правомерно ли считать Иудею и Самарию оккупированными территориями
Последнее время идет острая дискуссия по поводу намерений некоторых политических лидеров Израиля аннексировать часть территорий Иудеи и Самарии, или как еще называют этот регион - Западного берега реки Иордан. Эти территории, занятые Израилем в ходе Шестидневной войны, на которых расположены арабские и еврейские населенные пункты, принято на Западе, и особенно в Европейском союзе, называть оккупированными. Политолог, профессор Гиллель Фриш из Центра стратегических исследований Бегина-Садата провел интересное исследование понятия «оккупация» и сравнил различные типы "оккупаций" в мировой практике, начиная с 50-х годов XX века.
Он попытался выяснить, почему упоминание и осуждение со стороны Европы израильской «оккупации» явно превалирует над другими примерами. Евросоюз провозглашает приверженность принципам справедливости и равенства при взаимодействия с разными государствами и политическими силами, как внутри, так и вне Союза. Он делает упор на уважении прав человека, социальной справедливости и равенства граждан. Европейский союз также видит одну из своих главных функций в защите входящих в него стран от оккупации их территорий. И в то же время он позиционирует себя как противника политики оккупации по отношение к другим государствам за пределами Союза.
В этой связи он выступает против Государства Израиль, которое, по его мнению, проводит политику оккупации. Профессор Фриш указывает, что ряд ведущих специалистов по международному праву, такие как Элияху Лаутерпахт (в честь которого назван центр международного права при Кембриджском университете) и Юджин Ростоу (бывший декан юридического факультета Йельского университета и заместитель государственного секретаря США) выражали сомнение в том, правомерно ли считать правление Израиля на Западном берегу реки Иордан - оккупацией. Они основывались на двух тезисах. Первое — занятие Израилем этих территорий было ответом на акт агрессии со стороны Иордании в начале войны 1967 года. Второе — оккупацией считается занятие территории суверенного государства. Однако суверенитет Иордании над этими районами никогда не признавался большинством государств.
Более того, именно Иордания в ходе войны 1948 года захватила территории будущего палестинского государства и аннексировала их. Только два государства: Великобритания и Пакистан официально признали законной аннексию Иорданией территории Западного берега в 1950 году. Причем, как указывает эксперт, положение об аннексии Западного берега до сих пор фигурирует в конституции Иорданского Хашимитского королевства.
Само понятие «Западный берег» - это название, введенное Иорданией, чтобы заменить обозначение этой области как «Иудея и Самария», которое употреблялось во времена британского мандата. Эксперт проводит сравнительное исследование различных примеров оккупаций территорий одних государств другими.
«Давайте предположим в целях исследования, что Израиль оккупировал Западный берег», - предлагает профессор Фриш. Классическими и наиболее известными примерами военной оккупации, продолжающимися с 50-х гг. прошлого века до наших дней являются захват и аннексия Китаем Тибета в 1950-х годах; оккупация Турцией Северного Кипра в 1974 году; оккупация Марокко частей Западной Сахары в 1977 году. Как и Израиль (опять-таки, исходя из предположения, что Иудея и Самария являются оккупированной Израилем территорией), три других государства проводили политику колонизации этих земель. Китай и Марокко в массовом порядке; Израиль и Турция в гораздо меньших масштабах.
Однако, по сравнению с этим странами, в случае Израиля, как полагает эксперт - есть существенная разница. Еврейское государство имеет глубокие исторические корни в тех областях, которые были заняты в ходе войны. Иудея и Самария были центрами еврейской жизни на протяжении тысячелетий.
Однако термин «военная оккупация» по отношению к Государству Израиль употребляется во много раз чаще, чем по отношению к другим вышеприведенным примерам. Как следует из контент-анализа использования термина «военная оккупация» на сайте Европейской комиссии (правительства ЕС) — по отношению к Израилю он применяется в 85 случаях, Турции - в трех, Марокко — в двух. Китайская военная оккупация не упоминается вообще.
Трудно понять, почему «израильская военная оккупация» заслужила почти в 30 раз больше внимания (и осуждения), чем турецкая и более чем в 40 раз больше, чем марокканская. Не говоря уж о том, почему китайская колонизация Тибета вообще не рассматривается как оккупация.
Как мог Европейский союз, объединяющий граждан стран, чья роль в Холокосте была весьма велика, от Германия до Польши и некоторых стран Балтии столь явно дискриминировать еврейское государство? Частично ответ лежит в области геополитики — это касается отношения к Китаю и к Турции.
Но, главное, по мнению политолога, что на сегодня у глубоко расколотого европейского сообщества есть одна тема, вокруг которой оно может сплотиться — осуждение Израиля. Европейское сообщество заявляет о своей приверженности миру на Святой Земле. Но мир, как полагает профессор Фриш, будет достигнут только на основе признания того, что Израиль имеет глубокие исторические права на Иудею и Самарию. Он также подтвердил эти права в ходе оборонительной войны, после того как Иордания начала бомбардировки Западного Иерусалима в первый день Шестидневной войны.
Важность признания этих исторических прав в основном ложится на палестинцев. Тем не менее, и ЕС, считает профессор Фриш, может сыграть важную роль в содействии этому признанию, без которого не будет мира на Святой Земле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий