Большой
еврейский парадокс
Борис Гулько
Одно
из самых трудных для понимания событий, описанных в Торе: семья праотца Якова,
вернувшись в свою Землю, остановилась в окрестностях Шхема. «И ВЫШЛА ДИНА, ДОЧЬ
ЛЕИ, КОТОРУЮ ОНА РОДИЛА ЯАКОВУ, ПОСМОТРЕТЬ НА ДОЧЕРЕЙ ТОЙ СТРАНЫ. И УВИДЕЛ ЕЕ ШХЕМ, СЫН ХАМОРА-ХИВЕЯ, ВОЖДЯ ТОЙ
СТРАНЫ, И ВЗЯЛ ЕЕ, И ЛЕГ С НЕЮ, И НАСИЛОВАЛ ЕЕ. И
ПРИЛЕПИЛАСЬ ДУША ЕГО К ДИНЕ, ДОЧЕРИ ЯАКОВА, И ПОЛЮБИЛ ОН ДЕВИЦУ, И ГОВОРИЛ ОН К
СЕРДЦУ ДЕВИЦЫ» (Бытие, 34:1-3) Насиловать, конечно, нехорошо. Но царь Шхема
Хамор предложил Якову выглядевшее достойным разрешение конфликта: "ЛИШЬ БЫ
НАШЕЛ Я МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ВАШИХ, А ЧТО НИ СКАЖЕТЕ МНЕ, Я ДАМ. ВОЗЛОЖИТЕ НА МЕНЯ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ВЫКУП И ДАРЫ, И Я
ДАМ, КАК СКАЖЕТЕ МНЕ; ТОЛЬКО ОТДАЙТЕ ЕМУ ДЕВИЦУ В ЖЕНЫ!"(34:11-12). Партия
неплохая – принц. И Дина, вроде, не возражала. Инцидент мог быть исчерпан. Но
ложным обещанием сыновья Якова ослабили жителей Шхема, а затем взяли Шимон и
Леви, «БРАТЬЯ ДИНЫ, КАЖДЫЙ СВОЙ МЕЧ, И НАПАЛИ НА ГОРОД БЕЗБОЯЗНЕННО, И ПЕРЕБИЛИ
ВСЕХ МУЖЧИН» (34:25).
Яков
спорил с сыновьями о содеянном, не однозначны и оценки события комментаторами.
Я думаю, что реальная причина истребления хивейцев – предложение Хамора:
ПОРОДНИТЕСЬ С НАМИ: ВАШИХ ДОЧЕРЕЙ ОТДАДИТЕ ЗА НАС, А ДОЧЕРЕЙ НАШИХ БРАТЬ БУДЕТЕ
СЕБЕ. И ПОСЕЛИТЕСЬ У НАС (34:9-10). То есть –
перспектива ассимилироваться среди хивейцев.
За
прошедшие с того события 36 столетий одной из основных забот евреев было
сохраниться, не смешаться с народами, среди которых мы жили или которые жили
среди нас. Уход еврея в другую веру воспринимался как трагедия и по нему сидели
шиву (оплакивание умершего). Присоединяющиеся же к нам должны принять наши веру
и традиции.
У
других народов смешение – обычное явление в истории. Когда переселенцы цивилизационно
ниже аборигенов, могут произойти катастрофы, вроде разрушения варварами Римской
империи. Когда выше – дают аборигенам нечто полезное, вроде государственности,
принесённой варягами на Русь. Ещё недавно в России считалось почётным быть
рюриковичем – потомком варяга Рюрика – их первого летописного князя.
Разность
культур и религий – частая причина войн соседних народов или притеснения
меньшинств, что мы хорошо познали на себе за века рассеяния.
Грандиозный
эксперимент затеяли отцы-основатели Соединённых Штатов, взявшиеся создать из
различных групп переселенцев новый народ. Его родовой знак – Конституция США.
Преамбула этого документа начинается словами: «Мы, народ Соединённых Штатов» –
народ, создающий себя принятием на себя общих законов – Конституции. А также
принципов, как в другом базовом документе новой нации –
«Декларации независимости», провозгласившей: «Все люди созданы равными и
наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами,
к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к
счастью». Механизмом, превращающим иммигрантов в американцев с их
«стремлением к счастью» предполагался «плавильный котёл», переплавлявший
пришельцев в граждан их новой страны с её культурой, традициями и идеологией.
В
реальности до реализации идеи такого нового общества предстояло произойти
гражданской войне, 200-м годам изменений и реформ, но основа
отцами-основателями была сформулирована. Ныне такое отношение к обществу и её
членам несёт Республиканская партия Америки.
Иной
подход – политику «идентичности» – как это принято
сейчас называть, предлагает гражданам Демократическая партия США. Эта политика
строится на поддержании фрагментации общества, его расслоения на группы с
разными – расовыми, национальными, сексуальными, половыми, религиозными интересами
и требованиями, нередко противоречащими интересам других союзных ей групп.
Общее у этих групп – вместо «стремления к счастью» – чувство обиды. Джейми
Метцгар в статье для «Федералиста» определила это чувство так: «Своё
самоощущение дискриминированного для них есть высшая добродетель. Притесняемые
и группы, с которыми они себя идентифицируют, в религии прогрессивистов
возносятся до уровня святости».
Для
культивирования у себя этого чувства чернокожие американцы сделали центральной
темой сохранение своего статуса жертв дискриминации, хотя сама дискриминация
давно ушла в прошлое. Здоровяки, толкающиеся за миллионы долларов на футбольном
поле, «в знак протеста» против этой былой дискриминации демонстрировали
презрение к американскому гимну, а лидер их протеста с неподобающей его образу
фамилией «Коперник» за свой протест даже стал «лицом» фирмы производителей
кроссовок Найки. Актёр Джусси Смоллет недавно инсценировал попытку расистами
собственного линчевания. Деннис Прегер подчеркнул характерность такой жажды
стать жертвой: устрой подобную инсценировку еврей – прочие евреи после
разоблачения вздохнули бы с облегчением, что ничего плохого не случилось, атаки
на еврея не было. Чернокожие же огорчились, что обвинение не подтвердилось и их
статус жертв не упрочился.
Выдающегося
продвижения в защите своего статуса обиженных добились гомосексуалисты. Сейчас
психолог или психиатр, взявшийся помочь человеку преодолеть нежелаемое им сексуальное влечение с своему полу, лишится права на
работу. Само такое влечение обществом оберегается и охраняется.
И
уж совсем удивительного успеха добились и в США, и в мире мусульмане. В реестр
запрещённого в Америке добавлена исламофобия. То же произведено решением ООН.
Практически все идеологии и религии относятся друг к другу с понятной
неприязнью. Сейчас можно ругать всё: учения капитализма, социализма,
христианства, язычества, атеизма. Но только не учение и практику ислама.
Формально
вне закона оказалась любая идеология, не признающая Мухаммеда пророком, а Коран
– богом данной книгой. Со временем толковые адвокаты
смогут возбудить благодаря этому уголовные дела против всех, не
присоединившихся к охраняемой вере.
Незаметно
идеологией Демократической партии, некогда партии рабовладельцев Юга США, вновь
стал расизм, изменивший направленность. Главным злом Америки прогрессивисты
провозгласили «привилегии белых», особенно белых мужчин. Зло белой расы
смягчают находящиеся среди неё гомосексуалисты и феминистки. Хотя не сильно.
Так белых феминисток прогрессивизм ещё терпит, но только если они – не еврейки,
поддерживающие Израиль.
Тут
мы приходим к парадоксальному положению, в котором оказались в поделённом
надвое американском обществе евреи. Основная часть их – около трёх четвертей –
левые. Эти ассимилируются проворнее всех остальных национальных групп. Более
чем в 80% случаев они вступают в смешанные браки. Левые евреи борются против
национальных интересов Израиля, функционируют во множестве еврейских
антиизраильских организаций вроде J-street, возглавляют большинство секций БДС. Этот отказ
от своей идентичности выглядит как торжество «плавильного котла», и поэтому
кажется естественным увидеть этих евреев в рядах Республиканской партии. Однако
прогрессивные евреи рьяно поддерживают радикальное крыло Демократической
партии.
Напротив,
евреям, стремящимся сохранить свою идентичность – в основном это ортодоксы (нам
есть что сохранять), естественно находиться среди групп, культивирующих свою
идентичность, то есть среди демократов. Но они – республиканцы. Яркую картину
парадоксальности раздробленного самовосприятия левых американских евреев,
назначивших себя в жертвы «привилегии белых», даёт статья С.И.Розенбаума в NYTimes
от 1 марта.
Автор
причитает: «Несмотря на то, что белые националисты желали бы видеть нас
мёртвыми, шокирующее число евреев добровольно соучаствуют в «превосходстве белых»
– не только публичные ненавистники вроде Бэна Шапиро и Давида Горовца, но также
и капо в открыто этно-националистском режиме Трампа вроде Стефана Миллера и
Джареда Кушнера. Мы оказываемся годны быть одновременно жертвами расизма и
частью его аппарата».
Розенбаум,
будто читателю недостаточно абсурдности этого рассуждения, нагружает нас более:
«Даже те из нас, кто рассматривают себя либералами или прогрессивистами, могут
быть глубоко амбивалентны относительно своей условной «белости», назначенной
нам в Соединённых Штатах в последние 60 лет».
Автор
нас предупреждает: «Поднимающаяся волна расизма (надо понимать, чёрного?)
утопит нас всех» и предлагает прогрессивным евреям решение их амбивалентности:
«Если евреи собираются выжить в будущем, мы для нашей общей пользы должны
встать рядом с «цветным населением». Другими словами: «Кто последний на запись
в чернокожие? Я за вами».
Легко
было бы предположить, что весь этот бред сивой кобылы написал клинический
идиот. Но я поостерегусь: NYTimes –
главная газета Америки, а взгляды Розенбаума – несколько утрированное видение
мира трёх четвертей американских евреев, творцов Большого еврейского
парадокса.
Борис ГУЛЬКО
США-ИЕРУСАЛИМ
ОтветитьУдалитьЕсть предположение, что Яаков направился к городу Шхему, чтобы выдать замуж Дину за
одного из жителей Шхема, потомков учеников Авраама.
Не всем понятная жесткая реакция сыновей Яакова на изнасилование Дины истолкована тем,
что сыновья ощущали себя не только семьёй , но и народом.
Что превращало проступок Шхема в казус белли.