четверг, 25 апреля 2019 г.

ХАГ САМЭАХ!

Хаг самэах!
«В седьмой день – священное собрание»

Седьмой день Песаха – не отдельный праздник, но его значение в еврейской традиции очень велико: в этот день евреи перешли Красное море
Хатуль Б.Б., 

Песах – праздник свободы и весны
Песах – праздник свободы и весны
Istock

Песах – один из самых древних еврейских праздников, неразрывно связанный с важнейшим событий в нашей истории, Исходом из Египта.
Ранее, поздравляя евреев Израиля и диаспоры с наступлением Песаха7 каналподробно рассказал об Исходе, произошедшем около 3300 лет назад, а точнее, в 2448 году по еврейскому календарю.
Также было описаны законы и обычаи празднования Песаха, рассказано о главной заповеди праздника – рассказывать об истории Исхода, об устройстве пасхальной трапезы («седера» («порядок» на иврите)), о чтении Агады, и о том, как проводят Песах современные израильтяне – религиозные и светские.
Однако, седьмой, последний день Песаха (в диаспоре – седьмой и восьмой) – это особый день, хотя и не отделённый от дней «холь ха-моэд». О нем в Торе сказано: «В седьмой день – священное собрание, никакой работы не делайте» (Ваикра, 23,8). Что же произошло в этот день такого, что он заслужил отдельного упоминания и стал днем «священного собрания»?
Наши мудрецы говорят, что в седьмой день Песаха Всевышний совершил для наших отцов великие чудеса при переходе через Красное море, воды которого, по Б-жьей воле, расступились перед евреями, а затем сомкнулись над головой фараона и египтян. Так погибли ненавистники нашего народа в далекой древности, так же продолжают они гибнуть на протяжении всей нашей истории!
Отмечать этот день нужно по правилам «йом това», – праздничного дня, прямо указанного в Торе (в отличие от, например, Пурима и Хануки), в радостной атмосфере, с пением и танцами.
В этот день, как и в Шаббат, нельзя работать, совершая «будничные» действия. А накануне вечером (в этом году – 25 апреля) и на другой день устраивают праздничную трапезу. Однако, эта трапеза не является еще одним седером, проводимый только в «заход» праздника.
В седьмой день религиозные евреи молятся в синагогах также по правилам «йом това» – таким образом, служба похожа на субботнюю, но имеет определённые отличия. В частности, читается «Хазкарат Нешамот» – молитва поминания погибших. Кроме того, в некоторых общинах и ешивах существует традиция в этот день идти к водоёму и петь отрывок из Торы, посвящённый событиям Исхода: Песнь Моря (Шират Ха-Ям) – благодарственный гимн, исполненный евреями на морском берегу, как сказано: «И взяла Мирьям, пророчица, тимпан в руку свою, и вышли все женщины вслед за нею с тимпанами и свирелями. И отозвалась Мирьям: «Пойте Б-гу» (Шмот 15:20-21).
Среди ультраортодоксальных евреев существует обычай бодрствовать всю ночь седьмого дня Песаха: в это время они изучают Тору, переходя от Пятикнижья к Невиим (Книгам пророков), а потом – к Ктувим (Священному Писанию), и завершают ночь чтением рассказа о переходе через Красное море из каббалистической книги «Зоар».
Источник: Evrofilm - еврейский медиа портал (приведено в сокращении)

Комментариев нет:

Отправить комментарий