пятница, 16 марта 2018 г.

СПОКОЙНО ВСТАЛИ И УШЛИ


Молодцы голландский национальный оркестр!!!!! Оркестр уходит со сцены ... когда готовились сыграть часть Густава Малера в присутствии королевы Нидерландов Беатрикс.
Дирижер, мусульманин, позволяет себе начать лекцию о «красоте» Ислама, перед королевой и публикой.
Члены оркестра на сцене решили встать и немедленно покинуть сцену! Это видео стоит опубликовать по всему миру.
Прекрасное поведение оркестра в присутствии королевы Нидерландов, оркестр, который отказывается терпеть высокомерное оскорбление глупого дирижера и проповедника.
Вежливость королевы не дает ( политически правильно) ответить ей на ситуацию, но она понимает происходящее.
Эта сцена действительно необыкновенная. Но ни один телеканал не транслировал это событие.
Это произошло в Европе. В присутствии королевы Голландии мусульманский дирижер пытался пропагандировать ислам! В качестве протеста музыканты оркестра спокойно вышли со сцены со   своими инструментами.

ИНТЕРЕСНО И СТРАШНО

 Cаммит Университета Сингулярности (Singularity University)
 
>             В 1998 году в фирме Kodak было 170,000 сотрудников и фирма продавала 85% всей фотобумаги в мире. В течение всего нескольких лет, их бизнес-модель исчезла, и они обанкротились.То, что случилось с Kodak, произойдет во многих отраслях промышленности в ближайшие 10 лет. Большинство людей не видит такого поворота событий.
>             Думали ли вы в 1998 году, что через 3 года вы не захотите печатать фотографии на бумаге?
>             Цифровые камеры были изобретены в 1975 году. Первые из них имели разрешающую способность только в 10,000 пикселей, но следовали закону Мура.
             Этой тенденции последуют самые разные области, такие как, например:

>             Искусственный интеллект, здравоохранение, электро- и самоуправляемые автомобили, образование, трёхмерное печатание, сельское хозяйство и рабочие места.
 
>            Добро пожаловать в 4-ю промышленную революцию. Добро пожаловать в Экспоненциальный Век.
 
>             ✔ Программное обеспечение компьютеров (софтвер) коренным образом изменит традиционные отрасли промышленности в ближайшие 5-10 лет.

>             К примеру, фирма Uber есть всего лишь программное средство, фирма не владеет автомобилями, но она теперь крупнейшая такси-компания в мире.
 
>             Фирма AirBnB стала по существу самой большой гостиницей мира, хотя фирма и не обладает конкретными помещениями.
 
>             «Понимание» мира компьютеров растёт по экспоненте. Компьютер уже выиграл игру Го у лучшего игрока мира, на 10 лет раньше, чем предполагали (Игра Го намного сложнее шахмат.)
 
>             В США, молодым юристам стало очень трудно найти работу. Вы можете получить юридическую консультацию во многих областях от IBM Watson в течение нескольких секунд, причем с 90% точностью, по сравнению с 70% точностью сделанной человеком-юристом. Так что, если вы сейчас изучаете право, немедленно прекратите. В скором будущем понадобится на 90% меньше юристов, останутся только узкие судебные специалисты.

>             IBM Watson уже помогает медсестрам диагностировать рак в 4 раза точнее, чем чем это делают люди.

>             Facebook софтвер уже может распознавать физиономии лучше, чем человек.Можно уверенно предположить, что к 2030 году, «интеллект» компьютеров превзойдёт человеческий.
 
>             ✔ Автономные автомобили:
>             В 2018 году первые самоуправляемые автомобили станут доступными широкой публике.
 
>             Около 2020 года нынешняя автомобильная промышленность начнет исчезать, личный автомобиль вам больше не будет нужен.

>             Вы вызовете машину по телефону, она прибудет к вам сама и отвезет вас по назначению.
 
>             Вам больше не нужно будет искать парковку, вы только заплатите за расстояние, причем сможете работать в дороге.
 
>             Следующие поколения не станут получать водительские права и не станут покупать машин.Это полностью изменит города, поскольку для передвижения понадобится на 90-95% меньше автомобилей. Автомобильные стоянки можно будет превратить в парки.
 
>             Большинство автомобильных фирм обанкротится.Традиционные автомобильные компании стараются усовершенствовать старые автомобили, а технологические фирмы (Tesla, Apple, Google) применяют революционные подходы и создают компьютеры на колёсах. Я беседовал со многими инженерами Фолксвагена и Ауди – они всерьёз боятся фирмы Tesla.
 
>             ✔ Незавидное будущее ожидает страховые компании. Без автомобильных аварий страховка будет стоить в 100 раз дешевле. Автомобильное страхование практически исчезнет.
 
>             Бизнес недвижимости серьёзно изменится. Поскольку можно работать в машине по дороге на работу, люди будут выбирать более далекие, но лучшие районы для жизни.
 
>             ✔ Большинство автомобилей станут электрическими к 2020 году. В городах станет тише, воздух станет чище.
 
>             Использование солнечной энергии росло по экспоненте последние 30 лет, но эффект мы видим только сейчас. В прошлом году во всём мире было построено больше солнечных электростанций, чем станций на горючих материалах.
 
>             Стоимость солнечной энергии упадёт настолько, что все угольные компании закроются к 2025 году.
 
>             ✔ Здравоохранение
             Фармацевтические фирмы создадут устройство Tricorder, совмещённое с телефоном.
 
>             Оно будет:
>             — сканировать сетчатку вашего глаза;
>             — анализировать состав крови, кала и мочи;
>             — и анализировать выдыхаемый вами воздух.
 
>             В результате сформируются 54 биологических показателя, определяющие практически любое известное заболевание. Устройство будет настолько дешевым, что позволит через несколько лет любому на этой планете иметь доступ к медицине мирового класса почти даром.
 
>             ✔ Трехмерное печатание
 
>             Цена самого недорогого трехмерного принтера снизилась с 18,000 до 400 долларов в течение 10 лет. В то же время 3-мерное печатание стало в 100 раз быстрее. Все основные обувные фирмы начали 3-мерную печать обуви. Запчасти к самолётам уже 3-мерно печатаются в отдалённых аэропортах. Международная космическая станция уже использует 3-мерный принтер, он устраняет неоходимость в доставке с Земли необходимых многочисленных запчастей.

>             В конце этого года новые смартфоны получат возможность 3-мерного сканирования.
 
>             Можно будет просканировать свои ноги и «отпечатать» удобную обувь дома. В Китае с помощью 3-мерного принтера уже построили 6-этажный дом.

>             К 2027 году 10% всех производимых товаров будет создаваться 3-мерными принтерами.
 
>             ✔Перспективы новых бизнесов
 
>             Если вы размышляете о производстве нового товара или услуги – спросите себя:
>             — Понадобятся ли они в будущем?
>             — Если да, то нельзя ли начать как можно раньше?
>             — Если ваша новая идея не связана с телефоном – забудьте.
 
>             Практически любая идея, успешная в 20 веке, провалится в 21-ом.
 
>             ✔ Работа
 
>             70-80% нынешних рабочих мест исчезнет в следующие 20 лет. Будет много новых, но неясно, достаточно ли их будет создано за этот период.
 
>             ✔ Сельское хозяйство
 
>             Скоро появится сельскохозяйственный робот стоимостью в 100 долларов. Фермеры стран 3- мира станут просто руководителями, вместо тяжелой работы в поле. Аэропоника потребует намного меньше воды.

>             Уже появилась телятина, выращенная из стволовых клеток вне коровы. В 2018 году она будет дешевле натуральной телятины.

>             В настоящее время 30% сельскохозяйственных угодий используется для животноводства. Представьте ситуацию, когда эти площади освободятся.
 
>             ✔ Уже существует несколько новых бизнесов, которые вскоре принесут на рынок протеин из насекомых. Этот протеин лучше, чем мясо. Он будет называться «альтернативный источник белков»(поскольку большинство ещё отвергает идею пищи из насекомых).
 
>             ✔ Уже существует софтвер «Настроения», который может определить в каком вы настроении. К 2020 году будут созданы программы, определяющие по выражению лица, когда вы лжете. Представьте себе политические дебаты, когда такая программа покажет: говорят ли вам правду.
 
>             ✔ Электронные деньги
 
>             Bitcoin могут получить широкое распространение уже в этом году и, возможно, даже станут резервным денежным запасом страны.
 
>             ✔ Долголетие
 
>             Средняя продолжительность жизни (СПЖ) возрастает каждый год на 3 месяца. 4 года назад СПЖ была 79 лет, сейчас она уже равна 80.

>             Темп возрастания СПЖ сам растёт, к 2036 году СПЖ будет каждый год возрастать более чем на год. Нынешнее поколение, возможно, будет жить 100 и больше лет.
 
>             ✔ Образование
 
>             Самый дешевый смартфон уже стоит 10 долларов в Африке и Азии. К 2020 году 70% людей будет иметь смартфон. Это значит, каждый получит доступ к лучшему в мире образованию.
 
>             Каждый ребенок сможет использовать Khan’s Academy для всего, что изучают в школах Первого Мира. Этот софтвер уже используют в Индонезии, и скоро будут выпущены версии на арабском языке, суахили и китайском.
 
>             ✔ Изучение английского языка мы обеспечим софтвером бесплатно, чтобы африканские дети овладели беглым английским в течение полугода (Khan Academy — учебная организация, созданная в 2006 году специалистом по образованию Салманом Ханом с целью обеспечения всех бесплатным образованием мирового класса. ГГ.)
 
>             Определение Технологической Сингулярности:
>             Момент времени, по прошествии которого технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию человека.
 
>             Он наступит после: — создания искусственного интеллекта;
>             — самовоспроизводящихся машин.
 
>             Он приведёт к: — Либо интеграции человека с вычислительными машинами,

>             — либо значительному скачкообразному увеличению возможностей человеческого мозга за счёт биотехнологий,

>             — либо к исчезновению человека, как биологического вида.
 
