пятница, 26 июля 2019 г.

ЕВРЕИ - ПОТОМКИ ГИКСОСОВ?

Евреи – потомки гиксосов? Все не так просто

Семнадцатый век до нашей эры, северная Африка. Египет, мощнейшая цивилизация, существующая уже почти две тысячи лет, переживает не самые простые времена. В течение уже почти трехсот лет страна находится в руках слабых, никчемных правителей, и князья Верхнего Египта (находящегося южнее Нижнего Египта) не прочь взять власть в свои руки.
Однако ослабленная империя – лакомый кусочек для внешнего врага. Примерно в 1675 году до н.э. в Египет вторгаются гиксосы, азиатские кочевники с северо-востока, и завоевывают его. Завоевывают с поразительной легкостью благодаря внутреннему расколу и правителям прежде завоеванных Египтом земель. Только небольшой части Верхнего Египта удается сохранить независимость от гиксосов, и на этом клочке земли образуется независимое Фиванское государство. Двести лет Египтом правят гиксосы, называют себя фараонами, собирают дань.00:00/00:27


Однако уже через полторы сотни лет фиванские князья, жаждущие вернуть стране независимость, начинают отчаянную борьбу против гиксосов. Мумия одного из этих князей, Секененры Таа, страшно изуродована, что показывает, что он пал в бою, и раны нанесены секирой, характерным оружием, которым пользовались гикосы. Его младший брат Камос продолжил дело брата, нанеся гиксосам несколько серьезных поражений и опустошив гиксосскую столицу, Аварис. После того, как он вскоре также пал в бою, власть перешла к малолетнему сыну Таа Секененры и племяннику Камоса, Яхмосу. Именно Яхмос окончательно освободил Египет и положил начало блестящей египетской девятнадцатой династии, за что был посмертно провозглашен божеством.
Какое отношение к этой истории, казалось бы, имеют евреи?
А все дело в том, что знаменитый еврейский историк и хронист Иосиф Флавий, живущий в первом веке нашей эры, утверждал, что гиксосы – это никто иные, как евреи, и описанные древнеегипетскими авторами события непосредственно предшествовали Исходу евреев из Египта. Более того, Иосиф Флавий доказывал свою теорию, опираясь на древнеегипетского историка Манефона, который отождествлял гиксосов с евреями. Манефон писал, что титул первого гиксосского царя в Египте звучал как «салитис», «владыка», и это похоже по звучанию на прозвище Иосифа, который какое-то время был соправителем фараона – «гашаллит», а также напоминает ивритское «шлит», «шалит» - правитель. Кроме того, Манефон писал, что «гиксосы основали город Урушалим», т.е. Иерусалим. Не называя, разумеется, слово «евреи», которое было тогда неизвестно вовсе, Манефон называл гиксосов «финикийцами из Ханаана», само же называние «гиксосы» появилось позже и означало на египетском наречии не то «цари-пастухи», не то «пленники-пастухи». На основании этого Иосиф Флавий, описывая еврейскую историю, предположил, что после того, как Египет вернул себе независимость, угнетатели превратились в угнетенных. А вскоре после этого евреи совершили Исход из Египта, вернувшись на свои исторические земли в Ханаан.
Насколько мы можем верить такой необычной версии? Про то, что в действительности связывает евреев с Древним Египтом, был ли Исход, как и когда он произошел, и какие события ему предшествовали, спорят до сих пор. Ясно то, что слепо доверять теории Иосифа Флавия мы не можем. Представления историков древности об исторической достоверности были своеобразными, и сильно отличались от принятых сегодня. Древний хронист спокойно мог и приукрасить рассказ, и добавить что-то от себя, и даже спокойно что-то выдумать, причем это относится даже к более поздним, средневековым источникам. Например, нам точно известно, что в истории осады Масады Иосиф Флавий добавил как минимум некоторые детали от себя – допустим, речь, которую якобы произнес лидер повстанцев Эльазар бен Яир перед их массовым самоубийством. Поскольку, по словам Иосифа Флавия, в Масаде не осталось живых, кроме нескольких человек, которые спрятались в другой части крепости и не могли слышать этого разговора, не было кого-то, кто мог бы пересказать эту речь, если она действительно была произнесена.
