суббота, 9 февраля 2019 г.

Утрата спутника. Леонид Велехов – памяти Сергея Юрского

Утрата спутника. Леонид Велехов – памяти Сергея Юрского

09 Февраль 2019

Когда про человека, скончавшегося на девятом десятке, говорят, что его смерть стала неожиданностью, ударом, это может показаться эмоциональным преувеличением.
Умер Сергей Юрский, ему шел 84-й год, но, я уверен, для многих это известие стало и неожиданностью, и личным переживанием. Бывают хорошие актеры, бывают выдающиеся, а бывают, их единицы, такие, которые сопровождают тебя по жизни – в разных своих ролях, на разных этапах этой самой жизни. Они становятся твоими спутниками – как это бывает с литературными героями.
Он был именно таким актером, чьи роли стали спутниками нашей жизни. И тенями за теми из нас, кто видел эти роли, шли по жизни его Чацкий и Тузенбах, сыгранные в ленинградском БДТ. Сыгранные, как и оба эти товстоноговских спектакля в целом, в строгом реалистическом, классическом ключе, но с таким сильным личным, исповедальным, как тогда любили говорить, темпераментом и наполнением, что тот же Чацкий, без всяких «двойных подчеркиваний» и аллюзий, казался нашим современником, «шестидесятником», бившимся в одиночку с окружавшим его миром лжи, холуйства и фамусовщины.
А потом оказалось, что Юрский и сам – в жизни – Чацкий. Бросил вызов культу «забронзовевшего» Товстоногова, когда увидел, что БДТ остановился в своем развитии. Но интриговать, искать способы свергнуть учителя и недавнего кумира не стал – просто ушел из театра и уехал навсегда из родного города: «Вон из Ленинграда! Сюда я больше не ездок!»
размышлял, как философ, однако ничего не боясь и все в окружающей его действительности называя своими именами
Уехал в Москву, где проработал вплоть до смерти, ровно сорок лет, и где, как он считал, так и не нашел своего нового театрального дома. Но тот, кто видел на сцене Театра Моссовета его Фому Опискина в «Селе Степанчикове» по Достоевскому и унтера Грознова в «Правде хорошо, а счастье лучше» по Островскому, думаю, со мной согласится: это были гениальные по своей филигранности и остроте гротеска работы. И – опять же без всяких специальных аллюзий – острейшие сатиры на нравы и времена нашего «застоя»…
О кино что говорить – оно и так у всех на виду. С Викниксором из «Республики ШКИД» мы прожили детство, обаятельнейшему Бендеру из «Золотого теленка» мы подражали в молодости, фантастической изобретательностью актера в фильме «Любовь и голуби», где в небольшой роли он умудрился переиграть всех, даже Людмилу Гурченко, мы просто восхищались уже в зрелые наши годы…
…На съемку передачи «Культ личности», без малого четыре года назад, в мае 2015-го, он пришел сильно постаревший, сдавший физически, усталый. И все равно это был Чацкий. Умудренный жизнью, никого не обличал и не рубил сплеча, а размышлял, как философ, однако ничего не боясь и все в окружающей его действительности называя своими именами.
Штампом стало говорить, что с тем или иным актером ушла эпоха. Тем не менее, в случае с Юрским, именно это и произошло. Но все-таки, чтобы отбиться от штампа, лучше обыграем фамилию великого актера.
Наступил конец Юрского периода.
Леонид Велехов – журналист Радио Свобода

Комментариев нет:

Отправить комментарий