Еврейская диалектика
Народу с историей в три с половиной тысячелетия пришлось за эту историю немало передвигаться по планете. Путешествия сквозь наше первое тысячелетие описаны в главной Книге цивилизации – в ТАНАХе. Обильны событиями были и следующие два с половиной тысячелетия.
К началу 80-х годов 19 века значительное большинство ашкеназских евреев нашло себя подданными русского царя. Другая группа – более образованная и секуляризованная – проживала в Германии и в Австро-Венгрии. Эти дали миру огромную часть гениев ХХ века, но как популяция были уничтожены в Холокост.
Главный итог духовного развития советских евреев в послевоенное (после МВ-2) время – освобождение от всяческих иллюзий и идеологий. С иудаизмом мы знакомы не были – религиозность утратили ещё наши отцы. Какие-то светлые идеалы ассоциировались с Октябрём 1917 года. Молодой Булат Окуджава пел нам:
Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся,
Какое б новое сраженье ни покачнуло шар земной,
Я все равно паду на той, на той далекой на Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной.
Ещё мы распевали о дуралее, который
хату покинул, пошёл воевать,
Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать,
не понимая, что воюет за то, чтобы отняли землю у него самого.
Какое б новое сраженье ни покачнуло шар земной,
Я все равно паду на той, на той далекой на Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной.
Ещё мы распевали о дуралее, который
хату покинул, пошёл воевать,
Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать,
не понимая, что воюет за то, чтобы отняли землю у него самого.
После того, как мы узнали о преступлениях сталинизма, химера коммунизма осталась привлекательной лишь для карьеристов и глупцов. Окончательно социалистическую грёзу похоронила для наших поколений оккупация Чехословакии 21 августа 1968 года. Советская власть стала восприниматься как враг. Недаром бешеный успех имел у нас странный роман Булгакова, в котором единственным привлекательным властным авторитетом в советской Москве оказался Дьявол.
Была ли Советская армия «освободительницей»? При нападении её на Финляндию? Или при оккупации прибалтийских стран и массовой высылке в Сибирь их населения? Или при агрессии против Польши и Катынском расстреле пленных поляков? Или при массовых изнасилованиях и грабежах в «освобождённых» центрально-европейских странах?
Во время войны против немцев СССР одновременно вёл войну против собственного народа. По последним публикациям в те годы трибуналами были осуждены 2 530 663 советских военнослужащих. Вынесено 284 344 смертных приговора, расстреляно 157 593 человек. Ещё следует помянуть отношение власти после войны к своим покалеченным воинам. Какая совесть выдержит груз «гордости» за такую победу?
Ещё был миф об интернационализме СССР. Среди евреев какое-то время бытовала версия, что Октябрьский переворот освободил нас от черты оседлости и процентных норм. Потом мы вдруг осознали, что большевики к этому непричастны. Это совершила Февральская революция. Евреи ощущали на себе лицемерие «советского интернационализма» постоянно, но осознали всю его ложь, наблюдая антисемитскую реакцию СССР на чудесное спасение Израиля в Шестидневной войне 1967 года.
Постепенно во многих советских евреях стало просыпаться, вместе с презрением к СССР, страстное желание покинуть страну-западню. Активная борьба началась, когда 15 июня 1970 года 14 евреев-героев решились, рискуя расстрельной статьёй, на попытку угона из СССР самолёта. Она продолжалась 18 лет и завершилась нашей победой. Более 90% евреев покинули бывшую империю.
Советским евреям-ашкенази, утратившим идеологические иллюзии, духовность давал живой интерес к культуре и к наукам. Многие получили хорошее образование. СССР с царских времён долго сохранял достойную систему просвещения.
Если советские евреи оказались без иллюзий, то наши американские собратья и сегодня переполнены ими. Американская ветвь евреев выросла в условиях свободы и привыкла к ней. Они, как и их экс-советские родственники, в массе своей секулярны. Разница – у них, в отличие от нас, нет прививки против губительных левых идей. И они следуют за любой левой ахинеей, как мальчики Гаммельна за дудкой Крысолова из старой легенды.
Идей, которые после проверки временем не оказались ложными, в нашем мире крайне мало. Я знаю одну. Деннис Прегер – представитель малочисленной группы правых американских евреев-интеллектуалов, так объяснил «американскую трагедию» евреев: «Иудеи и другие, отказавшись от Библии как источника своей мудрости, переняли все наиболее глупые убеждения… Светские люди имеют потребность верить во что-то».
Их вера в сегодняшней Америке включает политкорректность, искажающую смыслы понятий; отказ от свободы слова, оберегающий хилую левую идеологию; от права собственности – отняв и поделив, можно удовлетворить их мечту о социализме; от традиционной морали; от традиционной роли полов, ненавистной феминисткам, да и от самого понятия пола. Утрачивается понятие американской национальной идеи: почему все желающие не могут прийти в Америку и растворить её в своей массе?
Специальный феномен современной Америки – активный еврейский антисемитизм, заметный, например, в публикациях и карикатурах Нью-Йорк Таймс, и владельцы, и большинство авторов которой – евреи. А также прохладное в целом отношение американских евреев к Израилю. Так недавний опрос авторитетной Pew Research показал: 42% американских евреев считают, что президент Трамп «слишком благосклонен к Израилю», а среди прочих американцев так считают только 26%.
Рассматривая современное еврейство диалектически – по Гегелю, можно представить, что тезисом в гегелевской формуле выступает лишённое иллюзий постсоветское еврейство, антитезисом – переполненное разными идеологиями американское. А синтезом оказывается третья её часть – израильтяне. «Тезисные» евреи в эмиграции, уже во втором поколении, теряют свой язык и традиции и приобретают свойства евреев страны пребывания. Также обречены на скорое исчезновение «антитезисные» светские американские евреи – эти за счёт ассимиляции. Больше 80% браков у них – смешанные.
Та же судьба, впрочем, уготована не столь многочисленным евреям, оставшимся на постсоветском пространстве. Информация в Википедии о дочери президента Украины Владимира Зеленского Александре: «её крёстный отец…» Зачтём в евреи человека, крестившего дочь?
Основное достижение израильских евреев-ашкенази, «синтезирующих» путь советских и американских – израильские будут существовать, когда те растают. Израильтяне приняли на себя идеологию, но это идеология не исчезновения, а жизни. Они – единственный из народов «первого мира» со здоровой демографией. У средней израильтянки более чем вдвое больше детей, чем у средней европеянки.
Одна из причин этого: израильтянин ценит жизнь, поскольку над ней висит опасность – война, могущая возобновиться в любой момент. В 1970 году в СССР одновременно появились фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» и вставная новелла в фильме Петра Тодоровского «Городской романс», в которых герои в аморальной по сути советской жизни тоскуют по нечеловечески тяжёлой и опасной, но осмысленной военной. Слава Богу, количество погибших в израильских войнах в последние десятилетия не столь велико, по сравнению, скажем, со статистикой жертв на дорогах. Но постоянная возможность войны вводит восприятие жизни и смерти в контекст её истинных ценностей.
Одна из них – патриотизм. Евреи всегда были патриотами своих стран. В период МВ-1 самый высокий патриотизм демонстрировали немецкие евреи, во время МВ-2 – советские. Оба раза любовь осталась безответной – в ней отсутствовала важнейшая составляющая – взаимность.
Выдающийся современный раввин Ури Шерки, объясняя учение создателя религиозного сионизма Рава Кука, пишет: «История — это сложная диалектическая система отношений между Божественной и национальной идеями… В истории мы встречаем выражение обеих идей и их противоборства или сотрудничества. Согласно Раву, противоборство этих двух идей — корень проблем человечества. Мы, евреи, должны стать решением». Почему мы? «Евреи встречают Божественную идею посредством национальной. Весь смысл национальной идеи — обеспечить встречу с Божественной».
Израиль создавался социалистами как атеистическое государство. Однако израильтяне стали ощущать присутствие в своей жизни Высшей Силы – ныне, по опросам, 80% среди них, включая не соблюдающих еврейский закон – галаху – верят в Бога. Рав Кук (в изложении Шерки) видел цель сионистского проекта как «открытие Святости Общего: во взаимодействии всех факторов национальной жизни проявляется Божественная Идея, или, если хотите – Шхина. Это не «религиозное государство». Это государство, в котором Божественная идея проявляется во всех ее аспектах». Поэтому, надо понимать, сущность патриотизма израильтян отлична от былого патриотизма немецких или советских евреев.
Окна нашей иерусалимской квартиры выходят в школьный двор, и траурную сирену в день поминовения погибших в войнах Израиля я переживал вместе со школьниками, выстроенными каре во дворе их школы. Я пытался представить чувства ребят, склонивших головы: думают ли они о старших в семье, сражавшихся за их страну, о тех из них, кто погиб? Или вспоминают, что на их месте, в этом же дворе, лет 10 назад стоял кто-то, погибший в последней войне? Или, может, воображают, как через другие 10 лет на их месте будет стоять кто-то и вспоминать о ком-то из них, сегодняшних, потерявшем жизнь в какой-то новой войне?
Но при этом желающих служить в боевых частях ЦАХАЛа, подвергаться максимальной опасности, защищая Израиль, больше, чем требуется, и среди претендентов проводится отбор.
С воссозданием еврейского народа на Святой Земле диалектический процесс, понятно, не прекратился. В этом процессе израильтяне, очевидно, становятся «тезисом», а «антитезисом» – народы мира. Рав Кук, писал, что «нельзя любить евреев, не любя весь мир. Предназначение евреев – это исправление мира, а если не любить мир, то это равносильно нелюбви к смыслу существования евреев».
Рав Шерки: «Национальные божественные концепции, являясь тезисами и антитезисами, придут к Единой «Абсолютной духовности». Эта диалектика, вероятно, и составляет мессианский процесс.
Борис Гулько
Комментариев нет:
Отправить комментарий