среда, 30 января 2019 г.

ПОЧЕМУ ИОСИФ?

ПОЧЕМУ ИОСИФ?


Почему Иосиф?                       
  Борис Гулько

 Зачастую судьбы народов определены качествами их основателей – реальных, мифических или полумифических. Легенда о Вещем Олеге, создавшем  Древнерусское государство, прибившем щит к вратам Цареграда, но, в изложении Пушкина, покорно «принявшем смерть от коня своего», учила потомков князя фатализму, ставшему важной чертой русского национального характера. Так, следующие по времени за Олегом народные герои Иванушка Дурачок оставил поколениям слушателей и читателей мечту о слепой удаче и о хвосте Жар-птицы, а Емеля, случайно поймавший говорящую щуку и лежавший с тех пор на печи, обозначил такую мечту женитьбой на принцессе, хотя бы и с несносным характером.
В советские времена в России новые герои олицетворяли иной характер.  Главной национальной добродетелью был назначен бесплатный, хотя бы и бесцельный труд. Маяковский громыхал: «Мы не уйдём, хотя уйти имеем все права.  В наши вагоны, на нашем пути, наши грузим дрова». Эти дрова стали знаковыми в советской идеологии. Павка Корчагин из главной советской книги угробил здоровье, сооружая узкоколейку, нужную, чтобы вывезти из леса дрова. Герой одного из самых ярких фильмов соцреализма «Коммунист», в замечательном исполнении Евгения Урбанского, гибнет, заготовляя дрова. Возможно, дрова – это самый точный символ народа, которого коммунистическая власть спалила за свой не такой уж долгий срок.
Евреи – единственный народ, чьи создатели являются одновременно основными персонажами религии, чья священная Книга является одновременно Книгой нашей истории. Это обстоятельство определяет вечность евреев. Как вечна Тора, как вечен иудаизм, так всегда будут существовать евреи. Без нас Тора потеряла бы смысл. Как мы зависим от Неё, Она также зависит от нас.
В основе нашего народа, определившей наш национальный характер и нашу судьбу, располагаются семь персонажей Торы. В семь дней праздника Суккот, в мистическом обряде Учпизин, мы приглашаем по очереди каждого из них привести в наш шалаш остальных. В каббале этим семи персонажам соответствуют на дереве десяти сфирот, посредством которых в наш мир изливается эманация Всевышнего, семь нижних.
Возглавляет лист основателей нашего народа  Авраhам, открывший, в окружавшем его языческом мире, истину единобожия и учивший ей других. Следом идёт его сын Ицхак, образец полного доверия Всевышнему, который в истории своего связывания сам лёг на жертвенник. Третий праотец – «совершенный» Яков, несокрушимый в своём служении Создателю. Входя в данную ему и его потомкам Землю, боролся Яков  до рассвета с «ангелом Эйсава и воплощением зла» (Раши). И сказал ангел: «Будут тебя называть… Израиль, ибо стал ты великим пред Богом и человеком. Ты победил» (Бытие 32:29). Четвёртым стал возвышенный до уровня праотцов сын Израиля Иосиф, от которого произошли два колена Израилевы.
Ещё в семёрке создателей народа величайший из пророков Моше, выведший нас из Египта и записавший Тору, его брат Аhарон, с которого началось первосвященство, и царь Давид – корень Машиаха, «которого мы ждём и который всё ещё задерживается».
Почему в основании евреев мы находим Иосифа, а не его братьев Иегуду, от которого происходят цари евреев, или Леви, родоначальника касты священников, одновременно деда и прадеда Моше и Аhарона? Какие качества Иосифа сделали его одним из оснований народа?
Юным Иосиф оказался проданным в Египет в дом начальника палачей Потифара. Это подневольное действие. Благодаря художникам знаменита история стойкости Иосифа перед домогательствами жены хозяина (есть мнение, что её звали Зелика). Эта история неоднозначна: Иосиф сам пришёл в комнату Зелики, когда та была одна, но, по версии мидраша, вообразив перед собой образ отца – или, может быть, увидев себя, похожего на отца, в редком для тех времён зеркале, бежал.  Это достойное действие Иосифа, зовущегося «праведным», не выглядит, однако, достаточным, чтобы поставить его в основу еврейства.
Три наследия Иосифа, представляется, явились типическими для наших характера и национальной судьбы и сделали Иосифа одним из столпов еврейского народа. Одно – он  обладал удивительным талантом – ему была подвластна материальная жизнь. Куда бы Иосифа ни бросала судьба – рабом в дом начальника палачей, заключённым в тюрьму, толкователем снов во дворец фараона – он везде быстро становился главным менеджером. И евреи с талантами, идущими  от Иосифа, отыскиваются в любой среде, в каждой стране, в которой мы в нашем движении по свету находим себя. Недаром в каббале сфира, соответствующая Иосифу, зовётся на дереве сфирот «иесод» – основа, а в проекции сфирот на человеческое тело корреспондирует с мужским органом, символом плодородия и успеха.
Гейне писал о короле Испании Педро Жестоком: «В рыцарях без крайней плоти \Он обрел друзей бесценных — \Превосходных финансистов, \Выдающихся военных». В средние века такая удача сопутствовала многим государям – в европейских княжествах евреи часто и успешно управляли финансами и хозяйством. В Венецианской республике  евреи организовали первые банки и наладили международную торговлю по всему средиземноморью, превратив скопление крошечных островков в лагуне Адриатики в «Нью-Йорк средневековья». Позже банковский дом Ротшильдов создал мировую финансовую систему. Поселившись в Польше, евреи становились управляющими в поместьях помещиков. В событиях 1917 года в России, когда вождь большевиков Ленин праздновал «долгий Суккот» в шалаше в Разливе, «главным менеджером» русской революции стал Троцкий. Позже Троцкий организовал из ничего Красную армию и победил в гражданской войне. Во Вторую мировую войну победу Красной армии обеспечивали евреи министр вооружений Ванников, министр танкостроения Зальцман, выдающиеся директора военных заводов и создатели оружия.
