Дурак по определению
Маамар Великого Магида "Кто является слабоумным?"
Введение
В трактате Хагига Вавилонского Талмуда упоминаются различные типы людей, которые не обязаны соблюдать те или иные заповеди Торы. Когда речь заходит о категории шотэ ("дурак", "глупец", "слабоумный" - не обязательно сумашедший, а даже просто совершающий глупые действия), возникает вопрос о точном определении этого типа для галахических постановлений. Среди прочего приводится высказывание рава Папа от имени рава Уны (4а): "Кто является слабоумным? Тот, кто теряет, что ему дают".
Известен рассказ о Ребе Цемах Цедеке, которого вызвали в какой-то городок ради разрешения галахического казуса – нужно было определить возможность одного молодого парня дать разводное письмо своей жене. Проблема состояла в том, что вскоре после свадьбы он слегка тронулся, а сумасшедший не может дать развод (так как для этого необходимо определенное наличие разума). Никто из раввинов не мог разрешить эту проблему – и молодая девушка томилась в состоянии "как-бы замужняя". Ребе приказал позвать парня, дал ему рубль и попросил его сбегать на рынок и купить кое-что. Тот хоть и выпрыгнул через окно, но вскоре принес необходимое и даже сдачу. Именно на определении того, что парень "не потерял то, что ему дали" Ребе разрешил проблему развода.
Известно, что в Устной Торе есть четыре уровня толкования. Первые уроки хасидизма святой Баал Шем Тов посвящал толкованию высказываний из Талмуда языком Тайной Торы. Толкованиями такого же типа были наполнены уроки и его преемника - Великого Магида из Межеричей. Ниже приводится его маамар – хасидское пояснение изречения "Кто является слабоумным? Тот, кто теряет, что ему дают".
Оригинал маамара:
איזהו שוטה? המאבד מה שנותנין לו. פירוש - כי עיקר האדם הוא הצלם דמות אדם שבו וכדאיתא בזוהר כשחיה דורסת את האדם בוודאי נדמה לה כבהמה והלך ממנו דמות אדם מחמת העבירות שעשה ואד"ם בגימט' מ"ה. וזהו פירוש - איזהו שוטה המאבד מ"ה שנותנים לו. מ"ה ר"ל צלם אד"ם גי' מ"ה שנותנים לו מהעולמות העליונים ונקרא שוטה כי אבד זה מחמת שטות כי אין אדם עובר עבירה אלא א״כ נכנס בו רוח שטות.
Перевод маамара:
"Кто является слабоумным? Тот, кто теряет, что ему дают". Смысл этого в следующем. Основа человека – это "образ и подобие" человека1 в нем. И как приводится в книге Зогар2, что когда зверь нападает на человека, это означает, что зверь видит в нем животное, так как тот потерял свое "подобие Человека" из-за совершенных им грехов. А гиматрия слова Адам ("человек") такая же, как слова Ма ("что")3.
И в этом смысл фразы: "Кто является слабоумным? Тот, кто теряет Ма (которое) ему дают"4. Под Ма подразумевается образ Человека (что по гиматрии тождественно слову Ма), который дают ему с Высших Миров. И называется такой "глупцом" (шотэ), так как потерял это из-за глупости (штут) – ведь "человек грешит, только когда входит в него дух глупости"5.
Перевод и примечания - р-н Элияу Гэц
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
См. Пятикнижие, книга Брейшит, 1:26: "Сказал Вс-сильный: "Сделаем человека по образу и подобию Нашему". И поясняется, что имеется в виду отпечаток Б-жественности, который несет в себе праведник.
2.
Эта же фраза приводится и в Талмуде (тр. Шаббат, 151б и Санъэдрин, 38б) от имени Рами бар Хамы. Маарша, Маараль из Праги, Торат Хаим и многие другие говорят, что "образ и подобие" несет в себе праведник, а согрешивший теряет его – и поэтому теряется его отличие от животного, и зверь не боится напасть на него.
3.
Сумма числовых значений букв словаАдам (אדם) - равна сумме числовых значений букв слова Ма (מה).
4.
Любавичский Ребе, упоминая содержание этого маамара, говорит (Сэфэр Сихот, 5750 г., Ваигаш, стр. 219-220, сноска 83), что теряющий Ма теряет связь со своей Б-жественной душой, данной ему в подарок Свыше. И исправить это возможно только с помощью самоотверженого (мэсирут нэфэш) изучения Торы (вслед за раскаянием, конечно) – так как понятие мэсирут нэфэш напрямую связано с Именем Ма (которое соответствует одному из четыре видов полного написания (милуим) четырехбуквенного Имени (Тетраграмматон), который получается при полном написании четырехбуквенного Имени с алефами (ו"ד ה"א וא"ו ה"א), при котором суммарное числовое значение всех букв - 45, т.е. מ"ה - Ма).
5.
Талмуд, трактат Сота, 3а. Шотэ ("дурак") и штут ("глупость") являются однокоренными словами. Такой же корень у слов стия ("отклонение"), сота ("изменившая мужу") и Сатан ("утягивающий", "сбивающий с толку", "обвинитель"). Поэтому "грех" (стия) возможен только из-за "глупости" (штут), когда еврей слушает "злое начало" (сатан), "подстрекающее" его согрешить. Поэтому согрешивший – "глупец" (шотэ), ведь из-за этого он теряет подареное ему Свыше Ма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий