пятница, 11 января 2019 г.

БЫТЬ ИЛИ СЧИТАТЬСЯ ?

БЫТЬ ИЛИ СЧИТАТЬСЯ ?





Раввин Ицхак Зильбер (Ицхак Йосеф Циюни1917Казань — 2004Иерусалим) — активист еврейского религиозного подполья в Советском Союзе, основатель движения «Толдот Йешурун» за возвращение русскоязычных евреев Израиля к иудаизму и его духовный руководитель.


Сразу должен оговориться, что автор этой заметки относит себя к тем, кто всего лишь  с ч и т а е т  себя евреем и понимает, что евреем  б ы т ь – это тяжкий труд и подвиг, к которому я  не готов.
Уникальный труд Ицхака Зильбера "Чтобы ты остался евреем" как раз об этом: о труде и подвиге, необходимом, чтобы быть евреем.
Может быть, за всем этим кроется самая великая загадка еврейской истории. Почему шотландцу, к примеру, достаточно юбки, волынки, своих героев,  преданий и праздников, чтобы оставаться шотландцем? Почему еврей с дня рождения до часа смерти вынужден  существовать в жесткой системе правил и ограничений, подчеркнутого и последовательного не подобия с другими народами? Почему вот уже сорок веков он послушен воле Божьей, поставившей покорившейся Всевышнему народ в исключительные, часто трагические, условия существования?
Догадок существует множество. Юдофоб – Достоевский считал само существование еврея доказательством бытия Божьего. Может быть, не подобие это – тяжкая плата за "избранность", за почетную должность хранителя Закона, свидетеля Синайского откровения. Возможно, все здесь проще, ибо на законе не подобия и держится во Вселенной феномен мыслящий материи? Не знаю, и знать не могу. Могу лишь согласиться с тем, что в уникальности нашего народа, в его непонятной, фантастической верности своему Я, и кроются истоки завистливой и трусливой ненависти к еврею.
 Рав Зильбер не рассуждает обо всем этом. Он лишь скрупулезно, последовательно, искренне и честно описывает свой ежедневный подвиг и труд  БЫТЬ ЕВРЕЕМ.
Тем не менее, за кажущейся простотой этой книги, доступностью, увлекательностью ее текста, кроется нечто, что всегда было свойственно настоящей, большой литературе: протест против безумия и греховности цивилизации человека, языческому культу ненависти, нетерпимости, поклонению золотому тельцу.
Господи, подумал я, закрыв книгу рава, почему траве и дереву не приходится сражаться за свое достоинство  растения, почему никому не приходит в голову превращать тигра в змея, а лошадь в крокодила? Почему в мире людей все не так, все построено на злых страстях, предубеждении и глупой зависти?
Впрочем, никого не упрекает в своей книге рав Зильбер. Автор не стремиться быть судьей и прокурором. Он просто рассказывает о своей жизни. Жизни еврея в мире, где БЫТЬ евреем было так же сложно, как найти живительный источник влаги  в безводной пустыне, но при всем этом книга рава необыкновенно оптимистична, лишь потому, что описывает могучую силу доброты человеческой, способной пробить дорогу к жизни там, где, казалось, царит одна смерть.
Не упрекает рав Зильбер и меня, за мою слабость и за способность всего лишь  с ч и т а т ь с я  евреем. И я спокоен, потому что знаю твердо: народу нашему достаточно тех 600 тысяч, что когда-то стояли у горы Синай и видели скрижали в руках Моше. Собранию, неизменному в веках. Рав Зильбер, как раз, из тех, кто принадлежит к тем шестистам тысячам отчаянных храбрецов, начавших удивительную историю потомков Иакова.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий