среда, 7 ноября 2018 г.

Недруги: Марк Шагал – Казимир Малевич

Недруги: Марк Шагал – Казимир Малевич

Истории профессиональной ревности, взаимной неприязни,непреодолимых разногласий, а иногда и непримиримой вражды между художниками в сериале Артхива
Принято считать, что Марк Шагал и Казимир Малевич были врагами. Малевич в самом деле сыграл в судьбе Шагала роковую роль — во всяком случае, так могло показаться в 1919-м, в год их знакомства.

Малевич переманил к себе студентов Шагала. Фактически выжил его и из Училища живописи (которое тот основал), и из родного Витебска.

Впрочем, конфликт этот был почти заочным. За время легендарной «войны» эти двое едва ли обменялись сотней слов, они практически не знали друг друга. Малевич не враждовал с Шагалом и определенно не желал ему зла. Казимир Северинович стал орудием или, если хотите, игрушкой в руках универсума, который так стремился понять, объяснить и оседлать. И у которого, как известно, весьма специфическое чувство юмора.

Завтра была война

В 1914 году Марк Шагал приехал из Парижа в родной Витебск, чтобы, наконец,жениться. Невеста — Белла Розенфельд — терпеливо ждала его уже четыре года. Сразу после свадьбы молодые планировали уехать в Европу. Но началась война. В Париж Шагала не выпустили. В мемуарах художник писал: «Мои документы изъяли и опечатали. Я чувствую себя так, будто меня раздели догола, да в придачу я оброс бородой и шерстью». Шагал смирился. Раздеваться догола было для него делом обычным — живя в Париже, он завел привычку писать обнаженным. Свою малую родину он искренне любил, даже Париж он называл своим «вторым Витебском». Он мечтал основать здесь художественную школу, и эта мысль поддерживала его в самые тяжелые годы. 

В 1917-м 30-летнего Шагала назначили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. Он имел определенную известность в Москве и за границей, а его работы казались новой власти достаточно революционными,чтобы сойти за «пролетарское искусство». Два года спустя Шагал основал и возглавил Витебское художественное училище — дело всей своей жизни, как ему тогда казалось. 

Это были тревожные времена. Где-то неподалеку гремела гражданская война.

В ноябре 1919 года в город вошел Казимир Малевич.
Чемпион мира
Пользуясь терминологией Малевича, можно сказать, что в Витебск его привели«харчевые соображения». Начинания, связанные с просвещением и искусством,финансировались правительством достаточно щедро, да и вообще, провинция жила сытней столиц. Кроме прочего, Малевича привлекала возможность издать в Витебске свою работу «О новых системах в искусстве» — в Москве ему это не удалось. 

Когда преподававший в художественном училище Лисицкий (в 19-м еще не Эль,а Лазарь Маркович) предложил ему перебраться в Витебск, Казимир Северинович быстро собрал чемоданы.

Впрочем, обставлено прибытие было так, что никто не посмел бы заподозрить Малевича в том, что он появился в Витебске ради хлеба, дров или жилплощади.
Искусствовед Александра Шатских описывает пришествие так: «Вся школа собралась внизу, в холле здания, где всегда происходили общие собрания. Из холла на второй этаж дома вела открытая одномаршевая лестница. М. Шагал объявил о прибытии в школу нового преподавателя — и после этого выступления на верхней площадке появился круглоголовый крепкий человек и медленно стал сходить по ступеням, делая широкие размашистые движения руками. Спустившись вниз,он взошел на подиум-сцену и, не говоря ни слова, продолжал делать нечто вроде гимнастических упражнений; плотная коренастая фигура делала его похожим на борца или атлета. Эффект был оглушительный». 

Нет, это не новый преподаватель приехал руководить здешней мастерской — Суперзвезда, Космический мессия, «Чемпион мира», как писал о себе Малевич в письме историку культуры Михаилу Гершензону.

Шагал не сразу понял, что происходит. Да и не время было перебирать кадрами. «Каждого, кто изъявлял желание у меня работать, я тотчас великодушно зачислял в преподаватели, считая полезным, чтобы в школе были представлены самые разные художественные направления," - вспоминал он в мемуарах.
Утвердители Нового Искусства. Витебск, 1922 г. Малевич — второй слева в верхнем ряду.
Вскоре Малевич учредил объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»), отростки которого стремительно расползлись по округе (уже в 1920-м филиалы возникли в Москве, Смоленске, Саратове, Перми). Его члены приветствовали друг друга «супрематическим» восклицанием «"у-эл-эль-ул-эл-те-ка!», разговаривали преимущественно междометиями и аббревиатурами, издавали альманахи,манифесты и «установления». Все это было чем-то средним между сектой и партией. 
На то, чтобы подмять под себя все, чем Шагал жил в Витебске, Малевичу потребовалось примерно полгода. В мае 1920-го студенты «индивидуалистических» мастерских практически в полном составе вступили в УНОВИС, как в «единственный, ведущий к творчеству коллектив». УНОВИС монополизировал в Витебске все, что так или иначе было связано с художественной деятельностью. В своей супрематической манере уновисовцы расписывали трамваи, разрабатывали дизайн продовольственных карточек, оформляли интерьеры госучреждений и городские фасады. Шагал остался в одиночестве, дело всей его жизни легло под каток свинцовой харизмы Малевича.

Прирожденный лидер, Малевич умел очаровать и заинтриговать интеллектуала вроде Гершензона, известного писателя. О том, какое влияние он мог оказать на впечатлительного простолюдина, нечего и говорить: для своих учеников Малевич был не ментором, а божеством. Кроме прочего, в Училище он действовал как эффективный менеджер. В то время как Шагал пытался научить своих студентов рисовать, Малевич «учил их супрематизму». Через месяц-другой занятий(в основном теоретических) в его классе, ученик считался готовым художником. Конечно, у Шагала не было шансов. 

Вся эта, безусловно, высокая драма проистекала на фоне вполне бытовых дрязг. Малевич занял жилплощадь, на которую претендовал Шагал (справедливости ради нужно упомянуть, что Малевич, скорее всего, об этом не знал). Зарплата Шагала как директора Училища составляла 4800 рублей. Для сравнения, спустя некоторое время после его отъезда из Витебска, Малевичу был назначен персональный оклад в 120 тысяч. Шагал чувствовал себя не только одиноким и преданным,но и униженным.
Привет Луначарскому!
Если не знать деталей, может показаться, что вся эта история — несколько булгаковского толка. Художник с именем, мастер и энтузиаст своего дела, хочет спокойно работать — днем учить студентов (в мастерских своего училища), а вечером ужинать (желательно в своей столовой). А тут Малевич со своими уновисовцами: кожаные куртки, портупеи, брошюры, новояз, уплотнение квартир. Ни дать ни взять, встреча профессора Преображенского со Швондером. На деле все обстояло несколько иначе.

У Шагала не было портупеи. Зато у его личного телохранителя была. То, что Шагал ходил по родному Витебску с охраной, не очень-то вяжется с образом ранимого художника. В отличие от профессора Преображенского, Шагал не просто имел покровителей во властных кругах — он сам был властью. Как всякую власть, его недолюбливали. Ситуация усугублялась тем, что Шагал был из местных. В Витебске знали и помнили его отца, работавшего приказчиком в продуктовой лавке,пропахшего селедочным рассолом. Шагала с его личной охраной и мандатом,выданным якобы самим Луначарским, считали выскочкой. На его фоне Малевичу несложно было казаться в Витебске большой столичной знаменитостью. 

Вообще, Малевич был далеко не единственной причиной того, что Марк Шагал уехал или, если хотите, бежал из Витебска. Все, что он делал здесь после возвращения из Парижа, оборачивалось неудачей.

Огуречный ласси для чистых сосудов

Огуречный ласси для чистых сосудов

Огурцы содержат множество витаминов, которые необходимы нашему организму для правильной работы и укрепления иммунной системы. Очень важной функцией огурца является восполнение недостатка жидкости. Огурец на 90% состоит из воды, поэтому если вы пьете недостаточно жидкости, обязательно включите этот овощ в свой рацион. Более того, вся вода, содержащаяся в огурце, «убирает» токсины из организма. А при регулярном употреблении огурец способен даже растворять камни в почках. Рецепт не содержит глютен и рафинированный сахар!
Photo copyright: pixabay.com. CC0
При регулярном употреблении огурец способен даже растворять камни в почках. Благодаря витаминам группы В семена тмина способствуют росту тканей организма и укреплению мышечного корсета, положительно влияют на работу нервной системы. Нутриенты помогают укрепить защитные функции иммунной системы, увеличивают степень всасываемости продуктов питания в кровь, оказывают антиоксидантный эффект и борются с внутренними воспалениями. Вещество холин влияет на метаболические процессы и гармонизирует содержание вредного холестерина в крови. Калий необходим для здоровья сердца, защищает сосуды. Порошок тмина снимет головную боль, укрепляет нервную систему, нормализует сон, избавляет от бессонницы, очищает организм от инфекций и болезнетворных бактерий. Мята стимулирует пищеварение, лечит диарею, устраняет тошноту, расширяет сосуды, устраняет головную боль, мигрень, успокаивает нервы, помогает при бессоннице, обладает желчегонным и потогонным действием, расширяет коронарные сосуды.
Соленый огуречный ласси с листьями мяты и порошком тмина — это быстрый, вкусный и полезный напиток, который станет отличным вариантом перекуса! Если вы устали от обыденных напитков, то этот рецепт именно для вас!
Огурцы содержат множество витаминов, которые необходимы нашему организму для правильной работы и укрепления иммунной системы. Очень важной функцией огурца является восполнение недостатка жидкости. Огурец на 90% состоит из воды, поэтому если вы пьете недостаточно жидкости, обязательно включите этот овощ в свой рацион. Более того, вся вода, содержащаяся в огурце, «убирает» токсины из организма. А при регулярном употреблении огурец способен даже растворять камни в почках. Благодаря витаминам группы В семена тмина способствуют росту тканей организма и укреплению мышечного корсета, положительно влияют на работу нервной системы. Нутриенты помогают укрепить защитные функции иммунной системы, увеличивают степень всасываемости продуктов питания в кровь, оказывают антиоксидантный эффект и борются с внутренними воспалениями. Вещество холин влияет на метаболические процессы и гармонизирует содержание вредного холестерина в крови. Калий необходим для здоровья сердца, защищает сосуды. Порошок тмина снимет головную боль, укрепляет нервную систему, нормализует сон, избавляет от бессонницы, очищает организм от инфекций и болезнетворных бактерий. Мята стимулирует пищеварение, лечит диарею, устраняет тошноту, расширяет сосуды, устраняет головную боль, мигрень, успокаивает нервы, помогает при бессоннице, обладает желчегонным и потогонным действием, расширяет коронарные сосуды.

Соленый огуречный ласси с листьями мяты и порошком тмина

Ингредиенты:
  • 1 большой огурец
  • 1 стакан йогурта
  • ¼ стакана свежих листьев мяты
  • ½ чайной ложки порошка семян тмина
  • ¼ чайной ложки черного перца
  • соль
Приготовление:
Поместите все ингредиенты в блендер и взбейте до однородной консистенции. Налейте в стакан. Можете подавать холодным. Наслаждайтесь!
Готовьте с любовью!

Ученые назвали продукт, препятствующий набору веса

Ученые назвали продукт, препятствующий набору веса

Ежедневное употребление орехов препятствует набору веса и улучшает состояние сердечно-сосудистойсистемы, выяснили специалисты Американской ассоциации сердца. Выводы ученых опубликованы на портале EurekAlert.
Photo copyright: pixabay.com. CC0
Научная группа проанализировала анкеты более 126 тысяч мужчин и женщин, не страдающих хроническими заболеваниями. Каждые четыре года участники исследования отвечали на вопросы о том, как часто и в каком количестве они едят орехи.
Выяснилось, что около 30 граммов продукта в день не только не принесут вреда фигуре, но и помогут в борьбе с ожирением.
Кроме того, ученые пришли к выводу, что употребление такого количества орехов вместо аналогичной порции красного или обработанного мяса, картофеля фри или чипсов, а также десертов будет способствовать меньшему набору веса.
«Люди часто воспринимают орехи как продукты питания с высоким содержанием жира и калорий, поэтому они редко считают их здоровыми перекусами, однако на самом деле они способствуют меньшему набору веса и улучшению здоровья», — говорит один из авторов исследования Лю Сяоран.
Ученый также подчеркнул, что употребление орехов уменьшает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.

ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД НАСТУПАЕТ

Последний парад наступает…

В пятницу по колледжу объявили: 4-го ноября (воскресенье) всем явиться туда-то на торжественное шествие и т.д. Тины забили практически все. Ещё недавно грозили отчислением и прочими карами, да ребятки давно просекли: никого ни выгонят, хоть читать не умей и будь на учёте в психушке. Финансирование заведения напрямую зависит от количества учащихся. Технари (училища, т.н. колледжи) полупусты, их закрывают один за другим, институт среднего проф. образования в стране как таковой сдох. Как и предприятия, где они могли бы пригодиться. Как были с 30-х ремеслухи да ПТУ, так и остались, как ни назови. А у молодых да юных совсем другие интересы. Министерские дураки даже не подозревают какие. Что и демонстрируют ежегодные захеры наробораза.
Photo copyright: kremlin.ru
День народного единства. Единства кого с кем? Газпрома с Роснефтью? Зюгановцев с жириновцами? И всех скопом с едросами? Люди давно живут каждый сам за себя. Одни жиреют, другие выживают. Что общего у олигарха с нищебродом? Фермера с безработным токарем? Учителя, врача с соседом-гопником? Они уже не станут дружно орать «уря» под стенами гробницы. Они мечтают о селфи на фоне пирамиды в Долине Царей. А местные царьки жаждут одной власти. Которая была только у большевиков, почти целый век. И продолжают тупо пудрить мозги «левизной». Заменили 7 ноября на 4-е – абсолютно выдуманную дату.
О событиях 1612 г. и вокруг подлинных документов практически нет. Ни в одном источнике (не диссертациях ангажированных «историков», а источниках) именно 4 ноября не упоминается как конец смуты начала 17 века. Смута была. Самозванцы были. Самозванство – вообще национальная забава русичей. И поляки были. А вот «народных героев» Минина и князя Пожарского нет. Нет, князь-то был, но совсем никакой, бедолага, не боец и уж тем паче не стратег. А имя и самоё наличие, некоего торговца, якобы, на народное бабло сколотившего ополчение, и сподвижника полководца Пожарского историки так и не нашли. Козьма Минин – совковая сказка. Как и Сусанин, Циолковский, Мишка Калашников, Сергей Королёв и многие другие, коих не счесть. Народная рать, вставшая на защиту отечества, тоже миф. Население – за кистень и в разбой. В том числе и дворяне. Например, Пётр Болотников, которого в учебниках представляют как простолюдина – беззаветного борца за правое дело, на деле офицер-дезертир. Он просто сколотил банду, грабил всех подряд – как своих, так и поляков-интервентов,    и одно время корешился с Тушинским вором.
Какое ополчение?! Московитам не до того. Всяк думал, как бы выжить, а служить – да хоть самому сатане. Сегодня Шуйскому, «царю на час», завтра ляхам, али шведу, который подсуетился с севера… И все друг друга готовы предать за чарку зелена вина в целовальне. У Лжедмитрия русских гораздо больше, чем ляхов. Последних всего около 4 тыс. Он отменил удельное рабство и объявил крестьянина «вольным хлебопашцем» – неслыханная воля на Руси. И к нему повалил народ. А вовсе не в лубочное «ополчение». Гуляли да бражничали в основном. Поляки тож горазды пьянствовать. Вооружение у них, правда, европейское, передовое, легко били разрозненные отряды мятежных русичей с копьями и луками
Академик Костомаров пытался описать те события, перелопатил кучу материала, и нашёл лишь грандиозный раскардаш, бестолковое шараханье лихого люда вокруг Москвы. И сведения главным образом от иностранцев. На историков нажали, и вышло то, что вышло… про «героев» Минина с Пожарским, и ополчение.
Так кто же прогнал поляков? Да никто. Сами ушли. Всё разграбили, выжрали, выпили и свалили, покуда живы. Как и Наполеон спустя ровно два века. «Nie mozesz tu mieszkac… nawet w palace» – сохранилась запись в семейной хронике знатного шляхтича.
Кремлинский агитпроп безнадёжно устарел. Всё те же кумачовые шествия (???), патриотическое кино, телешоу, набрыдшие всем и каждому до рвоты. И всё бряцают танчиками как бы в честь парада 41-го. Параллельно с крестным ходом. Бряцай-не бряцай, а через 10-20 лет не останется ни одной совковой башки. Даже налитой пивом. Просто по возрасту. Страну будут населять абсолютно другие люди. А танчики им куда интереснее на дисплее смартфона, нежели на площади с мумией…
И главное, людям плевать даже на дополнительный выходной. А это симптом.
Al Sherpa

Jews vs. Jews, Who Needs Anti-Semites?

Jews vs. Jews, Who Needs Anti-Semites? What the Pittsburgh Killings Uncovered

Aftershocks from Pittsburgh’s synagogue massacre have surfaced fissures and faults that riddle Jews in the US, in Israel, and between. Deep ideological divisions over who is responsible for American anti-Semitism and how to tackle the problem reveal the crumbling foundation beneath worldwide Jewry. At the same time, the cosy, secure feeling that existential threats toward Jews do not happen in America has shattered. Commonsense dictates that our footing must be restored because anti-Semitic storm clouds gather on the horizon and our survival as a people is at stake.
Photo copyright: pixabay.com. CC0

Hatred, an Old Disease

In 2015, a gunman killed nine people in Charleston, South Carolina, during a Bible study session at an African-American church. Racial and religious hatred is nothing new. Anti-Semitism, in particular, did not start yesterday either and cannot be attributed to any specific US president or political party. It has been present throughout history and has increasedover the years. We have lived in denial, believing that this scourge of the past was dead and could never strike in America, until the murders at the Tree of Life Synagogue struck a deep chord in our collective consciousnessand shook us into the reality that there are no sacred spaces that can shield us.
These are the stark facts: over the last decade since the FBI began registering hate-crime cases, Jews have been the most targeted victim group in America, despite being less than 2 percent of the American population. Fully 54% of religiously motivated hate crimes have singled out Jews. Yet, the decade saw nothing compared to the Pittsburg shooting that took the lives of 11 people, the worstattack on worshipping Jews in American history.

Jews vs. Jews

The deadly shooting in Pittsburgh has prompted an interfaith outpouring of solidarity for the victims and the Jewish community in general. However, among the Jewish community itself, there is no such solidarity. While the American Jewish Committee (AJC), launched the #ShowUpForShabbat campaign, “determined to ensure that love triumphs over hate, good over evil, unity over division,” Franklin Foer, a Jewish writer for The Atlantic called for the excommunication of Jews who back Trump and their shunning from religious congregations: “Their money should be refused, their presence in synagogues not welcome.” Moreover, Israel could not be left aside when looking for a place to pin the blame for anti-Semitism, as GQ writer Julia Ioffe asserted that the moving of the American embassy to Jerusalem motivated the synagogue attack.
In the meantime, Rabbi Jeffrey Myers of the Tree of Life Synagogue, who is still trying to overcome the trauma of the massacre in his congregation, reported receiving hate mail for welcoming President Trump to the victims’ memorial site in Pittsburgh. In addition, the synagogue tragedy has become an excuse for political pundits from both sides of the Atlantic to fan the flames of division between Israel and the US Diaspora over ideological principles on a variety of issues that have eroded relationships and deeply splitJews in the last few years: the Iran deal, the Kotel, conversions, the move of the American Embassy to Jerusalem, the definition of who is a Jew, to name a few.

Blame Game to Connection Game

It is always easy to blame someone else when a problem arises, but by doing so we eliminate the possibility of finding solutions by diverting attention away from its root cause. To find the cause of Jewish suffering we need look no further than ourselves.
The enemy is within us. To be more precise, the disorder is between us, in our detachment from each other. Jews have succumbed to the blame game instead of holding each other tight in response to adversity. Moreover, when our unity crumbles, hatred against us strengthens.
During the trying times of World Word II, prominent Kabbalist Rav Yehuda Ashlag, Baal HaSulam, expressed it this way in his paper “The Nation”:
“It is clear that the immense effort required of us on the rugged road ahead requires unity as strong and as solid as steel, from all factions of the nation without exception. If we do not come out with united ranks toward the mighty forces standing in our way then we are doomed before we even started.
Our sages knew that we are a strong-headed people and knowingly left us a plethora of wisdom to follow to heal our rifts and find strength to face threats. As was written in The Book of Consciousness by Rabbi Eliyahu Ki Tov, “We are commanded at each generation to strengthen the unity among us so our enemies do not rule over us.”

How Can We Reach Unity Under the Current Climate?

There are Jews from the left, Jews from the right; less observant, more observant, not observant at all Jews; Jews who oppose Israeli policies, Jews unconditionally pro-Israel. To our enemies, these distinctions don’t matter. To them, we are one. But why should we depend on haters to remind us of our shared Jewish heritage? We can easily follow the path of our ancestors to solve our disputes: “Although Beit Shamai and Beit Hillel were disputed, they treated each other with fondness and friendship, to keep what was said (Babylonian Talmud, Eruvin, 13b).
We have been one unique people since the times of ancient Babylon, when Abraham the Patriarch gathered us as a Jewish nation, as those willing to unite above differences following our seminal principle of “love your neighbor as yourself” (Leviticus 19:18).
The internal conflicts between us back then were just as vivid as ours today. Each individual’s ego burned with its own views and demands, but each understood that the only way to repair their broken relationships was adherence to the tenet, “love will cover all transgressions” (Proverbs 10:12).
Jews are a mini-model of humanity. We are to function as a prototype of connection between people, between opponents. This is possible and doable with the method of connection we were given in ancient Babylon: the wisdom of Kabbalah. Kabbalah contains the “know how” to fix the world. Its treasure holds the glue to put all the broken pieces of the Jewish puzzle together again in a most amazing way where every different piece is indispensable to complete the whole picture. Our perfect Jewish connection is meant to be radiated from inside out like a kind of fractal pattern for the rest of humanity.
It is written in The Book of Zohar about the Jews’ special role, “as the organs of the body cannot exist in the world even a minute without the heart, all the other nations cannot exist in the world without Israel.” Rav Yitzhak HaCohen Kook (the Raiah), elaborated on the need for unity when he wrote, “The construction of the world, which is currently crumpled by the dreadful storms of a blood-filled sword requires the construction of the Israeli nation … in anticipation of a force full of unity … that is found in Israel.” (Orot[Lights], 16)

Shining Light for Ourselves and the Nations

Spreading unity and light in the world is our role, whether we currently agree to it or not. Kabbalists have long stated that the sooner we realize and implement our role, the sooner we will see anti-Semitic hatreddissipate and disappear. This is so because our foundational identity as a people was in unity and mutual responsibility. We are expected to pass it on to humanity. By not doing so, we bring resentment, hostility and destruction down upon our heads.
We can replace hatred with love by drawing closer to one another above our frictions. Let’s accept our current shattered state as an opportunity to truly become one people again. Then let’s continue to build layers of mutual trust, love and understanding after this tragedy fades away in the news. While tragic or happy events come and go, our role is an eternal promise. As it is written by Rabbi Simcha Bonim Bonhart of Peshischa, “this is the mutual guarantee on which Moses worked so hard before his death, to unite the children of Israel. All of Israel are each other’s guarantors, meaning that when all are together, they see only good” (A Broadcasting Voice, Part 1, Balak).
Michael Laitman