пятница, 16 августа 2019 г.

«Я еврей? А как вам кажется?»


«Я еврей? А как вам кажется?»
Беседа с профессором Валерием Соловьем
Поговорить с известным политоло- гом Валерием Соловьем захотелось после сообщений о его выступлениях в Московской еврейской общине. – Валерий Дмитриевич, признай- тесь: вы еврей? – Если бы я точно знал, что во мне есть еврейская кровь, я бы этого ни в коей мере не стеснялся. Но поскольку у меня нет уверен- ности, то я могу лишь пожать пле- чами и сказать: а вам как кажется? Мое детство прошло в местечке на западе Украины – уже не штетл, но кое-какие следы еврейства там оставались. Но я на это не обращал внимания и впервые столкнулся с «еврейским вопросом» в конце 1970-х, студентом во Львове. Вдруг в пивной один из моих знакомых начинает мне с оглядкой рассказы- вать, что евреи добавляют в мацу кровь христианских младенцев. То есть я сразу в концентрированном и окарикатуренном виде услышал этот самый «кровавый навет». От всей этой обстановки и от того, как он, оглядываясь, это рассказывал, веяло атмосферой фильма ужасов по какой-то мрачной средневековой книге. Среди моих друзей евреи, на- верное, были, но они старались это не афишировать. И только краем глаза я замечал проблему, вокруг которой шла тогда борьба: право на репатриацию в Израиль, противо- стояние советскому режиму – и все это на фоне пропаганды про «изра- ильскую военщину» и «арабских друзей». Но! Я посещал занятия на военной кафедре, и у нас препода- вал полковник, побывавший на сто- роне «арабских братьев», и то, что он рассказывал, шло вразрез с офи- циальной пропагандой. Ко времени горбачевской перестройки я стал интересоваться проблемой русско- го национализма. Я ведь смешан- ных кровей: знаю украинский язык, бабушка полька  – я ощущал себя этническим маргиналом, а такие маргиналы всегда очень чувстви- тельны к этнической проблематике. Помните, была такая знаменитая «Память»? Я познакомился с ее представителями и с удивлением обнаружил, что в тогдашнем рус- ском национализме непропорцио- нально большое место занимало от- ношение к евреям. И я никак не мог понять, почему. Люди, с которыми я познакомился, давали мне разные книги, включая окутанные мрачной славой «Протоколы сионских му- дрецов». И вот я читаю и чувствую, что читаю какую-то совершенней- шую ахинею. Как могли люди даже в начале XX в. в это верить?! К этому времени отношения с Израилем, по счастью, стали налаживаться, тогда же я познакомился и с некоторыми представителями еврейской общи- ны, в том числе с убежденными си- онистами. Было очень интересно беседовать и сравнивать различные точки зрения. Для себя я объяснил непропорциональность «еврейско- го вопроса» в идеологии тогдашне- го русского национализма: скорее всего, причина в комплексе непол- ноценности, который порождает «комплекс превосходства». Потом мы с сестрой написали книгу о рус- ском национализме «Несостоявшаяся революция», и там был раздел, посвященный еврейскому вопросу. И я считаю высочайшим компли- ментом, что и мои русские друзьянационалисты (я имею в виду ин- теллектуально уравновешенных), и мои друзья-сионисты сказали, что это один из лучших анализов анти- семитизма в России. – Поскольку вы умеете давать од- нозначные ответы на сложные во- просы, хотел бы услышать от вас, есть ли пути урегулирования в обо- зримом будущем всей этой ближне- восточной проблемы? – Буду откровенен: нет. Никаких путей, с моей точки зрения, не су- ществует. Существует один прием- лемый на сегодня путь – это сохра- нение статус-кво. Он уже десятки лет существует, и я не вижу никаких факторов, которые привели бы к его резкому изменению. – Вы не находите, что последнее время друзьями Израиля стано- вятся политики и общественные деятели ультраправого толка, такие, за которыми всегда шли махровые антисемиты? Они на- поминают библейского Валаама, которого наняли проклясть ев- рейский народ, а у него невольно вырвалось: «Как прекрасны твои шатры, Иаков, твои жилища, Из- раиль!» – Знаете, произошло смещение ценностных ориентиров и базы поддержки правых. Дело в том, что евреи для них сейчас – и это не так- тическая игра, а серьезное убеж- дение  – это часть цивилизации, противостоящей варварству. Ислам для них – олицетворение угрозы, в то время как иудео-христианская традиция – это оплот цивилизации и порядка. Это первое. А второе… Многих ультраправых  – россий- ских и не российских  – тайно или явно восхищает опыт Израиля, ко- торый, имея совершенно ничтож- ные ресурсы, противостоит враж- дебному арабскому окружению. Произошел качественный сдвиг в том, что можно назвать правым дви- жением, замшелый антисемитизм прошлого, XX  века ушел. Очень хороший пример – как во Франции сменилось лидерство в Националь- ном фронте и на смену Жану-Мари Ле Пену, который был антисеми- том, пришла его дочь Марин Ле Пен. Не знаю, можно ли ее назвать филосемиткой, но то, что она не ан- тисемитка, это факт, потому что для нее главная проблема  – это арабы. В общем-то, как вы хорошо знаете, рост антисемитизма во Франции связан с увеличением доли мусуль- манского населения и его агрессив- ным поведением, а не с отношением французов к евреям. – Согласитесь ли вы с моим инту- итивным ощущением, что в России у мусульман нет какого-то особо негативного, а тем более агрессив- ного отношения к евреям? Даже хулиганские нападения на синагоги совершались либо «фашиствую- щими», либо «православнутыми» экстремистами, но не исламиста- ми. – Я согласен. Но просто вы, на ваше счастье, не сталкивались с исламскими фундаменталистами. Они в России реально существуют, их идеология, безусловно, анти- семитская, но просто евреи для них  – не главная мишень. Их глав- ная мишень  – основное население, русские. Евреев все-таки в России осталось немного. – Так, может, в этом тоже одна из причин… – …ослабления антисемитизма? Конечно! Это логично: снижается доля еврейства  – снижается почва для недовольства. Ну, правда, есть такие уникальные случаи, как Поль- ша. Там 10 тыс. евреев на всю стра- ну и традиционно высокий уровень антисемитизма, который, правда, в последнее время тоже снижает- ся. Антисемитизм  – такое же есте- ственное явление, как и антиамери- канизм или русофобия. Но какой-то драматической угрозы в России он сегодня не представляет. – Может быть, это из-за хоро- шего отношения к евреям лично Путина? – Совершенно очевидно, что Пу- тин  – юдофил. Пусть не такой ак- центированный, как Трамп, но что у Путина хорошие отношения с ев- реями – это факт. Я не знаю, чем это объяснить. Возможно, его личным подростковым опытом  – дружбой с Аркадием и Борисом Ротенберга- ми, которые, правда, перешли в пра- вославие, они не иудеи. И потом, дочка его была замужем за Шамало- вым. Он ведь тоже еврей. Горский, если не ошибаюсь. – А говорите, не как Трамп… Знаете, иногда среди евреев звучит тревога, что уйдет Путин и нач- нется пропаганда антисемитизма и гомосексуализма среди несовер- шеннолетних. По принципу: если он был за, то мы – против. – Я бы не стал преувеличивать подобную угрозу потому, что есть такой ограничитель, как здравый смысл. И я знаю очень многих лю- дей, которые ни в коей мере не юдо- филы, эти люди работают в МИДе, в государственных институтах, и они говорят: какой смысл в слиш- ком тесных отношениях с арабами, когда арабы всегда предадут? Не лучше ли поддерживать отношения с Израилем, потому что там передо- вые технологии, успехи в ведении сельского хозяйства… А с араба- ми очень тяжело иметь дело: пока им даете деньги – все нормально, а когда у вас денег нет – что и показал опыт позднего СССР, – они тотчас поворачиваются к вам спиной. И это говорят не кухонные политоло- ги, а люди, работающие в ключевых ведомствах Российской Федерации. Использовать антисемитизм в каче- стве политического жупела сегодня уже просто невозможно. – Скажите, по-вашему, «еврейский фактор» в политике играет роль? Как, например, в 1970–1980-е гг., ког- да борьба за выезд советских евреев была острой международной про- блемой. – Ну, чтобы сегодня положение евреев было важным политиче- ским вопросом в России, так нет. По моим наблюдениям, главное для евреев, которые не настроены на ас- симиляцию, это сохранение, даже в некоторых случаях восстановление, идентичности. Это проблема не по- литическая, а культурная и, если хотите, демографическая – поддер- жание рождаемости. Это та же про- блема, что и у русских. – В одном из выступлений вы об- молвились, что пользуетесь в своей аналитике древними гадательны- ми системами. Вы это серьезно? – Я отношусь к этому довольно серьезно (смеется). Я обращался и время от времени обращаюсь к И-Цзин («Книге Перемен»). Это штука эффективная, хотя всегда есть возможность самообмана, того, что называют «предвзятым подтверждением». Но пару раз эта система давала мне результаты, которые удивительным образом подтверждались. Вы знаете, что у каждого крупного китайского чи- новника есть предсказатель? – До сих пор? – Да. Более того, знаю одного че- ловека в Москве, к которому обра- щаются российские чиновники. Он гадает им по И-Цзин, и, по его сло- вам, отбоя от клиентов нет, и они готовы платить изрядные деньги. На карты Таро, магию, шаманов  – на всякие предсказания сегодня огромный спрос. Причем это не бизнесмены, а именно чиновники в последние годы обращаются к предсказателям. – А не знаете, к раввинам и кабба- листам они тоже обращаются? У них ведь есть гематрия – система поиска тайных смыслов и гадания по числовому значению букв. – Вот не знаю. Возможно, это поле еще не охвачено. Гематрию я сам не пробовал, но у меня есть еврейский друг, увлекающийся нумерологией, и он много об этом рассказывал. Он из тех, кто к пятидесяти годам об- ратился к своим корням, стал учить иврит. Но, поскольку он еще и неза- урядный ученый, то все, что он рас- сказывает, крайне интересно. Он меня убеждал, что гематрия – впол- не себе операциональная система, и с ее помощью можно предсказывать будущее. Другое дело, что ею надо владеть. – Хотите, приведу вам классиче- ский пример? Когда открылась воз- можность выезда советских евреев в Израиль, все обратили внимание на то, что гематрия слов «СССР» и «Мицраим» (Египет на иврите) совпадает. – Ну, вот, видите! Беседовал Виктор ШАПИРО

Комментариев нет:

Отправить комментарий