среда, 30 января 2019 г.

"ЕВРЕЕВ В РИГЕ ЕЩЁ МНОГО И ОНИ РАЗНЫЕ"


ИНТЕРВЬЮ
Рига в послевоенные годы была «ев- рейской столицей» Балтии, здесь было самое многочисленное еврейское население в регионе и были особенно сильны культурные традиции русской эмиграции и не до основания разру- шенной еврейской жизни. Еврейское сообщество Риги всегда удивляло без- размерным социальным диапазоном – от простых часовщиков и закройщи- ков до интеллектуалов и мастеров культуры мирового масштаба. Рига – родина великих артистов Аркадия Райкина и Михаила Александровича. Здесь родился, провел большую часть своей жизни и умер автор популяр- нейших шлягеров, «король танго» Оскар Строк. Еврейские предки были и у выдающегося актера и режиссера Михаила Чехова, чьим именем назван Русский театр в Риге. Наш собеседник  – Влад (Зеев) Шульман, председатель правления общества «Еврейское культурное наследие» им. Макса Гольдина, руко- водитель культурных программ Рижской синагоги «Пейтав-шул», певец и кантор. Вот уже почти 20 лет он работает в области еврейской куль- туры Латвии. – Влад, давай для начала разберем- ся, что представляет собой струк- тура еврейского сообщества в Латвии и какое место в нем занимает твоя организация. – Совет еврейских общин Латвии (СЕОЛ) был создан в 2003 г., в него сейчас входят еврейские организа- ций девяти городов. – Но ведь Латвийское общество еврейской культуры существует с конца 1980-х? – Да, оно было преобразовано в Рижскую еврейскую общину еще в 1993  г. Еврейский общинный центр находится в Риге по адресу Сколас, 6. Когда-то здесь был Еврейский театр. Кроме того, в этом доме размещались различные еврейские общественные организации и библиотека, прово- дились еврейские праздники, свадь- бы, лекции, концерты и собрания. В 1940–1941  гг. театр был одной из немногих еврейских организаций, которую не ликвидировала совет- ская власть. В 1941–1944 гг. в здании находились различные учреждения нацистской оккупационной вла- сти. Позже, в советское время, здесь размещался Дом политического просвещения, где даже проходили съезды Коммунистической партии Латвии. В начале 1990-х  гг. здание, являющееся памятником архитек- туры, было передано в пользование Латвийскому обществу еврейской культуры, ставшему позже Рижской общиной. – Кто «главный еврей Латвии»? В этом вопросе есть консенсус? – Да. Председатель СЕОЛ  – Ар- кадий Сухаренко. Он заместитель председателя правления банка Rietumu. – Еврейские бизнесмены поддер- живают общину? – Существует Попечительский ко- митет общины. Серьезные взносы на ее нужды, насколько я знаю, дела- ют председатель комитета Виталий Готлиб и Аркадий Сухаренко. Ну и, разумеется, многие общинные про- граммы финансирует «Джойнт»  – Американский объединенный еврей- ский распределительный комитет, старейшая еврейская благотвори- тельная организация. – Община поддерживает куль- турные программы? – Руководство СЕОЛ делает мно- го, но, к сожалению, культура не вхо- дит в число приоритетов. На первом месте  – социальные проекты, под- держка неимущих, музей, установка памятных камней на местах расстре- лов, еврейская школа... Может быть, поэтому нашему обществу удалось найти свою нишу для деятельности. – Расскажи об этом. – Общество «Еврейское культур- ное наследие», которое я возглав- ляю, носит имя композитора Макса Гольдина. Имя выбрано не случайно. Профессор Латвийской консервато- рии Гольдин был в советские време- на одним из немного знатоков и со- бирателей еврейского фольклора в СССР. В 1980-е гг. в разных городах СССР, в том числе в Москве и Ле- нинграде, с программой еврейских песен, обработанных М. Гольдиным, с успехом выступал Государствен- ный академический хор «Латвия». А в 1994 г. в Петербурге была издана первая в России «Антология еврей- ской народной песни», составлен- ная М.  Гольдиным. Задачами обще- ства является сохранение и развитие ценностей еврейской культуры, ор- ганизация фестивалей, концертов, выставок, запись CD, работа с моло- дежью, популяризация творчества еврейских композиторов Латвии. Участвуют в наших программах луч- шие латвийские коллективы и соли- сты, зарубежные гости. Пожалуй, самым крупным реализованным проектом является Международ- ный фестиваль еврейской музыки им. Михаила Александровича в Риге. Сейчас проходит уже IV фестиваль. А первый состоялся в 2007 г. В рам- ках фестивальных программ испол- нено много интересных сочинений латвийских еврейских композито- ров: оратория профессора Менделя Баша «Памяти Рижского гетто», симфония современного компо- зитора Дона Яффе «Exodus.1971», «Ахашверош-шпиль» Макса Голь- дина, танго Оскара Строка и Марка Марьяновского. В рамках III фести- валя состоялась европейская пре- мьера оратории Генделя «Эстер» на иврите в исполнении Рижского ба- рочного хора и оркестра под управ- лением дирижера Давида Шемера (Израиль). Гостями фестиваля были дочь Михаила Александровича Ила- на и ее супруг Леонид Махлис, ав- тор книги «Шесть карьер Михаила Александровича. Жизнь тенора», презентация которой была органи- зована нами в Риге. Мы инициирова- ли создание двух коллективов – Riga Klezmer Band и хора мальчиков Риж- ской синагоги. Riga Klezmer Band су- ществует и активно концертирует, а хора мальчиков в синагоге сегодня, к сожалению, нет. Но радует то, что один из его солистов – Даниил Кузь- мин  – избрал стезю про- фессионального певца, он студент Латвийской музы- кальной академии, активно участвует в наших програм- мах. А хор, надеюсь, еще удастся возродить. Вообще, мы уделяем много внима- ния работе с молодежью. В 2014–2015  гг. состоялся конкурс молодых вокали- стов им. Михаила Алексан- дровича, его победителями и лауреатами стали талант- ливые молодые певцы Эвия Хилмане, Марина Тросман, Даниил Кузьмин, Орнелла Рудевич, Патриция и Арак- си Аветисян, успехам кото- рых мы рады. В последние два года мы реализо- вали два проекта с участием школь- ников  – представителей разных национальностей: «Депортации и национальные меньшинства» и «Жизнь, отданная Латвии. Предста- вители национальных меньшинств – деятели культуры Латвии». Пре- зентации обоих проектов с успехом прошли в Рижской синагоге. И, наконец, одним их важнейших проектов сегодня является культур- ная программа в Рижской синагоге «Пейтав-шул». Это единственная сохранившаяся историческая си- нагога Риги, очень интересная ар- хитектурно и со своими богатыми литургическими традициями. В си- нагоге служили выдающиеся канто- ры, хор синагоги до Второй мировой войны славился в Риге. – А как ты попал в синагогу? Как стал кантором? – Я с детства увлекался вокаль- ным искусством, собирал пластин- ки мастеров бельканто, любимыми были Беньямино Джильи и Михаил Александрóвич, учитель и ученик, кстати. Сначала я учился в Латвий- ском университете на отделении журналистики, серьезно занимался шахматами  – был четырехкратным чемпионом Риги. Но тяга к музы- ке привела к решению заняться ею профессионально. Я учился в Ниж- нем Новгороде, где в консерватории в то время преподавал выдающийся педагог, профессор Юрий Алек- сандрович Барсов. Еще студентом я увлекся еврейским и канторским репертуаром  – вспомнились зву- чавшие дома в детстве пластинки Александровича. Первым моим про- изведением из еврейского реперту- ара стал «Кадиш» Мориса Равеля, подготовленный в камерном классе. После консерватории я продолжал учебу в Москве  – ассистентура-ста- жировка в Государственной клас- сической академии им. Маймонида под руководством профессора Алев- тины Николаевны Богдановой, а за- тем в Московской академии кантор- ского искусства под руководством Владимира Плисса. В 2001  г. прав- ление Рижской еврейской общины пригласило меня к сотрудничеству как кантора синагоги, примерно с того же времени я активно сотруд- ничаю с Советом еврейских общин Латвии и работаю как организатор культурных проектов. – Ты по-прежнему кантор синаго- ги? – Сейчас в синагоге нет кантора. Новое правление приглашает меня, сейчас как раз стадия переговоров. Так сложилось, что я  – единствен- ный, кто владеет традиционным синагогальным каноном, поскольку учился у последнего рижского кан- тора, замечательного ребе Мейше Аронса. С деньгами в синагоге про- блемы, предыдущее правление хо- зяйствовало не лучшим образом. Но мне не привыкать: когда начинал, во- обще работал бесплатно. – Кто в настоящее время раввин в Риге? – Калев Крелин, «литовский» раввин с глубокими знаниями и хороший организатор. Он работал в Дании, Германии и США, но он сейчас отправил семью в Москву и бывает здесь наездами. Нет денег на достойную зарплату. Есть еще его заместитель, достааточно моло- дой – Илья Крумер. Он рижанин и работает без зарплаты, ему просто интересно учиться и учить, а кор- мит его свой небольшой бизнес. Его отец Лев Крумер  – директор сина- гоги. Он продал свой бизнес и тоже работает без зарплаты. Раньше в синагоге были еще и любавичские хасиды во главе с раввином Мор- дехаем Глазманом, но уже почти два года как они ушли, у них теперь свой «Бейт-Хабад». Да, нужно еще упомянуть недавно открывшуюся синагогу в Юрмале. Один богатый еврей, Эммануил Гриншпун, при- езжавший туда летом, стал возму- щаться, почему там нет синагоги. Он заявил, что так дальше продол- жаться не может, и предоставил для синагоги первый этаж принадлежа- щего ему двухэтажного дома, по- святив первую синагогу Юрмалы памяти своего отца. Очень красиво получилось. Раввином стал прибыв- ший из Москвы Шимон Кутновски- Лиак. Он, как и наши раввины, лит- вак, но против хабадников ничего не имеет. – А кто является главным равви- ном Латвии? – Такового нет. Когда-то был На- тан Баркан – легендарная личность, но после его смерти в 2003 г. нового главного раввина не избирали. Сын Баркана, Менахем,  – тоже раввин. У него есть своя организация «Ша- мир», которая не входит в Совет еврейских общин Латвии, а также Музей Рижского гетто. С равом Ме- нахемом мы также осуществили ряд интересных проектов. – А как сказывается разобщен- ность раввинов на жизни рижского еврейского сообщества? – Она дает возможность разным евреям найти подходящий для них круг общения и свидетельствует о том, что в Риге евреев еще много, и они разные. Беседовал Виктор ШАПИРО

Комментариев нет:

Отправить комментарий