Однако мы можем взять «гиксосскую теорию» за основу и попробовать сверить ее с тем, что известно о гиксосах из описаний их современников и археологических раскопок. Гиксосы безусловно были западносемитским народом родом из Ханаана и безусловно говорили на семитском языке (хотя, между прочим, на семитском языке афразийской группы говорили и сами египтяне). Они были кочевниками и пастухами, что Тора сообщает нам о евреях. Они, вероятно, покинули Египет примерно в тот период, когда это произошло с евреями – однако здесь «примерно тот период» может означать разброс в пятьсот-восемьсот лет, поскольку более точных датировок еврейского Исхода у нас нет. Многие названия гиксосских городов (как Карбан, Ацаба, Шакана, Кахани, Баал-Цафон) явно фонетически близки соответствующим ивритским словам. В египетских текстах гиксосского периода часто встречаются такие слова, как «барух», «шалом», «бейт», «сар».
Человеку, который не изучал пристально историю древнего Ближнего Востока, может показаться, что таких доказательств вполне достаточно, чтобы утверждать, что гиксосы и евреи – один и тот же народ, и все было именно так, как это описал Иосиф Флавий. Но в действительности на территории современных Израиля и Сирии проживало множество народов, которые говорили на языках, очень близких ивриту. Более того, близок ивриту был и египетский язык. Главнокомандующий войсками в Древнего Египте значительно позже правления гиксосов назывался «адон войска», т.е. «господин войска» с иврита, витязь назывался «махор», а слово «мир, пощада» звучит в египетских текстах как «шалом».
Что касается основания гиксосами «города Урушалима», то нам известно, что царь Давид не основывал Иерусалим, изначально Иерусалим был завоеван у йевусеев, тоже семитоязычного народа ханаанейского происхождения. Кроме того, Манефон жил в третьем веке до нашей эры, не был современником гиксосов, составлял свои хроники на основе более древних свидетельств и собственных предположений, поэтому слепо доверять ему мы тоже не можем. К сожалению, история постоянно переписывается, мы часто не можем со стопроцентной уверенностью говорить о событиях, произошедших несколько десятков лет назад, не говоря уже о нескольких тысячах лет. Никто не знает, сколько раз яркая история древнего Ближнего Востока была изменена и переписана из-за амбиций и личных интересов того или иного правителя или хрониста.
Гиксосы, разумеется, могли быть евреями. Но также они могли быть любым из многочисленных семитских народов, упомянутых или не упомянутых в Торе, которые населяли Ханаан. Ведь даже точный этногенез самих евреев – тех первых, что основали Израиль и Иудею – нам неизвестен. Тора рассказывает, что из Египта вышли разноплеменные группы. К тому же, невозможно представить, что за четыре сотни лет, что, по свидетельствам Торы, евреи были в Египте, у двенадцати человек (двенадцать сыновей Яакова) могло было оказаться как минимум миллион потомков (по свидетельствам Торы, из Египта выходили несколько сотен тысяч взрослых мужчин со своими семьями).
Вероятнее всего, только некоторая часть из них была потомками сыновей Яакова, остальные же – этническими египтянами и другими соседскими народами. Современная генетика показывает, что наиболее распространенной (и, вероятно, первичной) гаплогруппой у финикийцев  (и, видимо, у гиксосов) были J2 и E1b1b1, у евреев – J1, у египтян – E1b1b1. Все эти гаплогруппы встречаются у современных евреев, ашкеназов и сефардов. Это позволяет предположить, что в формировании еврейской нации, отчасти благодаря институту гиюра, принимали участие разные народы, в том числе, вероятно, и гиксосы. Поэтому Иосиф Флавий, Манефон, Гекатей Абдерский и другие историки, отождествлявшие гиксосов с евреями, были правы, по крайней мере, отчасти. Гиксосы, как минимум, были родственны евреям, и некоторые из них стали частью еврейской нации.
Был ли Исход таким, как его видел Иосиф Флавий, или же он был связан с личностью фараона-еретика Эхнатона, провозгласившего единого Бога, или с кем-то еще? Без машины времени мы вряд ли с можем точно ответить на этот вопрос. Представленное выше – всего лишь одна из теорий, имеющих право на существование, и каждый, кто интересуется этой темой, сам решает для себя, считает он ее убедительной или нет. Но мы точно знаем одно: еврейская культура на протяжении многих сотен, а то и тысяч лет, была связана с египетской культурой. Общая еврейско-египетская история началась не с Иосифа и его братьев, а при самом первом еврее Аврааме, который спускался в Египет со своей женой Сарой. Мы не можем точно сказать, что именно происходило на древнем Ближнем Востоке в те времена. Истина, часть которой мы видим и которая оказалась намного сложнее, чем кажется на первый взгляд, теряется среди многочисленных народов, говорящих на похожих на иврит наречиях, и тонет во мраке веков.
Лея Костинская, «Детали». К.В. На снимке: древнеегипетское изображение гиксосов
Фото:  Wikipedia public domain

Комментариев нет:

Отправить комментарий