ЕВРЕЙСКАЯ НАЦИЯ
Эта статья была написана задолго до книги марксиста – израильтянина - профессора Шломо Занда, «доказавшего», что нет на свете никаких евреев.
Станислав Ежи Лец заметил однажды: «Организм человека не в состоянии вместить одновременно и алкоголь, и антисемитизм: стоит ввести в него немного алкоголя, и юдофобия тут же вылезает наружу».
Знаменитый острослов вывел нечто, вроде закона. Прочел этот закон, и сразу вспомнил одну типичную историю на тему.
Пришлось однажды сидеть за одним столом с человеком, который никогда прежде в юдофобии замечен не был. Имел этот человек ученую степень кандидата исторических наук, написал несколько книг по истории древней Руси, годков ему было не меньше шестидесяти. Вот, пожалуй, и все, что я знал о нем в тот момент, когда подливал кандидату коньячок в опустевшую рюмку.
До третьей этой рюмки он говорил о безобразиях в проведении последних реформ в Российской Федерации. Говорил громко, но без агрессии, в рамках, так сказать, приличия. После четвертой кандидат вдруг и резко повернулся ко мне и произнес, четко выговаривая слова: « Вас нет, вы – миф. Не существует еврейской нации – в этом вся проблема. Народа без своего языка, культуры, Бога, и, главное, государственности и территории существовать не может».
Почему он вдруг заговорил об этом, было не совсем понятно. Впрочем, согласно закону Станислава Ежи Леца, просто перебрал слегка – и полезло.
Помню, как кто-то из присутствующих, решил евреев защитить, и закричал с другого конца стола:
- А цыгане?
- Э, - помотал пальцем перед носом кандидат. - Эти за свою народность когтями держатся. Цыгана всегда узнаешь. Цыгане – нация. А свое государство им не нужно. Для них вся земля - родина.
Грешен, не понимал тогда, что спорить с юдофобом бесполезно. Хроническое заболевание не вылечишь словами, кои и слышать-то не хотят. Собрался уже рот открыть, напомнить о Еврейском государстве, но здесь сам историк избавил меня от этой пустейшей необходимости.
Он все это время в упор смотрел на мой нос с каким-то тупым, растерянным изумлением и вдруг проговорил почти шепотом: «Еврейской нации нет, а евреи есть…. Вот загадка?»
Все, больше на эту тему, в тот вечер, никто не выступал. Помню только, что больше не подливал собственноручно кандидату коньяк. Он сам с этим справлялся.
Прошло лет двадцать пять с той поры, и уже здесь, в Израиле, пришлось убедиться, что вопрос того юдофоба и по сей день актуален.
Израиль – это, конечно, замечательно, но только в Еврейском государстве я понял, что народом евреев делают не общепризнанные признаки. Мы и здесь оригинальны. Евреи выжили и прошли через тысячелетия, как нация, помнящая родство, народ истории, народ особого интеллекта и Бога.
Прошу терпения, не упрекайте меня в банальности, в попытке доказать очевидное. Я затеял эти заметки, как отклик на вполне злободневные, политические проблемы нашего государства.
Восемь лет назад вышла в Иерусалиме небольшая книжка воспоминаний С.Ф. Добкина: «Л. С. Выготский: начало пути». Книга эта об одном из самых значительных психологов, мировой величине, вышла, как у нас водится, мизерным тиражом, но даже этот тираж задержался на полках магазинов.
Так вот, привожу цитату из этой интереснейшей книги, к которой я, наверняка, буду обращаться еще не раз: «Лев Семенович считал, что нацию образует общность исторического прошлого. Мне кажется, что это мысль очень глубокая. Историческая общность судеб – вот что превращает людей в нацию».
В эту книгу, опубликованную и прекрасно отредактированную И.М. Фейгенбергом, вошли и ранние статьи Выготского. В одной из них, написанной после Февральской революции, отменившей расовую сегрегацию евреев, читаю: «Есть своя законная сфера господства у политики и у позитивного национализма: в учредительное собрание и в свод законов нельзя идти не с чем иным, как с позитивным и рационалистическим. Освобождение и исход сулят восполнить круг народной жизни сектором политики. Но даже позитивный национализм формулирует: « нация есть историческое в нас».
В эти дни освобождения, озаренные отблеском великого Исхода, когда творится живая а г а д а, - в эти дни, больше чем когда-либо, мы знаем, что проблема народной воли есть в то же время проблема народного сознания. Глубокий декаданс, пережитый еврейством, должен смениться ренессансом народного сознания: только тогда оживет народная воля».
Выгодский умер в «классическом» возрасте для людей такого таланта - в 37 лет, в 1934 году. Он не стал свидетелем появления Еврейского государства и не смог оценить проблемы национального сознания, связанные именно с ним.
Кому-то могли показаться случайными слова Шимона Переса: « У нас нет истории», но это не так. Слова эти далеко не случайны. Напротив, они закономерны.
Социалистический Израиль возник на пафосе отказа, и не только от языков диаспоры, но и ее культуры, традиций и, что самое опасное, Бога, вера в которого была напрямую связана с великой Летописью нашего народа – с Торой.
Якобинцы во Франции или большевики в России, решили некогда, что с их приходом во власть начинается новая эра в истории: с новым календарем, новыми праздниками, новой орфографией и традициями, новым идолом, наконец. Мечта о новом народе – общее для всех социалистов. А новому народу не нужна старая история. Ему не нужна история вообще.
Первые лейбористские лидеры Израиля, по факту рождения и воспитания, все-таки относились с некоторым уважением к истории и религии еврейского народа. Моше Даян издает книгу «Жизнь с Торой». Микаэль Бар-Зохар пишет о Бен-Гурионе: « Господство национальных и политических целей над идеями социализма и партии станет той неколебимой основой, на которой Бен-Гурион будет строить свою политику».
В этом, пожалуй, весь секрет замечательных побед Израиля в ту пору: национальные интересы стояли выше партийных. Нынешний политический и военный кризис, когда гораздо более слабый враг, чем прежде, заставляет наше государство переживать тяжелейшие дни, во многом можно объяснить наступлением новых левых Израиля, для которых интернациональные, партийные интересы выше национальных.
Мы – народ, нация Книги – и только. Не будем спорить, так это или не так. Другого объяснения существования еврейского народа на протяжении 3,5 тысячелетий нет и быть не может.
Мы стали «жертвой» великого эксперимента. Наш народ закрепили на карте человеческой цивилизации не по географическому признаку, не общим пристрастием к охоте, земледелию или скотоводству, не простыми обычаями, сформированными особенностями родоплеменной жизни. Нас заставили быть народом во имя знаний и интеллекта. Нам была дарована история нашего народа, как единственная гарантия жизненности нации, единственная его защита.
Считается, что сотни тысяч мужчин стали свидетелями дарования Торы рабам, вышедшим из Египта вслед за Моше. В этом видят секрет веры человечества в подлинность текста нашей книги. Не думаю, что так все просто.
Тора – акт творчества гениальной силы. Тора – предельно честная Книга, другой она бы не могла быть. В ней всего один «положительный герой» – Бог, да и то не всегда Он решителен и последователен. Все остальные герои Торы, включая царей и пророков, - живые люди: свет и мрак в их душе, талант и заурядность.
Художественная сила Торы и дала возможность Книге стать летописью всего человечества. История наших предков – это история всего мира, суд над его пороками и ключ к решению насущных проблем.
И только история, записанная в Книге, делает нас народом, нацией. Это всегда понимали властные юдофобы в диаспоре, пытаясь лишить евреев языка, имен, культуры и традиций. Это прекрасно понимают новые левые в Израиле, без устали атакуя религиозный и национальный лагерь.
Мой друг здесь, в Еврейском государстве, дал мне когда-то шофар и попросил извлечь из него звуки. В пионерском детстве я успешно трубил в горн, но здесь, сколько не старался, шофар, поднесенный к губам, молчал.
Это эпизод стал еще одним, серьезным уроком в моей попытке возвращения к своим корням: далеко не все так просто, как многим, и мне в том числе, кажется. И уход от своих корней для наших отцов, дедов и прадедов был мучителен, и возвращение полно тяжелейших проблем.
Вот тут к репатриантам и подступают наши новые социалисты. «Не нужно стараться, - заявляют они. – Не нужны вам история, обычаи, не нужен и Бог вашего народа. Мы живем совсем в другом измерении, где скоро всеобщая глобализация позволит построить мир «без эллина и иудея». Живите отныне без проблем, с тем «багажом», с которым прибыли в страну предков. И все будет замечательно».
Бояться истории наши новлы ( так, для краткости можно назвать наших новый левых). Бояться, потому что в Летописях наших подробно описано, к чему вели прежде подобные попытки оторвать еврейский народ от его судьбы. Да и не только в Книге описаны трагические последствия нашей ассимиляции. Новейшая история говорит о том же. Вот почему новлы любили вспоминать о Холокосте, когда память эта приносила существенные материальные плоды, а нынче всякие разговоры о Катастрофе считает «спекуляциями на костях».
Что греха таить, мне ближе к сердцу и понятней звуки скрипки, чем грубый голос шофара, но я убежден, что этот голос во мне. Он генетически заложен в мою сущность, просто потому, что далекий мой предок, стоя у горы Сион, слышал трубный голос, извлеченный из рога, и я сегодня готов свидетельствовать, что так оно и было: « И вышел Моше с народом навстречу Всевышнему, и остановились у подножья горы …. А весь народ видел голоса, и огни, и звук шофара, и гору в дыму».
Есть в этих строчках из Торы одна удивительная вещь. Я проверил текст на иврите. Там тоже сказано: « ….видел…. звук шофара». Видел, а не слышал. И это, на удивление точно, звук был настолько силен и Божественен, что его можно было увидеть, стать свидетелем этого звука, передавая правду о нем от отца к сыну.
Народ стал нацией, когда у в и д е л звуки шофара. И это в и д е н и е запротоколировано в Книге, которой верит половина мира. Вот, пожалуй, и весь секрет удивительной, фантастической стойкости жестоковыйного народа.
Для того, чтобы в и д е т ь звук шофара не нужна своя земля, свое государство, свои денежные знаки. Нужна только Книга, нужна история народа.
Политические спекулянты успешно играют на атеизме людей, прибывших из СССР и СНГ, но это игра с огнем. Народ Торы – богоборец. Само по себе неверие в Бога – явление вполне заурядное и объяснимое. Богоборцами, все подвергающими сомнению, были евреи с незапамятных времен. Это верно, но потомки Иакова мгновенно утрачивают силу нации и начинает двигаться к новой Катастрофе, как только уходят от элементарного уважения к своей Книге и следом, что закономерно, к своей истории. Этот уход история не прощала евреям никогда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий