воскресенье, 10 февраля 2019 г.

СТАЛИН И ХОЛОКОСТ

Леонид Гозман

Есть ли у евреев долг благодарности по отношению к сталинскому СССР?

РЕДАКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
В недавней дискуссии вокруг неоднозначного высказывания писателя Дмитрия Быкова о генерале Власове предсказуемо всплыла садистская фраза про «мыло», которое сделали бы из евреев, если бы не Сталин. В дни годовщины освобождения Аушвица президент «Союза правых сил» Леонид Гозман объясняет, почему безнравственно требовать от народа благодарности к советскому государству за свое спасение
29 ЯНВАРЬ 2019 18:21
ЗАБРАТЬ СЕБЕ
«Сталин вас спас, а вы…» Нет, наверное, еврея, к которому хоть раз не обращались бы с такими словами. Так вот, должен ли еврей благодарить Сталина и, шире, СССР?
Гитлеровский режим уничтожил 6 миллионов евреев. Советский Союз и страны Коалиции уничтожили гитлеровский режим. С его крахом прекратилось и уничтожение евреев. Если бы не победа, потери еврейского народа были бы еще более страшными, а если бы Гитлер утвердился надолго, наш народ мог вообще исчезнуть. Это очевидно.
Все ясно с палачами, почти все ясно с жертвами. Почти — потому что до сих пор недооценивается уровень сопротивления, которое евреи оказывали гитлеровским бандитам. А вот на роль спасителей, на место тех уже ушедших солдат, которые теснили гитлеровцев и освобождали лагеря, которые ужасались увиденному и кормили заключенных, стало претендовать государство — СССР. От его имени заговорили нынешние лидеры России, как наследники, не получившие положенной доли.
Не скажу за всех евреев — разные есть мнения, — но я никакой благодарности к Советскому Союзу и лично к товарищу Сталину не испытываю.
Освободители Освенцима могли и не знать, что освобождают, но они — освободители. А Сталин — нет
У Красной армии не было задачи спасения евреев — была задача победы над врагом. Ценой ужасных жертв она была решена. Была задача, которая не осознавалась самими солдатами — обеспечение послевоенной экспансии СССР. Она тоже была решена. Спасение же евреев и, в целом, узников гитлеровских лагерей задачей не было, разве что в фильме «Щит и меч». Это было побочным следствием продвижения нашей армии на Запад. Да и узники — и евреи, и неевреи — после освобождения часто попадали в особые отделы, перевозились в другие лагеря на нашем северо-востоке. Они не обретали свободу, а лишь попадали в руки других палачей, уже не со свастиками, а с красными звездами. Солдаты, вошедшие в Освенцим, в этом не виноваты. А товарищ Сталин виноват.
Подвиг остается подвигом вне зависимости от начальной мотивации. Люди в основном попадали на фронт вовсе не добровольцами, а по призыву. Да и в блокадном Ленинграде оставались не по свободному выбору, а по стечению обстоятельств. Освободители Освенцима могли и не знать, что освобождают, но они — освободители. А Сталин — нет.
И не было такого, как нам постоянно пытаются внушить, что один этнос — русские — спасал другой — евреев. В многонациональной Красной армии сражались представители всех народов СССР, в том числе сотни тысяч евреев. Среди тех, кто освобождал Освенцим, тоже были евреи, а среди его узников — представители всех национальностей Европы, хотя евреев, конечно, было там большинство. Но должен ли, например, освобожденный из Освенцима француз быть благодарен всему грузинскому народу и, тем более, современному грузинскому государству, а не тому конкретному грузину, который вошел тогда в Освенцим? Так почему же евреи должны быть благодарны не солдатам-освободителям, а их высокому начальству, которому было наплевать и на евреев, и на самих этих солдат? Да и не могут евреи быть благодарны советскому народу в целом, так как многие из них сами были частью этого советского народа.
Должны ли мы испытывать благодарность к НКВД и прочим органам за то, что, совершая массу преступлений, они иногда вешали эсэсовцев, например?
Или мы, сравнивая Сталина с Гитлером, должны быть благодарны ему и его системе за то, что он, в отличие от своего союзника 1939–1941 годов, не убивал евреев лишь за то, что они евреи? Не уверен, что правильно испытывать благодарность к человеку за то, что он не совершал какого-то конкретного преступления. Правильно испытывать соответствующие чувства к преступнику — так мы и испытываем. В человеческой истории мало людей, вызывающих к себе такое отвращение, как Гитлер.
Должны ли мы испытывать благодарность к НКВД и прочим органам за то, что, совершая массу преступлений, они иногда вешали эсэсовцев, например? Но ведь и нацисты иногда уничтожали чекистских палачей — что же, нам и их благодарить?
Я не принимаю долга благодарности к СССР еще и потому, что сама идея спасения моего народа некой безличной структурой не только лжива, но и унизительна, закрепляет не соответствующий действительности — посмотрите на израильских солдат — стереотип слабости евреев, их потребности в защите и опеке. Я не принимаю этого долга и потому, что все разговоры о том, как нас спасали — не люди, а именно государство, советская власть, — направлены на одно. Мы обязаны благодарить и кланяться, сидеть тихо, говорить спасибо за то, что нам «разрешили здесь жить», и согласиться, что здесь, в России, мы не хозяева, а так, дальние родственники, граждане второго сорта при старшем брате.
Вечная память жертвам, вечная слава тем, кто сопротивлялся, вечная благодарность тем, кто спасал — прятал, переправлял в безопасные места, входил в гитлеровские концлагеря с оружием в руках. А Сталин и советская власть пусть горят в аду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий