«Я до бессмыслицы стал путать два слова: я и ты»
Письма, музыка, эмоции, Цветаева и Пастернак. Спектакль
«1926» вскоре в Израиле.
«Я до бессмыслицы стал путать два слова: я и ты». Москва .8 мая 1926-го.
Борис Пастернак в письме Марине Цветаевой
С 13 февраля в Израиле пройдут представления мультимедийного музыкального спектакля «1926», сюжет которого – перипетии одного из
величайших платонических романов XX века, любовные отношения Марины Цветаевой и Бориса Пастернака, в течение
четырнадцати лет общавшихся друг с другом посредством писем. В главных ролях -
Елизавета Боярская и Анатолий Белый.
Наряду с эффектным видеомаппингом важной составляющей спектакля является музыка.
Партия сольной скрипки отдана двум музыкантам - знаменитому скрипачу-виртуозу и
контр-тенору Дмитрию Синьковскому и не менее известной скрипачке Марианне
Васильевой. Скрипка одновременно становится голосом незримо присутствующего в
спектакле немецкого поэта Райнера Марии Рильке - личности близкой, созвучной, важной и для Цветаевой, и для Пастернака. Музыкальная партитура спектакля
«1926» включает в себя произведения Бартока, Баха, Изаи, Берга,
Пендерецкого, Шостаковича, Пьяццоллы, а также сочинения композитора проекта Алексея Курбатова.
Скрипачка Марианна Васильева – очень и очень
известна. В Израиле она уже участвовала и продолжает участвует в нескольких
крупных проектах, среди которых – серии камерной музыки в Тель-Авивском музее и
фестиваль камерной музыки в Эйлате (на который в этом году также приглашен
также скрипач и контр-тенор Дмитрий Синьковский). Марианна Васильева - первая
(и пока единственная) женщина, исполнившая полный цикл каприсов Паганини. Исполняла
она все 24 каприса и в Иерусалиме, но в преддверии гастролей «1926» речь идет о
спектакле и о музыке в этом драматическом действии.
- Какова роль музыканта в столь насыщенном
текстами драматическом спектакле?
- Что касается жизни скрипача в этом
спектакле, то лично для меня это был вопрос трепетный, первостепенный. Музыка
является основополагающей движущей силой происходящего на сцене. Она
подстегивает действие и она «надреальна». Музыка выше всех – и Цветаевой, и
Пастернака. В этом ее смысл.
- Получается, что музыкант в этом спектакле –
полубог?
- На площадке мы друг другу говорим: «Ты –
бог».
- Смычком вы дирижируете спектаклем?
- Нет, спектаклем управляют слово и музыка.
Скрипка, смычок – это часть нашего тела, а музыка – часть спектакля, мелодическое
содержание которого очень непросто.
- Даже для скрипачей такого уровня, как вы и
Дмитрий Синьковский? Шостакович, Барток, Бах – их сочинения
сложно представить вместе в одной концертной программе - настолько они разные и
эмоционально, и технически.
- На самом деле они все соединены. Это великие
сочинения, такие, как к примеру, Чакона Баха. Музыка в спектакле соединена с
развитием взаимоотношений Пастернака и Цветаевой, с той идеей, которую мы несем;
с тем, что мы хотим сказать. В те минуты, когда звучит скрипка, идет и
визуализация, и маппинг. Музыкальный материал подобран глубоко, продуманно,
чувственно. Специально для спектакля «1926» композитор Алексей Курбатов написал
произведение «Кровавая Россия».
- В
спектакле звучит и голос.
- Да. Дмитрий
Синьковский профессиональный контр-тенор. Он исполняет романс Альмана Берга на
слова Рильке.
- Для вас это первый подобный сценический
опыт?
- Да, для нас обоих. Мы все время находимся на
сцене, рядом с актерами - с Лизой Боярской и Анатолием Белым. Непривычное для
нас амплуа. И, как музыканты, мы не имеем права поддаваться тому накалу эмоций,
который существует у актеров в «1926». Эмоции музыки должны быть выше. Мы
взаимодействуем с залом через скрипку. Я дала свой первый концерт когда мне
было 7 лет, сейчас мне 32. За эти годы я научилась быть беспристрастной на
сцене.
- Что такое быть бесстрастной в этом случае?
- Все
эмоции, и страсть, и страх, и отвага - все
это присутствует, но выплескивается наружу через музыку. Музыка действует на
актеров – воздействует эмоционально, психоделически. Эмоции и страсти идут от
актеров, от Боярской и Белого, от их игры, их накала. Мы взаимообогащаем друг
друга и происходящее на сцене. И в итоге возникает гармония слова и музыки,
драмы и актерской игры. И уже понятно, что мы сделали что-то новое, спектакль
нового жанра.
****
Спектакль «1926»
Автор идеи и художественный руководитель
проекта – Валерий Галендеев, драматург и режиссер – Алла Дамскер,
художник-сценограф – Глеб Фильштинский, художник по костюмам – Алина Герман.
Партитура, подготовленная специально для
спектакля Алексеем Курбатовым, включает как его собственные сочинения, так и
шедевры Баха, Бартока, Изаи и других композиторов.
Действующие лица и исполнители:
Марина Цветаева - Елизавета Боярская
Борис Пастернак - Анатолий Белый
Партия скрипки – Марианна Васильева /Дмитрий Синьковский
Нетания,
13 февраля 2019, среда, 20:00, Гейхал ха-Тарбут, «Аудиториум»
Хайфа, 14 февраля 2019, четверг, 20:00, «Аудиториум»
Комментариев нет:
Отправить комментарий