среда, 17 апреля 2019 г.

ПЕСАХ: ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА ИДЕЕЙ СЕДЕРА

р. Биньямин-Зеэв Кахане

Песах: что скрывается за идеей седера

НОВАЯ КНИГА КОММЕНТАРИЕВ К ПАСХАЛЬНОЙ АГАДЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 


  • ОТ ИЗДАТЕЛЯ
  • ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К 1-му ИЗДАНИЮ НА ИВРИТЕ
  • СЕДЕР ПЕСАХ
  • МАГИД - РАССКАЗ ОБ ИСХОДЕ
  • "Вот хлеб бедности нашей..."
  • "Чем отличается эта ночь?.." (четыре вопроса)
  • "Рабами были мы"
  • "История о рабби Элиэзере"
  • Четыре сына
  • "И вот что поддерживало нас"
  • Десять казней
  • Пасхальная жертва, маца и марор
  • ШФОХ ХАМАТХА - "ИЗЛЕЙ ГНЕВ СВОЙ..."
  • НИРЦА - ЗАВЕРШЕНИЕ СЕДЕРА
  • ИМЕНА И ПОНЯТИЯ 

    ОТ ИЗДАТЕЛЯ

    Хотя в этой книге собраны избранные комментарии и разъяснения к Пасхальной Агаде, содержащиеся в ней идеи и выводы достойны того, чтобы понять их и знакомить с ними других людей не только в ночь пасхального седера, но и в любое удобное время.
    Составитель книги, р. Биньямин-Зеэв, продолжил путь своего отца, р. Меира Кахане и приложил массу усилий в попытках предупредить народ Израиля о подстерегающих его опасностях, как на физическом, так и на духовном уровне. Комментарии, включенные в книгу, демонстрируют любовь к своему народу, простую и здоровую логику и веру.
    Из этой небольшой по объему книги можно получить представление не только об основывающейся на Торе идеологии, но и о том подходе к решению проблем, угрожающих самому существованию Израиля, который предлагали рав Меир Кахане и его сын рав Биньямин-Зеэв. 

    "МААСЭ БЭ-РАББИ ЭЛИЭЗЕР"

    История о рабби Элиэзере, рабби Йеhошуа, рабби Эльазаре бен Азарьи, рабби Акиве и рабби Тарфоне, которые восседали в Бней-Браке и рассказывали об исходе из Египта всю ту ночь, пока не пришли их ученики, и не сказали им: "Учителя наши! Пришло время утреннего чтения "Шма!""
    По поводу исторического фона этого отрывка у рава Йеhуды-Лейба Маймона есть интересная идея, которая - даже если не ясно, насколько она точна с исторической точки зрения, - проливает свет, необходимый для понимания той реальности, в которой жили и действовали эти мудрецы. Рав Маймон задается вопросом: почему пятеро великих таннаев оставили в ночь пасхального седера свои дома и отправились в Бней-Брак, место пребывания рабби Акивы? Ведь согласно тому, что приводится в Талмуде, у каждого из четырех других мудрецов были дома учения в разных населенных пунктах Эрец-Исраэль? Более того, если они уже решили собраться вместе, то почему именно у рабби Акивы, который считался учеником по отношению к другим?
    Рав Маймон отвечает, что речь идет о периоде подготовки восстания Бар-Кохбы. Рамбам называет рабби Акиву "оруженосцем Бар-Кохбы ("Законы царей и войн", 11:3), то есть одним из руководителей восстания. Стоит отметить, что и остальные мудрецы того поколения, как пишет Рамбам, также поддержали Бар-Кохбу. В соответствии с этим, когда эти пять мудрецов сидели в Бней-Браке - именно там, где жил рабби Акива, который был одной из центральных фигур восстания, - они занимались не только рассказом об исходе из Египта в прошлом, но и - главным образом - "исходом из Египта" в настоящем. Как известно, первое Избавление является символом последнего, и нужно хорошо выучить его основы - условия его наступления, веру, самопожертвование и освящение Имени Всевышнего - чтобы понять основные моменты Избавления последнего. Таким образом мы находим, что это фактически одно и то же - изучение Геулы, как первой, так и последней!
    Как известно, восстание Бар-Кохбы произошло примерно через шестьдесят лет после разрушения Второго храма, но, несмотря на это, в сердцах этих великих мудрецов Израиля жила вера - и они знали! - что можно привести Избавление "сегодня, если послушаются голоса Всевышнего", так как для последнего изгнания (в отличие от Вавилонского) не был установлен определенный промежуток времени. И вот, сидят пятеро великих таннаев всю ту ночь и говорят о восстании, которое должно вот-вот произойти, и чья цель - привести народ Израиля к тому дню, который будет более велик, чем исход из Египта (см. трактат Брахот, 13а). Какая польза от всех историй, которые рассказывает в ночь Пасхального седера тот, кто сидит и говорит об исходе из Египта как о чем-то относящемся к прошлому и игнорирует необходимость сделать все, чтобы привести к Избавлению народа Израиля сегодня?! И в связи с этим стоит отметить: рав Менахем Кашер в своей книге "Великая эпоха" действительно пишет, что мы обязаны рассказывать в ночь седера не только об исходе из Египта, но и о чудесах нашего поколения, чудесах начала Геулы, которые затмили чудеса времен Хасмонеев. Даже этих чудес и того, что произошло с народом Израиля за последние сто лет, достаточно, чтобы привести еврея к вере. Мы вновь увидели, подобно тому как это было при исходе из Египта, как из полного отчаяния и огромного унижения мы сумели подняться и стать народом - после того, как все уже закончили нас "отпевать".
    Можно еще добавить, что нам необходимо не только рассказывать о чудесах, но и, по примеру рабби Акивы и его товарищей, следует сидеть и обсуждать продолжение Геулы. Выяснять, каким образом добиться ее продвижения, как убрать мешающие ей препятствия, и как пойти по пути рабби Акивы и Бар-Кохбы, чтобы привести Геулу, которая уже на пороге, - сразу, быстро и без лишних страданий. Ведь недостаточно ждать машиаха, нужно привести его.
    Согласно этому объяснению, причина, по которой мудрецы не обратили внимания, что пришло время утреннего чтения "Шма", не только в том, что они были погружены в обсуждение, но также и в том, что они, из соображений конспирации, сидели в месте, куда не проникал солнечный свет…
    Учителя наши! Пришло время утреннего чтения "Шма!" - этот призыв можно объяснить и как намек. Чтение "Шма" - яркий символ принятие власти Всевышнего, которое приводит к самопожертвованию. Это выразилось в словах рабби Акивы, сказавшем в те минуты, когда римляне вели его на казнь, что он всегда беспокоился о том, когда же удастся ему выполнить заповедь самопожертвования во имя освящения Имени Всевышнего. Душа покинула его на последнем слове "Шма": "Слушай, Израиль! Господь - Б-г наш, Господь один!"
    Если так, то ученики этих мудрецов пришли и сказали им: "Учителя наши! Пришло время принять на себя власть Всевышнего и выйти на восстание против римлян, угнетающих и унижающих народ Израиля и оскверняющих Имя Всевышнего, и таким образом привести Избавление, даже если это потребует от нас самопожертвования!" И действительно, двое из вышеупомянутых таннаев, рабби Акива и рабби Тарфон, находятся в числе казненных римлянами десяти мудрецов, но ученики пятерых таннаев есть и среди других казненных, которых римляне убили за нарушение их репрессивных декретов ("гзерот") и бунт против них, и, как сказано выше, за активное участие в восстании Бар-Кохбы.
    Интересно, что одним из таких декретов римлян в том поколении был и запрет чтения молитвы "Шма". Об этом говорит мудрец Мишны рабби Меир: "Однажды сидели мы перед рабби Акивой в доме учения и читали "Шма", но читали мы беззвучно - из-за одного сборщика налогов, который стоял у входа" (Тосефта Брахот, 2:13).
    Чтобы помнил ты день выхода твоего из страны Египетской во все дни жизни твоей - недостаточно того, что еврей раз в год, начиная с малого возраста, должен сидеть и подробно рассказывать об исходе из Египта на Пасхальном седере. Каждый день и каждую ночь он должен, как минимум, упоминать исход из Египта. Упоминание - это конечно сам не рассказ, но как бы его "краткое содержание". После того как вы так много и с подробностями говорили об этом и стали в этом знатоком, теперь достаточно небольшого упоминания, и те основы, которые вы учили и рассказывали, быстро всплывут в памяти, и получится, что вы сможете вкратце повторять их ежедневно (например, в молитвах - прим. ред.).
    "Все дни жизни твоей", включая дни машиаха - рабби Элияhу Деслер разъясняет в своей книге "Письмо от Элияhу", что есть два вида "дней машиаха". В высказывании мудреца Талмуда Шмуэля: "Нет разницы между этим миром и днями машиаха, кроме подчинения [другим] царствам" (трактат Санhедрин, 91б) - имеются в виду дни машиаха из рода Йосефа. А в словах другого мудреца, Рава, что "все пророки пророчествовали только о днях машиаха" - речь идет о днях машиаха из рода Давида. (И в этом нет противоречия, так как существует принцип, гласящий, что в агадической части Устной Торы на самом деле нет споров мудрецов, а каждое из мнений представляет одну из сторон истины, которая может быть многогранна.) Согласно этому пониманию можно так объяснить сказанное: идея, которую несет исход из Египта, и пути приведения Избавления - все это также относится и к нашему времени, дням машиаха из рода Йосефа, т.к. все еще есть необходимость учить, каким же образом продвигать Избавление Израиля к дням машиаха из рода Давида. 

    НИРЦА - ЗАВЕРШЕНИЕ СЕДЕРА

    Так же, как мы удостоились устроить Пасхальный седер, так мы удостоимся приносить Пасхальную жертву.
    Хотя наши мудрецы и сказали, что во время отсутствия Храма даже тому, кто произносит слова о жертвоприношениях в молитве, засчитывается, как будто он принес жертву; да и Пасхальный седер вообще-то прошел неплохо… - но мы не забываем, что в этот вечер не хватало самого главного - пасхальной жертвы. И то, что мы делали вместо нее, было только "как бы" и только "в память о…" - мы же не хотим "как бы", мы хотим само действие.
    К следующему году в отстроенном Иерусалиме! - Какой стыд должны испытывать те, кто сидят в галут и с легкостью могут прибыть в Эрец-Исраэль (это зависит только от их решения), - но они все равно продолжают быть там и каждый год неискренне провозглашают, повторяя, как попугай: "К следующему году в Иерусалиме!", тогда так в их сердцах нет и тени намерений это осуществить. И нужно обратить внимание, что говорят "К следующему году", а не "В следующем году". То есть здесь не откладывают приезд до следующего года, просто выражая некоторую надежду, что в следующем году мы будем в Иерусалиме. Но говорят "К следующему году", имея в виду "ему навстречу", т.е. к прибытию в Иерусалим к следующему году мы будет готовить себя уже сейчас, чтобы действительно быть там в следующем году.
    В книге Коль hа-тор упоминается, до какой степени Виленский гаон был обеспокоен тем, что только в Эрец-Исраэль останутся уцелевшие, после того, как пришло время собирания изгнанников, а они туда не возвращаются. Он призвал своих учеников прибыть в Эрец-Исраэль и заниматься собиранием изгнанников, чтобы не упустить время.
    Что значит "в отстроенном Иерусалиме"? Это включает в себя две вещи: город под еврейским суверенитетом и отстроенный Храм. Объясним это более подробно:
    1. Шульхан Арух постановил, что тот, кто видит разрушенными Иерусалим и место, где был Храм, должен произнести стихи из Танаха, повествующие об этом, и разорвать одежды. В книге Мишна брура объясняется, что даже если в Иерусалиме живут евреи, но правят там сыны Ишмаэля (арабы), город называется разрушенным. То есть даже если город застроен прекрасными и большими домами для жилья и торговли, он не называется "отстроенным", если не находится под еврейским суверенитетом. И в этом глубокий смысл радости в День Иерусалима, когда Иерусалим был завоеван целиком и стал "отстроенным", хотя бы в смысле обретения еврейского суверенитета.
    2. Нет отстроенного Иерусалима без самого главного в городе, источника святости - Храма. Даже если Иерусалим полон красивых и великолепных зданий, в нем проложены многие шоссе, его наполняют массы народа, но "лишь" сердце его разрушено, заброшено и полно мерзости, и никто не стремится туда - можно ли назвать его "отстроенным"? Еще хуже, когда мы отказываемся от сердца Иерусалима - Храмовой горы, отдавая ее под власть иноверцев, тем самым изо дня в день уменьшая наш суверенитет там, и теряя также оставшуюся часть Старого города Иерусалима. И понятно, что недостаточно возводить все новые и новые дома в районах и кварталах вокруг исторического центра города, чтобы достичь "отстроенного Иерусалима", необходимо также разрушить источник нечистоты и мерзости, находящийся в центре святости города, древнего и подлинного Иерусалима, и построить там новое и святое. Согласно древнему правилу: "[сначала] убери зло - [а потом] делай добро". 
  • Комментариев нет:

    Отправить комментарий