Все эти достижения завершались однообразно – изгнанием из Испании, грабежами, погромами и резнёй евреев в Германии и в Польше, налоговым террором в Венеции, государственным антисемитизмом в России. Это всё тоже напрямую соотносится с линией Иосифа в библейской истории – спасение им Египта от голода постепенно завершилось рабством для потомков отца Иосифа.
О втором наследии Иосифа Пинхас Полонский пишет в исследовании «Праотцы в динамике»: «Иосиф является «человеком мира», он хочет вырваться наружу из тесных рамок Страны Израиля,… из жизни в рамках семейного клана или узко-национального содержания. Его влекут большой мир, великая цивилизация Египта…». Эта характеристика Иосифа также стала судьбой евреев. Ещё во времена царя Соломона часть евреев переселилась в Йемен, другая – в Эфиопию. Возникла община на Крите. Постепенно по всему средиземноморью появились  еврейские общины. Иосиф Флавий пишет о многочисленных евреях в античном Риме. А ещё в древние времена отделились бухарские евреи, грузинские…
Невозможно объяснить сегодняшнее многообразие еврейской диаспоры только гонениями. Недостаточна версия и присущего евреям любопытства (в какой точке мира вы не встретите ныне израильских туристов?), и живущего в нас авантюризма. Объяснить планетарный универсализм евреев могут только национальная судьба, унаследованная от Иосифа и возложенная на нас миссия.
По представлениям каббалы, свет Всевышнего, создавая наш мир, наполнял собой мистические сосуды (келим). Некоторые из них не выдержали напряжения и разбились. Осколки их с искрами святости рассыпаны по свету, среди народов мира. Как я себе  представляю, они содержатся в языках народов, в науках и искусствах, в экономике и промышленности, в истории и политике. Предназначение евреев – собрать по миру эти искры святости. Интересно наблюдать, как евреи массово приходят в определённые места, в разные области человеческого творчества и деятельности, и, собрав содержащиеся там искры святости, уходят.
Примером может служить хорошо известная мне область шахмат. Полвека назад в них доминировали евреи. Гениальные шахматисты открывали поразительные интеллектуальные глубины, содержавшиеся в этой игре. Но сейчас, когда шахматы исчерпываются компьютерными анализами, евреи покидают эту арену.
Знаменитый мудрец 16-го – начала 17 веков Магарал из Праги объяснял, почему история достижений евреев в собирании осколков келим с искрами святости обычно связана с бедами для них: «Согласно еврейской мессианской идеи Библии и Талмуда всякому радостному событию, рождению чего-то хорошего, должны предшествовать «родовые муки» (в изложении рабби А.Сафрана).
Эта идея «родовых мук» объясняет роль второго наследия Иосифа в духовной судьбе евреев. Полонский пишет: «Если бы дело было в голоде, Иосиф мог бы посылать братьям хлеб их Египта – он был достаточно богат, чтобы оплатить этот небольшой расход. Но Иосиф воспользовался поводом сделать то, что хотел – переселить семью в Египет…». Живущие в довольстве и в безопасности на своей земле потомки Израиля не годились для Синайского откровения и получения Торы. Только пройдя через «родовые муки» рабства, познания зла, а затем через чудеса избавления – египетские казни и рассечение Красного моря – потомки Израиля оказались годными для договора со Всевышним.
Аналогичный путь на ином витке истории прошли евреи СССР. После «родовых мук» неволи и притеснений, тягот борьбы за выезд: «Самолётного дела», мученичества «узников Сиона», через потерянные годы жизни и разбитые карьеры отказников, их демонстрации и голодовки, половина из нас достигла Святой Земли. Другие по дороге ещё собирают последние «осколки с искрами святости» в Америке и в иных местах.
Для этой части нашего народа важно третье наследие Иосифа. Умирая, он «связал сынов Израиля клятвой: «Когда Бог позаботится о вас, вы должны отсюда вынести мои останки» (Бытие 50:25). Этим Иосиф обозначил будущее, сегодня, похоже, уже скорое будущее «останков» диаспоры – возвращение в Землю Израиля.
Сейчас, когда настают мессианские времена – исполняется обещанное в заключительной части Торы: «Господь твой соберёт тебя опять из всех народов, среди которых рассеял тебя. Даже если будет твоё рассеяние до краёв небес, Бог, Господь твой соберёт тебя оттуда и возьмёт обратно тебя» (Второзаконие 30:3-4). Мы наблюдаем, как Западная цивилизация исчерпывается, её духовный, и политический кризис захлестывает также Америку. Европейские евреи возвращаются в Израиль, оставляя континент «юденфрай». На очереди американские евреи. А в Израиле сбывается предсказанное для мессианских времён: «Бог тогда дарует тебе избыток добра во всех деяниях рук твоих, в плодах утробы твоей, в плодах твоего скота и в плодах твоей земли. Будет Бог снова радоваться во благо тебе как он радовался твоим отцам» (30:10). Успехи израильтян во всех областях материальной жизни, их демографическое благополучие резко выделяют их среди увядающих народов Западной цивилизации.

Получается, что национальный характер, таланты и судьба нашего народа прочертаны Торой в описании личности и пути Иосифа. Это делает его одним из ключевых персонажей еврейства – нашим четвёртым праотцом. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий