среда, 1 мая 2019 г.

МАМА МЫЛА РАМУ, А ПАПА...НОГИ

Заметки пристрастного наблюдателя

Мама мыла раму, а Папа… ноги
Photo copyright: pixabay.com
Фразу из Букваря «ма-ма мы-ла ра-му» помнят многие, хотя зачем для этого она сняла её с петель непонятно. И то, что папа Римский Франциск раз в год моет ноги незнакомцам, тоже известно, но вот зачем тоже неясно. Однако, начнем с Франциска.
Все знают, что в день Тайной вечери и прощальной беседы с ближайшими учениками Иисус Христос омыл им ноги и поцеловал их. Вот как это описано в Евангелии от Иоанна: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете». (Ин. 13:3-17).
Итак, Иисус омыл ноги, но не случайным людям, а своим ближайшим ученикам.
Вообще-то, судя по литературе, обычай омывать ноги и руки при входе в дом, тем более, на праздничную трапезу, был в то время общепринят на Ближнем Востоке. Гостям или старшим ноги омывали люди из более низкого сословия или моложе по возрасту. А ещё это было своеобразным знаком уважения, почтения, смирения. Даже сейчас иногда можно услышать: «Я готова была ноги ему мыть!».
Таким образом, Иисус Христос, омыв ноги ученикам, заповедовал, что и они, обуздав собственную гордыню, должны быть готовы служить и уступать друг другу. Не всем, заметьте, а друг другу, т. е. близким. Ведь и Он омыл ноги и поцеловал их не случайным прохожим, не иноверцам, а двенадцати своим апостолам, сказав им: «…если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». (Иоан.13:14).
И вот спустя почти два тысячелетия с момента последнего ужина Спасителя, в 2001 году кардинал Хорхе Марио Бергольо (Jorge Mario Bergoglio), служивший тогда в Буэнос-Айресе, собственноручно помыл и поцеловал ноги двенадцати больным СПИДом. Кстати, жил он тогда в небольшой комнатке при соборе, ездил не на персональном автомобиле с водителем, а на общественном транспорте, посещал трущобы бедняков и мыл им ноги в Великий четверг, чем, собственно, и прославился. А ещё кардинал Хорхе призывал сограждан отказываться от абортов и эвтаназии, осуждал гомосексуализм, усыновления детей однополыми семьями, из-за чего даже вступил в конфликт с тогдашним президентом Аргентины и т.п. Короче, как и большинство латиноамериканских священнослужителей, он тогда придерживался консервативных взглядов.
И это, а может нечто другое, собратья по вере заметили и после добровольного отречения от престола 28 февраля 2013 года Папы Бенедикта XVI, (в миру Иозеф Ратцингер-Joseph Ratzinger), 13 марта того же года избрали кардинала Хорхе Марио Бергольо Папой Римским.
В честь святого Франциска Ассизского он принял имя Франциск (лат. Franciscus). Но привычек, не всех, а лишь некоторых, не изменил – и в Великий четверг, т. е. в канун католической Пасхи отправился в одну из римских тюрем, где омыл и поцеловал 12 заключенным (по числу апостолов) ноги. Среди них были четверо итальянцев, два филиппинца, два марокканца, а также по одному гражданину Молдовы, Нигерии, Колумбии и Сьерра-Леоне. Все они, принадлежали к различным религиозным конфессиям. И ещё одна примечательная деталь – ничего подобного ни один Папа Римский до Франциска не делал.
Всю процедуру омовения и целования им ног снимали телевизионщики и реакция миллионов, которая тут же последовала, была не совсем той, на которую рассчитывали в Ватикане. Да, многие восхищенно заахали-заохали, но не меньше возмутились, вспомнив слова из Евангелия: «Не давайте святыни псам и не мечите жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).
Впрочем, я далек от намерения участвовать в теологических спорах, тем более указывать католиками и конкретно Папе Римскому как ему поступать в той или иной ситуации, но в данном случае не могу не присоединиться к тысячам других христиан и спросить: следуя какой заповеди Евангелия стал он проводить публичные, по сути театральные умывания и целования ног нелегальным иммигрантам и преступникам ни малейшего отношения к христианству не имеющим? Не разумнее было бы пригласить, например, матерей коптов – одной из самых древних и самой на сегодня преследуемой ветвей христианствакоторым террористы из «Исламского государства» ритуально под камеры в феврале 2015 года отрезали головы. Обнять этих несчастных женщин, тем более что часть из них исповедуют католицизм, утешить, поддержать, продемонстрировав тем самым позицию крупнейшей и авторитетнейшей христианской конфессии? И не только террористам, но и тем, кто их курирует, направляет и финансирует, а ещё правительствам ЕС, США, России…
Хотя обнять всех близких, пострадавших в последние годы от исламских террористов не то, что у Папы, а у всех христианских священников рук не хватит.
По свидетельству комиссара по свободе вероисповедания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Массимо Интровинье (Massimo Introvigne), каждые пять минут из-за своей веры в мире погибает один христианин! В это трудно поверить, но это факт.
Причём гонения и притеснения христиан происходят не только в мусульманских странах, где основной религией является ислам, но и в странах Западной Европы.
Статистика свидетельствует — именно в Западной Европе христиане всё чаще становятся жертвами большинства преступлений на религиозной почве. В странах, считавшихся в течение почти двух тысячелетий оплотом христианства, жгут, грабят и распродают церкви, оскверняют христианские кладбища, запрещают, в угоду нахлынувшим иноверцам, традиционные праздники и обряды. И духовный храм Европы, каковым считается Собор Парижской Богоматери, прежде чем запылать, как считает ряд авторитетных теологов, был разрушен изнутри.
Фактически речь идет о глобальной атаке, масштабы которой даже трудно осознать. Количество церквей, подвергающихся ежедневному вандализму, осквернению и поджогам на территории Западной Европы, колоссально.
По данным немецкого новостного сайта PI-News, в 2018 году только во Франции было зарегистрировано 1063 нападения на церкви или христианские символы (распятия, иконы, статуи). Это на 17 процентов больше, чем в предыдущем (2017) году, когда были зарегистрировано 878 нападений. Иными словами, ситуация стремительно ухудшается.
Аналогичное положение и в Германии. Только в марте т. г. четыре церкви здесь были разграблены и подожжены. «В стране, – поясняет PI-News, – происходит ползучая война против всего, что символизирует христианство: разрушаются установленные на вершинах гор кресты, священные статуи вдоль дорог, церкви… а в последнее время атакам вандалов подвергаются христианские символы даже на кладбищах. В австрийских и баварских Альпах в 2017 году было совершено около 200 нападений на церкви и поломано множество крестов: вновь и вновь полиция вынуждена заниматься расследованием осквернения церквей. Преступниками, как правило, являются молодые хулиганы с иммигрантским прошлым”. Не лучше ситуация в Италии, Великобритании, Испании.
Но пресса, ТВ, политики предпочитают особо об этом не распространяться, дабы «не возбудить в обществе праворадикальные настроения» и не подстегнуть «воинствующие элементы». Более того, едва не после каждого громкого преступления, совершенного нелегально проникшими в Европу иммигрантами, ультралевые партии и движения тут же устраивают марши и демонстрации в защиту этих самых иммигрантов от… «правых радикалов», «неонацистов» и «расистов». Авансом, так сказать. И это не что иное, как лицемерная, поощряемая сверху, политика двойных стандартов.
Для чего это делается здравомыслящему человеку понять сложно, а озвучивать конспирологические предсказания и толкования не хочется.
Как отмечалось (ещё в 2011 году) в докладе ОБСЕ, в странах ЕС христиане, пытающиеся защищать свои ценности, регулярно подвергаются разного рода преследованиям. Европу фактически захлестывает волна насилия в отношении коренной религии. По мнению ряда наблюдателей, уже давно пора поднимать общественность и власти на борьбу с антихристианской ксенофобией. Но этого не происходит. Более того, сбор данных о таких преступлениях, как сообщают исследователи, вообще представляет большую проблему. Полицейские просто их не идентифицируют как совершённые на религиозной почве, чиновники же не ведут соответствующую статистику и не анализируют подобные случаи. Пресса, если и сообщает о них, то с недавних пор без указания имен и гражданства предполагаемых или уже установленных преступников. Если же факт того, что погромщики являются иммигрантами, просачивается в прессу, то «зачинщик», т. е. виновный, как правило, объявляется психически нездоровым.
И в этой связи хотелось бы услышать не дежурные соболезнования понтифика, вроде тех, что прозвучали в конце апреля нынешнего года после серии жутких терактов, направленных исключительно против христиан в Шри-Ланке, а его конкретный призыв к действию и защите, адресованный лидерам других христианских конфессий и христианских стран, если таковые, конечно, остались. Но боюсь, что ему нечего сказать. И что тут скажешь? Тут действовать нужно. Как? Вопрос этот сколь сложен, столь и прост, но одно несомненно – пресловутая толерантность должна тоже иметь границы. Желательно узаконенные.
… Да, но о Букваре то я забыл, и о маме, которая, сняв раму с петель, моет её. Хорошее было время – доброе и относительно спокойное. Его конечно не вернуть, а хотелось бы.
Александр Фитц, Мюнхен

Комментариев нет:

Отправить комментарий