2019 » Июнь » 24
75 лет назад, в мае 1944 года, из Крыма депортировали свыше 200 тысяч татар. На это потребовалось всего 60 часов. Поводом стало обвинение в сотрудничестве с немецкими оккупационными войсками во время Великой Отечественной войны.
В местах высылки только за первые четыре года от голода и болезней умерли более 44 тысяч человек. Впоследствии депортацию признали незаконной, в том числе — Россия и Украина. Однако выселение крымских татар, как и тысяч представителей других национальностей — греков, болгар, армян, немцев, итальянцев и румын — навсегда изменило полуостров, его топонимику и мифологию. Истории тех, кто выжил и смог вернуться — в проекте Станиславы Новгородцевой.
Мы жили в селе под Евпаторией. Дом трехкомнатный, хозяйство, пятеро детей. Мне семь с половиной лет было, когда нас депортировали. Мама-папа растерялись, что взять не знают, дети маленькие, старшему девять. Я даже не переживала, куда-то нас везли, речку на лошади переходили, по полю шли, трава выше меня была. Взрослые плакали, прощались с соседями, с землей. Мама взяла только одно большое одеяло и палас на пол. Потом нас в поезд посадили, много народа, воздуха не хватало. Были щели, и всю дорогу папа меня подсаживал на руках, чтоб я дышать могла. Помню, что в поезде давали верблюжье мясо, жирное и непривычное, и соленый рыбный суп. От этого очень народ страдал. Есть хочется, а воды нету. Тех, кто умер, выносили из поезда, не закапывали, там шакалы по ночам…
Приехали в колхоз Карла Маркса в Узбекистане. Нам дали сарай. В одном углу — их корова и баран, в другом — наша семья. Солому расстелили, сверху одеяло. Все под ним спали.
Папа умер почти сразу в депортации. А потом младший братишка умер, ему было два года, только разговаривать начал. Мама чудом осталась жива. Отекала от голода, все детям отдавала. Умирали от голода, от болезней, на работу гоняли, климат для нас непривычный. Вода из каналов для орошения грязная, а пить надо. Местные тоже голодали. Спасали фрукты: яблоки, абрикосы, тутовник, у каждого узбека своя бахча. Мы, маленькие, помогали собирать, а они за это разрешали взять фруктов, жалели нас.
Зимой тяжело было, узбеки себе запасли немного моркови, капусты, а у нас не было ничего. После сбора урожая зимой ходили по полям, выкапывали гнилые овощи. Мешали муку с травой, лепешки делали. Молиться не разрешали, мама тайно Коран читала. По домам и школам ходили, воду заставляли пить тех, кто Ураза-байрам держит (мусульманам во время поста запрещено пить и принимать пищу до захода солнца — прим. «Ленты.ру»).
Жили в спецпоселении, как враги народа. У нас народ трудолюбивый, на любую работу соглашались за кусок хлеба или горсть муки, лишь бы детей прокормить. Постепенно стали обживаться, посадили горох, рис, фасоль.
Мама боялась ехать обратно в Крым, заново обустраивать жизнь, она сына и мужа в Узбекистане похоронила. Узбеки к нам привыкли, но когда в 90-х татары возвращались в Крым, то народ тоже настраивали против, говорили, что мы резать будем тут всех. Нас когда выселяли, мы дома и скот оставляли, люди боялись, что мы обратно их будем требовать. На работу нас не брали сначала, это потом уже поняли, что народ работящий.
Источник: lenta.ru
В местах высылки только за первые четыре года от голода и болезней умерли более 44 тысяч человек. Впоследствии депортацию признали незаконной, в том числе — Россия и Украина. Однако выселение крымских татар, как и тысяч представителей других национальностей — греков, болгар, армян, немцев, итальянцев и румын — навсегда изменило полуостров, его топонимику и мифологию. Истории тех, кто выжил и смог вернуться — в проекте Станиславы Новгородцевой.
Мы жили в селе под Евпаторией. Дом трехкомнатный, хозяйство, пятеро детей. Мне семь с половиной лет было, когда нас депортировали. Мама-папа растерялись, что взять не знают, дети маленькие, старшему девять. Я даже не переживала, куда-то нас везли, речку на лошади переходили, по полю шли, трава выше меня была. Взрослые плакали, прощались с соседями, с землей. Мама взяла только одно большое одеяло и палас на пол. Потом нас в поезд посадили, много народа, воздуха не хватало. Были щели, и всю дорогу папа меня подсаживал на руках, чтоб я дышать могла. Помню, что в поезде давали верблюжье мясо, жирное и непривычное, и соленый рыбный суп. От этого очень народ страдал. Есть хочется, а воды нету. Тех, кто умер, выносили из поезда, не закапывали, там шакалы по ночам…
Приехали в колхоз Карла Маркса в Узбекистане. Нам дали сарай. В одном углу — их корова и баран, в другом — наша семья. Солому расстелили, сверху одеяло. Все под ним спали.
Папа умер почти сразу в депортации. А потом младший братишка умер, ему было два года, только разговаривать начал. Мама чудом осталась жива. Отекала от голода, все детям отдавала. Умирали от голода, от болезней, на работу гоняли, климат для нас непривычный. Вода из каналов для орошения грязная, а пить надо. Местные тоже голодали. Спасали фрукты: яблоки, абрикосы, тутовник, у каждого узбека своя бахча. Мы, маленькие, помогали собирать, а они за это разрешали взять фруктов, жалели нас.
Зимой тяжело было, узбеки себе запасли немного моркови, капусты, а у нас не было ничего. После сбора урожая зимой ходили по полям, выкапывали гнилые овощи. Мешали муку с травой, лепешки делали. Молиться не разрешали, мама тайно Коран читала. По домам и школам ходили, воду заставляли пить тех, кто Ураза-байрам держит (мусульманам во время поста запрещено пить и принимать пищу до захода солнца — прим. «Ленты.ру»).
Жили в спецпоселении, как враги народа. У нас народ трудолюбивый, на любую работу соглашались за кусок хлеба или горсть муки, лишь бы детей прокормить. Постепенно стали обживаться, посадили горох, рис, фасоль.
Мама боялась ехать обратно в Крым, заново обустраивать жизнь, она сына и мужа в Узбекистане похоронила. Узбеки к нам привыкли, но когда в 90-х татары возвращались в Крым, то народ тоже настраивали против, говорили, что мы резать будем тут всех. Нас когда выселяли, мы дома и скот оставляли, люди боялись, что мы обратно их будем требовать. На работу нас не брали сначала, это потом уже поняли, что народ работящий.
Источник: lenta.ru
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий