понедельник, 22 апреля 2019 г.

Зачем читать современную литературу?

Зачем читать современную литературу?

Рассказываем, почему не стоит останавливаться только на классике
Ч
асто ли вы слышите, что классические романы — это почти 100% гарантия качества, а новые книги — как минное поле, где никогда не знаешь, на что наткнешься? Есть и другое распространенное утверждение: все написано до нас, Толстого с Достоевским никому не переплюнуть, а значит новые романы и читать не стоит. Как бы не так! Очень даже стоит. Приводим пять доказательств наших слов.

Современная литература помогает понять проблемы общества

Хорошие писатели улавливают общественные настроения. Не подстраиваются под «запросы потребителя», а просто острее чувствуют то, чем живут и о чем беспокоятся их современники. И кому, как не им, проговаривать травмы поколения и выводить на поверхность скрытые страхи. Так, близкие по времени события — появление громкого флэшмоба #янебоюсьсказать и выход романа «Маленькая жизнь» — можно, конечно, назвать простым совпадением, а можно увидеть в этом прорвавшийся нарыв, который теперь легче будет вылечить.
«Новая проза отражает события и тренды в социуме. Каждый из нас каким-то образом эти их переосмысливает, вырабатывает собственное к ним отношение. Неужели не интересно сравнить свои мысли с мыслями автора? Книги современных писателей позволяют оставаться в актуальном информационном поле. Любому думающему человеку это безусловно важно».
Редактор отдела интеллектуальной прозы Юлия Раутборт
Не случайна тут и популярность исторических романов, написанных современными авторами. Литераторы нередко возвращаются к событиям прошлого, чтобы осмыслить настоящее. И на первый взгляд кажется, что гонкуровский лауреат Эрик Вюйар в своей «Повестке дня» в очередной раз рассказал о гитлеровской Германии и ее соседях, а на самом деле — продемонстрировал, как культура потребления сделала непобедимыми крупные компании и как лидер, чей авторитет поддерживали СМИ, чуть не уничтожил добрую половину мира.
«Не секрет, что сразу после события книги пишутся плохо, и сейчас мы переживаем последствия Второй мировой войны в литературе и наблюдаем большой всплеск исторического романа. Это попытка проговорить травмы: не только военные, но и последствия сталинских чисток, например».
Литературный обозреватель Наталья Ломыкина

Говорит с читателями на одном языке

Как бы хорошо вы ни знали историю и литературу, от вас все равно скроются важные подробности романа, написанного в начале XIX века.
«Викторианская Англия завораживает своей медлительностью, но в ее литературе полно нюансов, которые от нас ускользают. Читая романы той эпохи, мы видим только один пласт, и за намеками и недомолвками, языком цветов или деталями гардероба, от нас уходит много смысла».
Литературный обозреватель Наталья Ломыкина
В то же время современная литература, если и рассказывает о событиях прошлого, то на понятном и ясном языке. Положите рядом средневековый рыцарский роман и книгу Филиппы Грегори, и вы поймете, насколько проще и понятнее для вас окажется второй вариант. Еще лучше дело обстоит с романами о «дне текущем». Тут вы можете не соглашаться с автором, спорить или, наоборот, прочесть и понять, что все правда, вы сами это видели и слышали.

Помогает осознать все многообразие мира

Если раньше литературный мир смотрел на любых аборигенов глазами европейских переселенцев, то сейчас о проблемах целых народов честно и громко рассказывают их представители. Попробуйте в XX веке найти роман, написанный женщиной одного из индейских племен. Не получается? Тогда обратите внимание на недавно вышедшего «Лароуза», действие которого происходит в индейской резервации. Его автор, Луиза Эрдрич, сама наполовину оджибве. Другой пример — лауреат Нобелевской премии, афроамериканка Тони Моррисон, рассказывающая о нелегких судьбах темнокожего населения.
Современная литература, особенно «национальная», помогает лучше понять, что волнует жителей Индии или стран Африки, какие проблемы у резидентов Восточной Европы и чего боятся жители Севера.

Дает возможность испытать сильные ощущения, не выходя из дома

У кого не захватывало дух от приключенческих книг Джека ЛондонаФенимора Купера или Жюля Верна? Но их истории настолько известны, что и без знакомства с книгой читатель знает почти все о приключениях детей капитана Гранта или путешествии Филеаса Фогга. А давно ли вы читали книгу, где каждый сюжетный поворот — это сюрприз, и вы не знаете, что будет на следующей странице? Образчики качественной современной прозы легко внесут элемент неожиданности в ваш читательский быт. Слетайте на колонизированную Китаем Луну вместе с героями Кима Стэнли Робинсона или ужаснитесь той дикости, до которой может скатиться человек, прочитав «Звериное царство» Жан-Батиста Дель Амо. Поверьте, в современных романах немало волнующих приключений и леденящих душу подробностей.

Заставляет думать самостоятельно

Известная писательница Вирджиния Вульф была злым и въедливым литературным критиком. Ох и доставалось же от нее авторам-современникам, обвиняемым в бездарности, поверхностности и неумении работать с материалом. Однако именно Вульф считала, что «от живых мы получаем больше, чем от мертвых, хотя, на первый взгляд, первые во многом уступают вторым». Почему так? Все очень просто: писательница была уверена, что вокруг современных книг еще не возник ореол «неприкасаемости», и читатель сам может решить для себя, хорош тот или иной роман или плох.
«Современники становятся классиками у нас на глазах. Может, не ждать, когда автор перейдет в иной мир, позволить себе насладиться его прозой уже сейчас?»
Редактор отдела интеллектуальной прозы Юлия Раутборт

Комментариев нет:

Отправить комментарий