Габриэль Вольфсон
Израиль и Холокост: зачем и по какому праву?
День памяти жертв Катастрофы и день Независимости отмечаются в Израиле с разрывом всего в неделю. Помимо хронологической – сегодня также как и 65 лет назад – эти даты в коллективном сознании мирового сообщества и самих израильтян почти неразрывны причинно-следственно. Невозможно отрицать факт влияния страшных событий 1939-1945 годов на отношение мира к идее создания еврейского государства. Но почти абсолютизация фактора Катастрофы, как приведшего к возникновению Израиля, во-первых, едва ли справедлива исторически, а во-вторых, в немалой степени несет ответственность за то, что над самой идеей существования еврейской страны определенные силы ставят сегодня знак вопроса.История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, а автор этих строк отнюдь не претендует на звание историка. Поэтому у меня нет никакого намерения доказывать, что государство Израиль возникло бы и в том случае, если бы шесть миллионов евреев продолжали бы жить и здравствовать в 1945 году. Но прочно вошедшее в сознание израильтян и весьма интенсивно обслуживаемое официальной пропагандой убеждение о том, что еврейское государство есть следствие, (чтобы не сказать результат) Катастрофы, сводит почти на нет базисное право еврейского народа на национальное самоопределение на своей земле. Иными словами, дискуссия о том, что такое Израиль – убежище или национальный дом, надежно спрятанная за остальные многочисленные распри нашей общественной жизни, требует серьезного осмысления.Более того, рискну предположить, что всем набившее оскомину деление на правых и левых в Израиле проходит во многом именно по границам ответа на этот вопрос.Нет более серьезного оружия в руках тех, кто ставит вопрос о легитимации самого факта существования Израиля, чем утверждение о том, что еврейское государство – это в первую очередь убежище. Объективно, никакими страданиями, включая Холокост, нельзя оправдать приход на заселенную другим народом землю, захват ее с целью создания этого самого убежища, многолетнюю колонизацию и превращение «титульной» нации в граждан второго сорта. И я еще ни слова не сказал о пресловутой «оккупации исконно арабских земель» под «исконно арабским названием» Иудея. Никакими перипетиями прошлого, никакими погромами и инквизициями нельзя объяснить и тем более оправдать более чем шестидесятилетнее существование почти постоянно воюющего и диктующего через своего мощного опекуна – США – свою волю другим странам, государства.Если Израиль – это только убежище, то надо признать, что правы идеологи пост-сионизма, утверждающие, что само создание государства, во всяком случае в той его форме, в которой оно сформировалось, - это преступление, а сионизм – колонизаторское движение, порабощающее других. В конце концов, убежище можно было построить и на менее конфликтном куске земли (вспомним об Уганде?). Думается, правда, что все те, кто любят порассуждать на тему о том, как был «выдуман» еврейский народ, нашли бы почву для претензий и там, но очевидно, что решение построить убежище именно в Эрец-Исраэль с одной стороны было неслучайным, а с другой обрекло это самое убежище на состояние почти перманентной борьбы за выживание.Существующее мнение о том, что евреев сегодня чаще всего убивают за то, что они евреи именно в Израиле, не столь далеко от истины.Помимо морально-этических, у идеи Израиля, как убежища, есть проблемы и практического характера. Философия страны-убежища, созданной под влиянием страшной Катастрофы, превращает Израиль в результат подачки сверхдержав. Бесплатных обедов не бывает ни в чем, в том числе в политике и дипломатии. За эту подачку от Израиля, и по логике убежища, совершенно справедливо, требуют оставаться в рамках, заданных сильными мира сего. «Вы хотите безопасности? Мы вам ее гарантируем, но вы обязаны делать то, что мы считаем правильным». Такая постановка вопроса выглядит далеко не столь метафорической, как нам бы хотелось. Какие там национальные, исторические, религиозные права у группки людей, которым дали кусочек земли! Пользуйтесь и скажите спасибо благодетелям.Альтернативой этого подхода является видение Израиля, как национального дома еврейского народа, а создание этой страны, как этапа в историческом развитии нации. Не стану сейчас открывать новую страницу в бесконечной дискуссии по вопросу «кто есть еврей» и ограничусь рамками, принятыми сегодня в Израиле. Группа людей, находящаяся в этих рамках, имеет право на национальное самоопределение на своей земле. Это право никак не меньшее, чем право, иорданского или палестинского народов, появившихся на свет в 20 веке, волею политических процессов в регионе. Реализация этого права является самостоятельной категорией, не зависящей напрямую от тех или иных событий, даже таких космических по своим масштабам, как Холокост. Если рассматривать сионизм и создание государства Израиль, как выражение национальной идеи еврейского народа, то многое из того, что кажется необъяснимым, внезапно укладывается в сознании и становится очевидным.Вдруг становится понятно, что есть ценности, которыми не торгуют даже в обмен на пресловутые гарантии безопасности, что национальное достоинство, над которым так принято глумиться сегодня в Израиле, - это естественное желание гордиться принадлежностью – нет, не к лучшим, но к своим, что война, в условиях которой мы живем, и, судя по всему, продолжим жить вечно, это война за свой дом. Не за убежище, которое в Бостоне, Монреале или Мюнхене (какая ирония нашей судьбы!) выглядит гораздо более надежным, но за дом и за право быть самими собой.В Израиле не любят решать сложные дилеммы. Поэтому ответа на сущностный вопрос о том, чем было создание Израиля, до сих пор нет. Но если мы вспомним, что даже нынешний премьер-министр упор делает на безопасность и практически ничего не говорит о наших правах, становится очевидно, что психология убежища прочно впиталась в сознание тех, кто формирует национальную доктрину государства. К чести Нетаниягу отметим, что он пытается сбалансировать это требованием от палестинцев признать Израиль «национальным государством еврейского народа». Стоит ли удивляться, что на это требование следует категорический отказ? Убежище – пожалуйста, национальный дом – не ваш.Сегодня мы отмечаем День Катастрофы и Героизма. Сегодня мы вспоминаем тех, кто погиб и отдаем дань страданиям и мужеству. Множество уроков можно извлечь из трагедии еврейского народа. Мне не хочется верить, что правом на государство мы обязаны тем, кто ушел в небо с крематорским дымом Освенцима. Мне не хочется думать, что они обязаны были погибнуть для того, чтобы выжившие и их потомки смогли вернуться домой. Вечная им память!
Комментариев нет:
Отправить комментарий