понедельник, 11 июня 2018 г.

Национальные особенности русской свадьбы

Национальные особенности русской свадьбы

964697519669ac5b6757530a11f
Взгляд испанского корреспондента газеты "El Mundo"…
Я не боюсь своей собственной свадьбы (с достаточным количеством водки в организме я могу представить себя перед алтарем или верхом на красивейшем экземпляре сибирского тигра, все равно). С тех пор, как я живу в Москве, чего я действительно боюсь, так это чужих свадеб. А из всех чужих – прежде всего русских. Я быстро и с радостью собираюсь на свадьбу к своему другу Альберто в Паленсию (Palencia), но когда нужно отправляться на бракосочетание к товарищу Борису, то я несколько раз подумаю, прежде чем согласиться.
Почему? Да потому, что главными действующими лицами на русской свадьбе отнюдь не являются жених с невестой. Главными лицами на свадьбе выступают приглашенные, которые выдвигаются на первый план по воле тамады, некоего персонажа свадебно-праздничного русского фольклора, который вызывает во мне гораздо больший ужас, чем рукопашная схватка с Терминатором. Тамада можно условно перевести как ведущий празднества.
На русской свадьбе могут отсутствовать родители невесты, теща, младший брат, муж сестры, бывшая девушка двоюродного брата Василия или я (который всегда пытается этого избежать), но только не тамада. Это некая смесь дворового острослова и электронной ударной установки (по скорости, ритму и надоедливости, с которыми он докучает участникам застолья).
clip_image001
Тамады беспощадны по своей сути. В течение шести-семи часов (а время на русских свадьбах течет очень медленно, в отличие от подобных мероприятиях, проходящих в других широтах) он вовлекает гостей в какой-то безумную вереницу игр, конкурсов и танцев ради развлечение новобрачных. Какие-либо паузы для того, чтобы дать отдохнуть приглашенным, в его программе не предусмотрены.
С наступлением хорошей погоды количество свадеб в России возрастает, и нетрудно увидеть в эти дни на Красной Площади парочки новобрачных, фотографирующихся у подножия разноцветного Храма Василия Блаженного, похожего на огромное кондитерское изделие. Самодовольные, они стоят перед ним подобно двум фигуркам со свадебного торта, как будто сорвавшимся с главного купола. Их лица выражают удовольствие. Некоторые ждут свадьбы как майского дождя. И все же я боюсь их больше метеоритного дождя. Я русскую свадьбу предпочитаю наблюдать издалека.
clip_image003
Хотя многие русские стараются сыграть свадьбу в июне или вообще в течение лета, потому что, как гласит русская пословица, «кто в мае женится, тот будет маяться», я убедился в том, что кто действительно «маются» на русских свадьбах, так это гости. Независимо от месяца и времени года.
В Испании свадебное пиршество сосредотачивается вокруг стола с яствами. Это коллективная радость, наполняющая души через пищеварительную систему. В России же еда отходит на второй план (но только не выпивка!). Часть свадебного стола состоит из легких закусок и бутербродов, фруктов и салатов, которые не охлаждаются и могут подождать. Что не может ждать, так это «измывательство» над гостями, которое идет без перерыва и в горячем виде. Как в цирках Древнего Рима, где потешались над позором других, радость жениха и невесты, похоже, находится в прямой зависимости от того нелепого положения, в которое попадаем мы, приглашенные, по воле тамады. Фактически новобрачные взирают на тебя с некоторым ожиданием, как будто от твоего выступления зависит их счастье в будущем.
Фраза «придется удалить Вам этот зуб без анестезии» равносильна в моем подсознании приглашению на русскую свадьбу. Если я совершу над собой усилие и вспомню о русских свадьбах, на которых мне довелось побывать, то вижу себя глупо прыгающим с кроличьими ушками на голове вместе с еще полдюжиной гостей в костюмах.
clip_image004
Я вижу себя выряженным в султана с танцующим вокруг меня десятком гостей (клянусь, что мне это не приснилось), в очках и с накладным носом, участвующим в постановке русской народной сказки, главные герои которой пытаются вытянуть огромных размеров репу, или даже соревнующимся с другими, кто быстрее нарисует портреты молодоженов…
Присутствовать в качестве гостя на русской свадьбе – это все равно, что участвовать в забеге под лозунгом «Если б знал, то не пришел», где главной наградой является его скорейшее окончание. Потому что это нельзя назвать коллективной радостью. Это принудительная радость в коллективе.
Погрузившись в круговерть игр и конкурсов, те, кто не отличается излишней решительностью, стараются выпить побольше в отчаянной попытке побыстрее отрешиться от всего происходящего (наверное, кому-то следовало бы изучить связь между алкоголизмом и тамадой).
clip_image005
Следует отметить, что тамады не внемлют никаким увещеваниям. Не пытайтесь договориться с тамадой о том, чтобы он оставил вас в покое (я уже говорил о том, что чувство пощады им неведомо). Достаточно сказать на ухо («не втягивай меня в свои игры, я тебя очень прошу»), и ваше имя тут же прозвучит в микрофоне, а через несколько мгновений ты уже будешь прыгать с кем-нибудь наперегонки с одетым на ноги мешком. Вот тебе и тамада!
Спрятаться от его напора невозможно. Я вспоминаю грузного гостя, который никак не хотел вставать со своего места и пролезть через обруч тамады. Он делал вид, что его это как бы и не касается. Я восхищался его решимостью и каменным спокойствием, которое мгновенно и неизвестно куда улетучилось, когда тамаде удалось напялить ему на голову парик блондинки и заставить детским голосом кого-то изображать.
clip_image006
Тамада выступает в роли короля и шута одновременно. Он — хозяин положения. На русской свадьбе вас вполне могут заставить отодвинуть в сторону жаркое из индейки и пойти изображать Утенка Дональда. Не поев и не выпив (особенно не поев), вы незаметно для себя из гостя превращаетесь в звезду свадебной вечеринки.
С гостями происходит то же самое, что и с героем рассказа Хулио Кортасара (Julio Cortázar) «Инструкции для Джона Хоувелла» ('Instrucciones para John Howell'), зрителя, которого заставили выскочить на сцену и исполнить роль в театральной пьесе, которую он смотрел. Не верьте лукавой улыбке тамады. Он неизбежно обманет вас, это улыбка джокера из карточной колоды, который говорит нам: «ваша карта бита».
В начале ты пытаешься воспринимать все это в положительном ключе, думая, что участие в этой веренице бессмысленных игр поможет глубже познать русскую душу, однако в итоге ты даже не можешь узнать самого себя (танцевать вприсядку в казачьих шапках может оказаться особенно вредным для самооценки). Однако не стоит слишком уж жаловаться, потому что раньше, как рассказывают, свадебные гуляния длились три дня…
Если вы относитесь к категории тех людей, которые на вечеринках сидят одни-одинешеньки в углу, то на русской свадьбе вы будете себя чувствовать загнанным в угол. Выхода нет. Его никогда нет. Ускользнуть от всевидящего ока тамады – столь же трудно, как обмануть злого волшебника.
На знаменитой картине «Боярский свадебный пир в XVII веке», принадлежащей перу Константина Маковского и, пожалуй, самым знаменитым произведением русской живописи, посвященным свадебной тематике, виден этот всплеск коллективной радости, столь свойственный русским свадьбам. Хотя, если присмотреться внимательнее, направив свой взгляд вслед за гусем, который на подносе парит над столом, то я бы сказал, что боярам больше нравилось полюбоваться молодым женским лицом, чем вкушать яства с праздничного стола.
clip_image007
Другим элементом, который продлевает мытарства иностранного гостя, попавшего на русскую свадьбу, являются тосты. Это нечто обязательное, они растягиваются во времени и пространстве и требуют неимоверного терпения. Продолжительностью тостов измеряется значимость свадеб в России.
Я был свидетелем тостов, которые произносились в течение более десяти минут. Это уже были даже не тосты, а свадебные речи. Неважно, что после предыдущего тоста вам уже нечего сказать или водка затуманила ваш рассудок: все ждут вашего выступления. А если иностранец заявит, что не говорит по-русски, то его заставят выступить на своем родно языке (мистическая связь между водкой и знанием нескольких языков еще ждет своих исследователей).
clip_image008
Когда гости, стараясь перекричать друг друга, начинают восклицать «Горько! Горько! Горько!», это значит, что молодые должны поцеловаться. Никто так и не смог объяснить мне причинно-следственную связь между заклинаниями «Горько!» и поцелуями, но поскольку тамада на несколько секунд вынужден остановить свой адскую машину развлечений, чтобы дать свершиться «Горько!», для меня наступает такой же счастливый миг, как и для молодых. Я использую эту паузу, чтобы перевести дух, взять бутерброд с семгой и пропустить несколько рюмок в надежде хоть как-то отключиться от происходящего.
Иногда я думаю, что тамада выполняет некую скрытую социальную функцию, которая заключается в том, чтобы развеять в человеке страх перед своей собственной свадьбой: минут через двадцать экзекуции он захочет оказаться на месте жениха, уверяю вас.
На кавказской свадьбе, описание которой давалось в одном служебном сообщении, опубликованном на сайте Wikileaks (когда президент Чечни Рамзан Кадыров танцевал с позолоченным пистолетом на поясе и подарил новобрачным слиток золота весом 5 килограммов), ничто не удивляет. Любые выходки в духе Гаргантюа и Пантагрюэля являются их неотъемлемой частью. Но это восточные дела.
Тем не менее, должен признать, что когда я впервые попал на свадьбу в Москве, меня несколько озадачил разгул, царивший в зале. Подобного театра безумия я увидеть не ожидал. Привычный образ «холодного и сдержанного» русского расплывается на свадьбах подобно мороженому, которое подают на десерт. Особенно, когда гости танцуют вокруг стола, изображая паровозик и периодически выкидывая ноги в стороны…
clip_image009
В какой момент истории возник тамада? Кому это вообще пришло в голову? Это Сталин придумал?. После победы советской власти в эстетике русской свадьбы произошли коренные изменения. Большевики под дулом револьвера спустили ее с алтаря, сбросили с неё пышные наряды и лишили ореола мистицизма.
Если во время бракосочетания Константина Левина и Китти, описанного Львом Толстым в своем романе «Анна Каренина» (1878), невеста появляется одетая во все белое, с длинной вуалью и цветочным венком, а на женихе черные штаны и фрак с жилеткой, в соответствии с модой того времени, то в 30-е годы советские свадьбы потеряли всякий намек на гламур.
«У него была трехдневная щетина, он стоял в рубахе с засученными рукавами и без носков. На ней также не было чулок, а голова была непокрыта. Оба были инженерами». Так вспоминает нотариус Луис Ойос Каскон (Luis Hoyos Cascón) советскую свадьбу, на которой он был свидетелем в августе 1932 года, в своей книге «Московский меридиан» ('El Meridiano de Moscú'); с этим раритетом меня ознакомил мой приятель Фернандо Вильяльба (Fernando Villalba), работающий советником по вопросам печати в посольстве Испании в Москве.
В этих смелых и интересных записках путешественника Ойос Каскон вспоминает, что жених и невеста «предъявили свои профсоюзные билеты сотруднице, которая зарегистрировала их брак без какой-либо торжественности», а через минуту вся церемония уже была завершена и они покинули зал бракосочетаний. С точки зрения марксизма-ленинизма, обоюдный выбор людей является действием слишком частного характера, несовместимым с идеей одной большой массы и преданностью партии.
Серп большевиков покончил с великолепием. Начиная с 1917 года, Советская Россия отказалась от утонченной эстетики аристократов, и свадьба превратилась в обыденную процедуру, как, например, «когда кто-то остановился выпить аперитив, чтобы затем идти своим путем», пишет Ойос Каскон.
clip_image010

В отличие от грустной картины, которую нарисовал нотариус, искусство социалистического реализма пыталось изобразить «красные свадьбы» в более приглядном свете.
И все же, даже столь колоритным полотнам как «В волостном ЗАГСе» (1928) художника Александра Моравова не удается подретушировать суровую простоту тех бездушных церемоний.

Преследования, на которые обрекла большевистская революция дворянство и аристократию, коснулась также и Церкви, которую фактически сровняли с землей. Свадьбы справлялись серийно, как будто речь шла о сборочном конвейере. Это уже было не единение двух душ, а сварка или стыковка наугад двух тел (как это можно наблюдать в монументальной скульптуре «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной).
clip_image011
Та картина, которую рисует нам Ойос Каскон, настолько непохожа на свадьбу Левина и Китти, что трудно поверить в то, что решить идет о совершении одного и того же обряда. Спартанская атмосфера коммунистических свадеб («Само помещение оборудовано весьма просто: столик справа, у входа; еще один в глубине. За каждым из них сидит делопроизводительница.
Две скамьи, 3-4 стула, портрет Сталина, портрет Ленина, читающего «Правду», бюсты того и другого, а также Маркса, настенные часы), контрастирует с великолепием, которое было до 1917 года: «две больших люстры и большие восковые свечи, горящие перед иконами, наполняли светом позолоченную ограду, стоявшую перед иконостасом, лики на иконах, большие канделябры и серебряные подсвечники, изразцы, ковры, хоругви вверху на хорах, ступени алтаря, старинные ритуалы, сутаны и ризы священников», пишет Толстой.

В отличие от царской России, где неравные браки между молоденькими девушками и обеспеченными стариками были обыденным явлением (как можно видеть на известной картине Василия Пукирева «Неравный брак» 1862 года), в СССР в брак вступали в очень юном возрасте. Эта традиция существует и поныне.
От советских свадеб до наших дней сохранилась какая-то атмосфера фабричного конвейера, как будто речь идет о кузнечном цехе, где кольцами сковывают союзы. В здании ЗАГСа ждущие своей очереди пары толкутся в коридоре с другими парами в самый незабываемый день своей жизни.

clip_image012
Чтобы как-то противостоять обыденности и компенсировать утрату значимости момента, которую неизбежно несут в себе поставленные на поток бракосочетания, в зале, где раньше висели портреты Ленина, сейчас играет пианист. Конечно, ему далеко до церковных хоров царской России, но он все же в какой-то степени повышает эмоциональный тонус переживаемого события.
И в этой обстановке эстетического смешения, которое впитало в себя торжественность церковного обряда венчания и приземленность советских свадеб, на первый план выходит постмодернистская фигура тамады, мелкого языческого беса, который ни во что не верит, а лишь выискивает, кого бы из гостей принести в жертву на алтарь свадьбы, которой он руководит.
Давайте же послушаем самого тамаду. Что он думает? Каково его видение мира? Он понимает, какой вред наносит психике людей, которых втягивает в свои игрища? Он сам будет нанимать тамаду на свою свадьбу? (Предпочитаю выразить сомнение по этому поводу).
Нижегородское агентство по предоставлению услуг тамады пишет на своем сайте: «Наш художественный коллектив прекрасно знает, кто является главным действующим лицом на свадьбе, и мы понимаем, что после Вас и Ваших гостей идет тамада (скромность никогда не была отличительной чертой шутов).
Ведь именно он знает, что сделать для того, чтобы праздник получился легким, блестящим, но при этом не утратил торжественности и значимости переживаемого момента (понятия «тамада» и «торжественность» столь же несовместимы между собой, как окорок и шоколад).
И далее: «Цель тамады заключается в том, чтобы найти что-то общее, что объединит и раскрепостит гостей, внесет в душу каждого искреннюю радость за новобрачных». Звучит очень красиво, но когда отплясывают «кукарачу» в мексиканских шляпах среди незнакомых людей, то душа хочет скорее куда-то спрятаться, чем выплеснуться наружу. Потому что тамада перемалывает психику каждого гостя в мясорубке своего театра кошмаров.
clip_image013
Посмотрим, что пишет на своем сайте московский тамада Аркадий Коротич: «я обещаю молодоженам и гостям незабываемый праздник, который они будут помнить долгое время. Их ожидает целое море интересных конкурсов, шуток, оригинальных тостов и самых настоящих чудес. И дело в том, что я не только ведущий, но также и профессиональный иллюзионист!» (интересно, а он может сам себя заставить исчезнуть?). и заканчивает свое напыщенное обращение следующим образом: «Доверьтесь человеку, имеющему опыт в проведении свадеб.
Будьте уверены, скучать не будут ни гости, ни молодожены» (почему они никак не хотят понять, что просто отведать вкусной еды в компании хороших людей совершенно не имеет ничего общего со скукой?).
А вот другой тамада предпочитает сразу приступить к сути вопроса. Вместо того, чтобы нахваливать себя при помощи красочных эпитетов, он просто объявляет цену: от 18 000 до 30 000 рублей [то есть, от 450 до 750 евро] за свадьбу [именно такую сумму я бы с радостью им заплатил, чтобы они оставили меня в покое и дали мне возможность спокойно насладиться тарталетками с красной икрой].
clip_image014
«Самый главный на свадьбе – это тамада!», восклицает другой, как будто у кого-либо остались хоть какие-то сомнения. «Каждый из нас мечтает о том, чтобы Ваша свадьба была самой красивой и счастливой. А что для этого нужно? [не может быть!]. Главное – это правильно выбрать ресторан и, в не меньшей степени – тамаду».
Почему никто не скажет им в открытую, что их развелось слишком много? Если Парламент Великобритании только что запретил цирковые номера с дикими животными, так почему же Россия не может остановить нашествие представителей профессии тамады? Им предоставили слишком большие возможности (большую власть), и теперь они садятся нам на голову. А это уже намного хуже.
clip_image015

Даниэль Утрилья (Daniel Utrilla) 

Пять мифов о кариесе

Пять мифов о кариесе

608fb4deabe9260a50e02b6b942e32b5(2)
О кариесе, как ни странно, мы знаем очень мало. А в вопросе сохранения здоровых и красивых зубов следует полагаться только на факты, а не на мифы. О самых распространённых из них нам рассказала эксперт в области стоматологии Юлия Клоуда…
Миф 1. Если тёмных пятен на зубе не видно, то кариеса нет.
Факт: На самом деле отсутствие тёмных пятен вовсе не означает, что зуб здоров. Начальный кариес, к примеру, проявляет себя в виде белых пятен и не вызывает ни боли, ни дискомфорта. Если ждать, что «само пройдёт», он проникнет в глубокие слои.
Только стоматолог сможет провести точную диагностику. Коварство кариеса состоит и в том, что за чёрной точкой снаружи может таиться глубокое поражение тканей зуба.
Миф 2. Если не есть сладкого, кариес не появится.
Факт: Кариес развивается в том случае, если человек не чистит зубы, пропускает гигиенические процедуры и тем самым не удаляет остатки пищи и налёт с зубов. Сладкое это или спагетти с кетчупом, значения не имеет.
Миф 3. Если часто чистить зубы, болезни легко избежать.
Факт: Зубы достаточно чистить два-три раза в день. А если проводить эту процедуру слишком часто, резко возрастает риск повреждения шеек зуба. Особенно это касается тех, кто слепо верит в рекламу «отбеливающих» паст, частая чистка которыми приводит к травмам эмали и десен.
clip_image002
Чистить зубы надо не более трех раз в день.
Это же касается и избытка пасты на щётке - что мешает правильному и полному очищению зубов, поскольку инструмент скользит в образовавшейся пене. Не количество пасты, а её состав является ключевым фактором. Всегда советуйтесь со стоматологом по поводу выбора средств гигиены, щёток, ирригаторов, нитей и т. д.
Миф 4. Главный признак здоровья зубов - их белизна.
Факт: Белый не является естественным цветом зубов, от природы они чуть желтоваты или немного сероваты. Оттенок эмали никак не связан с риском появления кариеса. А отбеливание - это гигиеническая процедура, которая здоровья зубам не прибавляет.
Кариес поражает и ослепительно белые зубы. Его вызывают бактерии, обитающие в зубном налёте. Перерабатывая остатки пищи, они выделяют органические кислоты. Из-за них зубная эмаль теряет минералы, и твёрдые ткани зуба начинают растворяться.
Здоровый человек может заразиться кариесом бытовым путем – например, через общую посуду. Так, мама может передать болезнь ребёнку, если она пробует еду и этой же ложкой кормит малыша.
Лучший способ обезопасить родных – пользоваться отдельными приборами и очень тщательно их мыть.
Миф 5. Не надо лечить кариес молочных зубов, они же всё равно выпадут.
Факт: Именно этим соображением руководствуются родители, оберегая детей от визитов к стоматологу. Однако экономия на детском зубном враче обернётся тем, что постоянные зубы вырастут поражённые кариесом. Не говоря уже о хроническом воспалении десён, боли, кровоточивости - всему этому дети подвержены так же, как и взрослые.
clip_image005
Молочные зубы тоже требуют лечения.
Для того чтобы молочные зубы успешно сменились на здоровые коренные, необходимо регулярно посещать детского стоматолога. Профилактика - лучшее лечение!

Семь загадок русского мата

Семь загадок русского мата

452
Матерщина сопровождает русскую традицию с момента ее зарождения. Меняются царские династии, социальные формации, государственные устройства, культура и сам русский язык, но мы продолжаем материться…
Практически весь XX век господствовала версия, что слова, которые мы называем матными, попали в русский язык от монголо-татар. Однако это заблуждение. Матерщина встречается уже в новгородских берестяных грамотах, датируемых XI веков: то есть задолго до рождения Чингисхана.
clip_image001
Понятие «мат» довольно позднее. На Руси испокон веков его называли «лая матерная». Надо сказать, что изначально матерный язык включал в себя исключительно употребление слова «мать» в вульгарном, сексуальном контексте. Слова же, обозначающие детородные органы, которые мы сегодня относим к мату, не относились к «лае матерной».
Существует десяток версий функции мата. Одни ученые предполагают, что матерщина появилась на рубеже перехода общества от матриархата к патриархату и изначально означала властное утверждение мужчины, который, пройдя обряд совокупления с «матерью» рода, публично объявлял об этом соплеменникам.
w640(2)
Правда, предыдущая версия никак не объясняет употребление слова «лая». На этот счет существует другая гипотеза, согласно которой «матерщина» имела магическую, защитную функцию и называлась «пёсим языком». В славянской (и индоевропейской в целом) традиции собаки считалась животными «загробного» мира и служили богине смерти Морене.
Пёс, служивший злой ведьме, мог обернуться человеком (даже знакомым) и прийти со злыми помыслами (навести сглаз, порчу или даже убить). Так вот, почувствовав неладное потенциальная жертва Морены, как раз и должен был произнести защитную «мантру», то есть послать его по «матушке». Это было свое время разоблачение злого беса, «сына Морены», после которого он должен был оставить человека в покое.
Любопытно, что даже в XX веке в народе сохранилось поверье, что «матерщина» отпугивает чертей и материться имеет смысл даже «ради профилактики», не видя прямой угрозы.
clip_image003
Как уже говорилось, древнерусские слова, обозначающие детородные органы, стали относить к «матерщине» значительно позднее. В языческую эпоху эти лексемы были общеупотребительны и не имели бранной окраски. Все изменилось с приходом на Русь христианства и началом вытеснения старых «поганых» культов. Слова сексуальной окраски были заменены на «церковнославинизмы: совокупляться, детородный уд, член и т.д.
На самом деле в этом табуировании было серьезное рациональное зерно. Дело в том, что употребление прежних «терминов» было ритуализировано и связано с языческими культами плодородия, специальными заговорами, призывами блага. Кстати, само слово «благо» (на старом славянском - «болго») обозначало «много» и применялось в начале именно в «сельскохозяйственном» контексте.
Церкви потребовалось много веков, чтобы свести аграрные обряды к минимуму, однако «плодородные» слова так и остались в виде «реликтов»: правда, уже в статусе ругательств.
clip_image004
Есть еще одно слово, которое несправедливо сегодня относят к матерщине. В целях самоцензуры, обозначим его «словом на букву «Б». Эта лексема спокойно существовала в стихии русского языка (его даже можно встретить в церковных текстах и официальных государственных грамотах), имея значения «блуд», «обман», «заблуждение», «ересь», «ошибка».
В народе часто это слово применяли к распутным женщинам. Возможно, во времена Анны Иоанновны это слово стало употребляться с большей частотой и, вероятно, в последнем контексте, потому что именно эта императрица наложила на него запрет.
clip_image005
Как известно, в уголовной, или «блатной», среде матерщина жестко табуирована. За неосторожно оброненное матерное выражение заключенного может ждать куда более серьезная ответственность, чем административный штраф за публичную нецензурную брань на воле. Почему же «уркаганы» так не любят русский мат? Прежде всего, что матерщина может представлять угрозу для «фени» или «блатной музыки».
Хранители воровских традиций хорошо понимают, что если мат вытеснит арго, то следом потеряют свой авторитет, свою «уникальность» и «исключительность», а главное власть в тюрьме, элита уголовного мира – иными словами начнется «беспредел». Любопытно, что уголовники (в отличие от государственных мужей) хорошо понимают, к чему могут привести любая языковая реформа и заимствование чужих слов.
clip_image006
Сегодняшнее время можно назвать ренессансом матерщины. Этому способствует бум социальных сетей, где народ получил возможность материться публично. С некоторыми оговорками, мы можем говорить о легитимизации нецензурной брани. Появилась даже мода на матерщину: если раньше она была уделом низких слоев общества, то теперь к «смачному словцу» прибегают и так называемая интеллигенция, креативный класс, буржуазия, женщины и дети.
С чем связано подобное возрождение «лаи матерной», сказать сложно. Но можно смело утверждать, что урожаи это не повысит, матриархат не победит, бесов не изгонит…
Герман Юрьев

Умберто Эко: 14 признаков фашизма

Умберто Эко: 14 признаков фашизма

фаш-индонезия
Итальянский писатель Умеберто Эко ещё в 1995 году составил 14 признаков фашизма. Каждый может прогнать свою страну через этот список, чтобы понять, погрузились ли мы в «тёмное время»…
Сегодня понятие «фашизма» девальвировано, превратившись как в государственной пропаганде, так и ни низовом, «народном» уровне в штамп, маркирующий неугодного. Особенно отчётливо это видно в ситуации нынешнего кризиса на Украине. Обе конфликтующие стороны – русские и украинцы – жонглируют этим словом, пытаясь с его помощью оправдать свои действия и нанести удар противнику.
Между тем, если абстрагироваться от пропагандистских штампов и просто заглянуть в историю, можно относительно легко увидеть основные признаки настоящего фашизма. В 1995 году это попытался сделать великий итальянский писатель Умберто Эко. Он представил схематизацию фашизма на симпозиуме, проводившемся итальянским и французским отделениями Колумбийского Университета (США). Так как аудиторией Эко являлись студенты, писатель специально несколько упростил схему, сделав её доступной для восприятия и простыми людьми. Этот доклад в несколько отредактированном виде позднее был опубликован под заглавием «Eternal Fascism» в июне того же года.
Умберто Эко составил список из 14 типичных характеристик «вечного фашизма» (ур-фашизма). Если в обществе наблюдается 6-7 признаков из этого списка, то оно близко к наступлению фашизма (дальше всё покатится как снежный ком).
clip_image002
1) Первой характеристикой ур-фашизма является культ традицииТрадиционализм старее фашизма. Он выступает доминантой контрреволюционной католической мысли после Французской революции, но зародился он в поздний эллинистический период как реакция на рационализм классической Греции.
Из него вытекает, что нет места развитию знания. Истина уже провозглашена раз и навсегда; остаётся только истолковывать её тёмные слова. Достаточно посмотреть «обоймы» любых фашистских культур: в них входят только мыслители-традиционалисты. Немецко-фашистский гнозис питался из традиционалистских, синкретистских, оккультных источников. Наиважнейший теоретический источник новых итальянских правых, Юлиус Эвола, смешивает Грааль с «Протоколами Сионских мудрецов», алхимию со Священной Римской империей. Сам тот факт, что в целях обогащения кругозора часть итальянских правых сейчас расширила обойму, включив в неё Де Местра, Генона и Грамши, является блистательной демонстрацией синкретизма.
2) Традиционализм неизбежно ведёт к неприятию модернизма. Как итальянские фашисты, так и немецкие нацисты вроде бы обожали технику, в то время как традиционалистские мыслители обычно технику клеймили, видя в ней отрицание традиционных духовных ценностей. Но, по сути дела, нацизм наслаждался лишь внешним аспектом своей индустриализации. В глубине его идеологии главенствовала теория Blut und Boden – «Крови и почвы». Отрицание современного мира проводилось под знаком отрицания капиталистической современности. Это, по существу, отрицание духа 1789 года (а также, разумеется, 1776-го) – духа Просвещения. Век Рационализма видится как начало современного разврата. Поэтому ур-фашизм может быть определён какиррационализм.
clip_image003
3) Иррационализм крепко связан с культом действия ради действияДейство прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думание – немужественное дело. Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения. Тут всё: и высказывание Геббельса «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет», и милые общие места насчёт интеллектуальных размазней, яйцеголовых интеллигентов, радикал-снобизма и университетов – рассадников коммунистической заразы. Подозрительность по отношению к интеллектуальному миру всегда сигнализирует присутствие ур-фашизма. Официальные фашистские мыслители в основном занимались тем, что обвиняли современную им культуру и либеральную интеллигенцию в отходе от вечных ценностей.
4) Никакая форма синкретизма не может вынести критики. Критический подход оперирует дистинкциями, дистинкции же являются атрибутом современности. В современной культуре научное сообщество уважает несогласие, как основу развития науки. В глазах ур-фашизманесогласие есть предательство.
5) Несогласие – это ещё и знак инаковости. Ур-фашизм растёт и ищет консенсусов, эксплуатируя прирождённую боязнь инородного. Первейшие лозунги фашистоидного или пре-фашистоидного движения направлены против инородцев. Ур-фашизм, таким образом, по определению замешан нарасизме.
clip_image004
6) Ур-фашизм рождается из индивидуальной или социальной фрустрации. Поэтому все исторические фашизмы опирались на фрустрированные средние классы, пострадавшие от какого-либо экономического либо политического кризиса и испытывающие страх перед угрозой со стороны раздражённых низов. В наше время, когда прежние «пролетарии» превращаются в мелкую буржуазию, а люмпен из политической жизни самоустраняется, фашизм найдёт в этом новом большинстве превосходную аудиторию.
7) Тем, кто вообще социально обездолен, ур-фашизм говорит, что единственным залогом их привилегий является факт рождения в определённой стране. Так выковывается национализм. А единственное, что может сплотить нацию, – это враги. Поэтому в основе ур-фашистской психологии заложена одержимость идеей заговора, по возможности международного. Люди должны ощущать себя осаждёнными. Лучший способ сосредоточить аудиторию на заговоре – использовать пружины ксенофобии. Однако годится и заговор внутренний, для этого хорошо подходят евреи, потому что они одновременно как бы внутри и как бы вне.
8) Сочлены должны чувствовать себя оскорблёнными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой. Когда я был маленьким, мне внушали, что англичане – «нация пятиразового питания». Англичане питаются интенсивнее, чем бедные, но честные итальянцы. Богаты ещё евреи, к тому же они помогают своим, имеют тайную сеть взаимопомощи. Это с одной стороны; в то же время сочлены убеждены, что сумеют одолеть любого врага. Так, благодаря колебанию риторических струн, враги рисуются в одно и то же время как и чересчур сильные, и чересчур слабые. По этой причине фашизмы обречены всегда проигрывать войны: они не в состоянии объективно оценивать боеспособность противника.
clip_image005
9) Для ур-фашизма нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы. Раз так, пацифизм однозначен братанию с врагом. Пацифизм предосудителен, поскольку жизнь есть вечная борьба. В то же время имеется и комплекс Страшного суда. Поскольку враг должен быть – и будет – уничтожен, значит, состоится последний бой, в результате которого данное движение приобретёт полный контроль над миром. В свете подобного «тотального решения» предполагается наступление эры всеобщего мира, Золотого века.
Однако это противодействует тезису о перманентной войне, и ещё ни одному фашистскому лидеру не удалось разрешить образующееся противоречие.
10) Для всех реакционных идеологий типичен элитаризм, в силу его глубинной аристократичности. В ходе истории все аристократические и милитаристские элитаризмы держались на презрении к слабому.
Ур-фашизм исповедует популистский элитаризм. Рядовые граждане составляют собой наилучший народ на свете. Партия составляется из наилучших рядовых граждан. Рядовой гражданин может (либо обязан) сделаться членом партии.
Однако не может быть патрициев без плебеев. Вождь, который знает, что получил власть не через делегирование, а захватил силой, понимает также, что сила его основывается на слабости массы, и эта масса слаба настолько, чтобы нуждаться в Погонщике и заслуживать его.
Поэтому в таких обществах, организованных иерархически (по милитаристской модели), каждый отдельный вождь презирает, с одной стороны, вышестоящих, а с другой – подчинённых.
Тем самым укрепляется массовый элитаризм.
clip_image006
11) Всякого и каждого воспитывают, чтобы он стал героем. В мифах герой воплощает собой редкое, экстраординарное существо; однако в идеологии ур-фашизма героизм – это норма. Культ героизма непосредственно связан с культом смерти. Не случайно девизом фалангистов было Viva la muerte! Нормальным людям говорят, что смерть огорчительна, но надо будет встретить её с достоинством. Верующим людям говорят, что смерть есть страдательный метод достижения сверхъестественного блаженства. Герой же ур-фашизма алчет смерти, предуказанной ему в качестве наилучшей компенсации за героическую жизнь. Герою ур-фашизма умереть невтерпёж. В героическом нетерпении, заметим в скобках, ему гораздо чаще случается умерщвлять других.
12) Поскольку как перманентная война, так и героизм – довольно трудные игры, ур-фашизм переносит своё стремление к власти на половую сферу. На этом основан культ мужественности (то есть пренебрежение к женщине и беспощадное преследование любых неконформистских сексуальных привычек: от целомудрия до гомосексуализма). Поскольку и пол – это довольно трудная игра, герой ур-фашизма играется с пистолетом, то есть эрзацем фаллоса. Постоянные военные игры имеют своей подоплёкой неизбывную invidia penis.
13) Ур-фашизм строится на качественном (квалитативном) популизме. В условиях демократии граждане пользуются правами личности; совокупность граждан осуществляет свои политические права только при наличии количественного (квантитативного) основания: исполняются решения большинства. В глазах ур-фашизма индивидуум прав личности не имеет, а Народ предстаёт как качество, как монолитное единство, выражающее совокупную волю. Поскольку никакое количество человеческих существ на самом деле не может иметь совокупную волю, Вождь претендует на то, чтобы представительствовать от всех. Утратив право делегировать, рядовые граждане не действуют, они только призываются – часть за целое – играть роль Народа. Народ, таким образом, бытует как феномен исключительно театральный.
За примером качественного популизма необязательно обращаться к Нюрнбергскому стадиону или римской переполненной площади перед балконом Муссолини. В нашем близком будущем перспектива качественного популизма – это телевидение или электронная сеть интернет, которые способны представить эмоциональную реакцию отобранной группы граждан как «суждение народа».
фаш-италия-офис-партии
Крепко стоя на своем квалитативном популизме, ур-фашизм ополчается против «прогнивших парламентских демократий». Первое, что заявил Муссолини на своей речи в итальянском парламенте, было: «Хотелось бы мне превратить эту глухую, серую залу в спортзал для моих ребяток». Он, конечно же, быстро нашёл гораздо лучшее пристанище для «своих ребяток», но парламент тем не менее разогнал.
Всякий раз, когда политик ставит под вопрос легитимность парламента, поскольку тот якобы уже не отражает «суждение народа», явственно унюхивается запашок Вечного Фашизма.
14) Ур-фашизм говорит на Новоязе. Новояз был изобретён Оруэллом в романе «1984» как официальный язык Ангсоца, Английского социализма, но элементы ур-фашизма свойственны самым различным диктатурам. И нацистские, и фашистские учебники отличались бедной лексикой и примитивным синтаксисом, желая максимально ограничить для школьника набор инструментов сложного критического мышления. Но мы должны уметь вычленять и другие формы Новояза, даже когда они имеют невинный вид популярного телевизионного ток-шоу.

КАКИЕ ВЕЩИ ИНОСТРАНЦЫ НАЗЫВАЮТ РУССКИМИ

Какие вещи иностранцы называют русскими

s640x480
Названия многих вещей, распространившихся по всему миру, свидетельствуют об отношении к какой-то конкретной стране или народу. Так можно сказать, например, про английские булавки, китайские зонтики, американские бургеры. Как выясняется, иностранцы довольно часто используют в названиях эпитет «русский». Что они имеют в виду? И почему в других странах те или иные предметы, игры, продукты питания и напитки, а также некоторые вещи называются русскими?…
Русские забавы
По мнению многих иностранцев, жители России знают толк в развлечениях, особенно, экстремальных. Так, захватывающий дух и пугающий аттракцион, известный в нашей стране как «Американские горки», во всем мире называют «Русские горки».
Самый первый такой аттракцион появился в 1885 году в парке развлечений, расположенном на полуострове Кони-Айленд (Нью-Йорк, США). Он назывался The Gravity Pleasure Road и представлял собой своеобразную увеселительную железную дорогу.
Затем подобные сооружения начали строить по всей Америке, сейчас наиболее увлекательные аттракционы данного типа находятся именно в Штатах.
russkie-
Название «Русские горки» связано с традиционной зимней забавой жителей нашей страны – залихватски кататься на санках с покрытых снегом холмов.
Еще в XVII веке во многих русских городах строились специальные сооружения, поверхность которых поливали водой. На морозе она быстро застывала, и с таких ледяных горок было особенно весело скользить.
Говорят, что зимой 1784 года на территории императорской резиденции Ораниенбаум для увеселения Екатерины II и ее друзей были также построены ледяные горки. Иностранные послы рассказывали в своих государствах о такой русской забаве, отсюда и пошло название аттракциона, имитирующего катание с горок.
Еще более экстремальный вид развлечения – «Русская рулетка». Эта жестокая и смертельно опасная игра действительно появилась в нашей стране. Только у нас ее чаще называли «Гусарской рулеткой».
Обычно в пустой барабан револьвера заряжался один патрон, а игроки по очереди крутили барабан, затем подносили дуло оружия к собственному виску и нажимали на курок. Они не знали, получится выстрел холостым или нет. Часто такая забава, которой любили тешить себя бравые офицеры, заканчивалась смертью кого-то из игроков.
101356727_3370484_1300484504_2555643

По основной версии, «Русскую рулетку» придумали военные. Хотя отдельные историки утверждают, что в XIX веке так развлекались охранники тюрем, которые заставляли сидельцев стрелять в себя по очереди, делая при этом ставки: кто из заключенных погибнет первым.
Для иностранцев «Русская рулетка» всегда была свидетельством бесшабашного отношения жителей нашей страны к собственной и чужой жизни.

Русская кухня
Национальная кухня – это еще один русский бренд. Ведь одна из героинь «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина не случайно обещает приготовить пир «…на весь крещеный мир».
В нашей стране всегда любили хорошо покушать, что даже на известных французских кулинаров производило неизгладимое впечатление. Например, сервировка по-русски быстро стала популярной в Западной Европе, а затем и во всем мире.
B3IUDhhIMAAnWc_
До начала XIX века во Франции и многих других странах все кушанья выставлялись на стол сразу, поэтому некоторые горячие блюда успевали остыть, пока до них доходило дело. Во время официальных приемов в Париже русский посол Александр Борисович Куракин (1752-1818 гг.) изменил устоявшуюся традицию.
Он усадил гостей за полностью сервированный стол, но кушанья приказал подавать по очереди. Так, сладкие десертные пирожки и блинчики французы получили «с пылу, с жару», что им очень понравилось. Данный подход к подаче блюд и стал называться сервировкой по-русски.
Если продолжать разговор о еде, то стоит упомянуть, что во многих ресторанах мира подают «Русский салат», который в нашей стране называется по фамилии автора. Шеф-повар Люсьен Оливье придумал это вкусное и сытное кушанье в 60-х годах XIX века в московском ресторане «Эрмитаж», где подавались блюда французской кухни.
0_ede00_6abe4755_orig
Салат очень понравился посетителям ресторана, стал очень популярен в нашей стране, и когда его распробовали иностранцы, они назвали это блюдо русским, ведь именно здесь был создан рецепт данного кушанья.
Примечательно, что изначально салат «Оливье» готовили из рябчиков, раковых шеек, каперсов и оливок. В советское время ингредиентный состав этого блюда претерпел значительные изменения, став ближе к народу.
Русские напитки
Не только хорошо покушать всегда умели русские, наши предки знали толк и в напитках. И речь не только об алкоголе. Так, иностранцы по достоинству оценили русский чай. Речь идет о сушеных листьях кипрея, именуемого в народе Иван-чаем. Его также называют «Копорский чай».
В XIX веке этот ароматный и бодрящий напиток экспортировался из России в Англию и другие страны Западной Европы, но затем был вытеснен с рынка традиционным индийским черным чаем и незаслуженно забыт. В русском чае содержится немало полезных для здоровья веществ, витамины группы В и С, пектин. Он имеет чуть терпкий, приятный вкус.
chaepitie
А вот коктейли «Черный русский» и «Белый русский» никакого отношения к нашей стране не имеют, они были названы так, поскольку в их состав входит водка, которую считают традиционно русским напитком.
Автором коктейля «Черный русский» является бельгийский бармен Гюстав Топ, который впервые приготовил его в 1949 году в ресторане брюссельского отеля «Метрополь». Помимо водки в состав коктейля входит кофейный ликер, что дает напитку характерный темный цвет.
«Белый русский» готовится также, только с добавлением сливок. Его очень любит главный герой американского фильма «Большой Лебовски» (1998 г.).
Красота по-русски
Не случайно в старину на Руси о привлекательной юной особе говорили «красна-девица». Иностранцы давно заметили любовь наших сограждан к этому цвету, и речь идет не только об эпохе СССР с кумачовыми знаменами. В зарубежной индустрии красоты широко известна и популярна помада оттенка Russian Red.
020dad
Еще в 80-х годах XX века североамериканская компания MAC (Makeup Art Cosmetics) выпустила продукцию с таким названием. По мнению иностранных стилистов и визажистов, большинство русских девушек предпочитают именно насыщенный и глубокий оттенок красной помады. Известно, что популярная американская певица Мадонна пользовалась оттенком Russian Red во время сценических выступлений.
Конечно, традиционная для России ушанка имеет весьма отдаленное отношение к индустрии красоты, но морозной зимой она бывает как нельзя кстати.
s800
В странах Западной Европы и США этот меховой головной убор часто называют русской шапкой. Интересно, что прообразом ушанки была «колчаковка», которую в годы Гражданской войны носили солдаты Белой армии адмирала Александра Колчака (1874-1920 гг.). Затем такие шапки оценили и представители пролетариата.
Чем русские больше всего раздражают европейцев
Иногда сложно ответить, почему не любят русских. Да и можно ли говорить в целом об отношении других наций к этому народу? У каждого могут быть свои предположения насчет неприязни к русскому населению.
Всевозможные форумы пестрят различными комментариями, так или иначе связанными с восприятием России со стороны. У каждого государства своя культура, что вполне может объяснить общее нежелание признавать чужие порядки.
Размеренная жизнь среднестатистического европейца или американца весьма отличается от русского человека. Культура слишком сильно отличается, чтобы так просто говорить о возможности взаимной любви и уважения. И вот ключевые камни преткновения между двумя цивилизациями:
Лишняя эмоциональность
4568
Для русских характерно быстрое переключение с угрюмости на безудержное веселье и наоборот. Слишком большое радушие настораживает. Европейцы, привыкшие встречаться преимущественно на нейтральной территории, не могут понять большого застолья в стесненных жилищных условиях. Им характерно сдержанное проявление эмоций, а не бурная демонстрация своих чувств.
Непредсказуемость
Русские легко могут сделать то, что пришло им в голову 5 минут назад. Европейцы не понимают подобного поведения. Сложно строить совместные планы, когда партнер в любой момент готов пойти по другому пути.
Привычка сорить
13446
Известно, что чисто там... да-да! Именно! Нет нужды говорить, что сравнение улиц провинциального городка где-нибудь в Италии и в России будет отнюдь не в пользу последней. Вопрос не столько в руководстве страны, сколько в привычках людей, населяющих местность.
Умение привлекать к себе внимание
Тонны косметики, громкий разговор и безвкусица в одежде еще больше углубляют пропасть между жителями США, ЕС и России.
Большое проявление различных дискриминаций
Европейская культура включает в себя гипертрофированную заботу о детях, стариках, подчеркивание равенства полов и различных национальностей. Не все у них проходит гладко, но все же законопослушные граждане привыкли следовать прописным правилам. Русский же на деле говорит одно, а делает совершенно другое.
women-03
Женщину могут не взять ан работу просто потому, что работодателю почудилось в ней желание в ближайшие пару лет родить ребенка. Детей спокойно наказывают ремнем и криками, а пенсии стариков едва хватает на оплату коммунальных услуг и таблетки.
В транспорте до сих пор спорят, стоит ли уступать место беременным и мамочкам с детками, хотя в Европе подобная ситуация кажется вообще нереальной.
Умение впадать в ярость
Холеные американские солдаты просто так не будут рваться в бой. В сытой душе очень сложно вызвать настоящую ярость. Русские же способны на ровном месте «выйти из себя» и сломать все, что попадется в поле зрения.
Удивление высоким умом и плохой организованностью
gratar_53436100
Смекалка русских не знает границ. Если появилось желание что-то сделать, то ни одна преграда в мире не сможет устоять перед загадочной славянской душой. При этом, остается удивительным тот факт, что страна не идет в своем развитии вперед семимильными шагами.
Неотесанность
Почти для каждого европейца и американца любой гаджет — это естественная норма жизни. Очень сложно объяснить им, как можно найти верный путь без компаса и навигатора. Поэтому их пугает способность русских жить даже без всех этих новомодных штучек.
Действия политиков
Для укрепления страны очень важно, чтобы у народа был общий враг. Если его не создать вовне, то врагом рискует стать само правительство. Проще показать, что Россия — страшная страна, которую следует бояться, чем объединять нацию обычным повышением самосознания.
«Широкая душа»
ulIA6Z9ax3k
Американцы готовы носить дежурную улыбку круглосуточно, поэтому считают русских угрюмыми. Но на практике вряд ли можно просто так заскочить в Америке к соседу и попросить соли. Им непонятен жест «широкой души», когда ближнему просто так отдается что-либо без намека на выгоду в дальнейшем.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР ЭРМИТАЖА



Эрмитаж мистический откроется вам. Совершить путешествие в параллельный мир музея поможет старинный аппарат — стереоскоп. Древние заклятия, амулеты, античные герои, исторические фальсификации, — вот что ждёт вас во время очередной онлайн-экскурсии «Смотрителя». Атмосфера таинственности прилагается, ведь автор необычного маршрута жил в Петербурге в эпоху Серебряного века.
3JPG
4.JPG
6.jpg
5.JPG
1.jpg
2.jpg
Юпитер нам в помощь! Чтобы не заблудиться во времени и пространстве, у нас будет проводник — научный сотрудник отдела Античного мира Людмила Давыдова. Справиться со стереоскопом поможет его хранитель — уже знакомый нам сотрудник отдела Истории русской культуры Григорий Ястребинский.