>             ✔ Оценки времени, оставшегося до Технологической Сингулярности
 
>             Вернор Виндж считает, что технологическая сингулярность может наступить уже около 2030 года. В то же время Рэймонд Курцвейл даёт 2045 год.

>             На Саммите Сингулярности в 2012 году Стюарт Армстронг собрал оценки экспертов, медианное значение этой выборки составило 2040 год».

"ГЕНИАЛЬНАЯ МНОГОХОДОВКА ПУТИНА"?

Опыт работы в ФСБ не прошел напрасно - "Гениальная многоходовочка Путина".

Президент Путин к моменту "Мюнхенской речи" (10.02.2007) понял, что жёсткое противостояние с Западом неизбежно, но при этом Армия России к нему не готова. В то же время, открытая подготовка к грядущей войне дала бы Западу время на то, чтобы нанести России геополитическое поражение в тот момент, когда она ещё недостаточно сильна, или самому хорошо подготовиться к новой "холодной" войне с перспективой перетекания в "горячую", и, ни в коем случае, не дать России взять реванш за крупнейшую геополитическую катастрофу ХХ века - развал СССР агентурой ЦРУ.

Что же делать?!  Но, как говорится, "абы кого не берут в КГБ". Такую многоходовочку мог придумать только мастер спецопераций. 
Суть его была во временной маскировке истинного вектора развития России и российских Вооруженных Сил. Поэтому Преемником был избран Дмитрий Анатольевич Медведев, согласившийся на неблагодарную роль чудаковатого системного либерала. 
А вот Анатолию Сердюкову, назначенному на пост министра обороны 15 февраля 2007 года (сразу после "Мюнхенской Речи"!) Родина и Президент дали еще более тяжелое задание. Назначение столь ДЕМОНСТРАТИВНО некомпетентного в военном деле человека на пост министра обороны должно было создать у наших западных "партнеров" видимость того, что российская армия близка к своему окончательному распаду, разрыву связей с отечественным ВПК, и превращению в структуру, способную только к проведению локальных антитеррористических операций. 
Для этого же закупались ненужные российскому флоту "Мистрали", для этого же вбрасывались "фейки" о планах по закупке б/у немецких "Леопардов", итальянских вертолетов, броневиков, и колесных танков... Но военной компетенции от Сердюкова и не требовалось - военными делами занимались другие, специально обученные люди, с имен которых до сих пор не снят гриф "секретно". От Сердюкова требовались другие таланты, обладание которыми в совершенстве он продемонстрировал на предыдущем посту - в Федеральной Налоговой Службе. Это умение проводить секретные финансовые операции, умение маскировать серьезные государственные траты в завесе из фирм-однодневок, откатов, и неправомерных возвратов НДС. 
Запад настолько убедил себя в тотальной коррумпированности российских элит, что сам попался на свою же удочку и проглотил наживку, что и показала спецоперация по присоединению Крыма. Разведка приносила западным державам информацию о тотальной коррупции в российском министерстве обороны, и это было для них настолько правдоподобно, настолько ложилось на их собственные представления о России и русских, что они и не догадались копнуть поглубже. 
А в это время на "украденные" и "нерационально потраченные" деньги ударными темпами, в обстановке строжайшей секретности, перевооружалась и готовилась к грядущим боям российская Армия, строились секретные объекты, бункеры и центры управления РВСН, РЛС нового образца. 
Надо сказать, что "тотальное воровство" на олимпийских стройках было таким же отвлекающим маневром, позволившим утаить от потенциального противника резкое увеличение финансирования оборонных программ. У Сердюкова была еще одна миссия, о которой не все догадываются - он был разрушителем, тараном, сломавшим гнилую корпоративную солидарность генералов, которых устраивал status quo, и которым ничего не было нужно, кроме солдат на строительстве их дач. 

Да, Сердюков не умел и не должен был строить армию нового образца. Эта миссия была возложена Президентом на Сергея Кужугетовича Шойгу. Но для "строителя" Шойгу площадку подготовил "разрушитель" Сердюков, не надо об этом забывать... 
Для выполнения задания Анатолий Сердюков привлек самых надежных, в том числе и Евгению Васильеву, с которой у Сердюкова якобы был роман. 
На Западе посмеивались - "ох уж эти похотливые русские!" Но хорошо смеется тот, кто смеется последним... 
Когда Сердюков выполнил свою миссию в министерстве обороны, спецоперация вступила в завершающую стадию - на него и на его помощницу было заведено уголовное дело с целью отстрочить момент, когда нашим "друзьям" за океаном станет ясна страшная для них правда. Ясна ли она им сейчас, или они всерьез верят в то, что Сердюков и Васильева воровали, а Путин их покрывает? Неудивительно, если так и есть - ведь интеллектуальная деградация западных элит зашла очень далеко, люди типа Псахи и Обамы настолько примитивны, что могут понимать смысл только самых прямолинейных операций. 
Однако мы стали свидетелями того, как у России "из ниоткуда" появилась современная боеспособная армия, которая заставляет считаться с собой весь мир. 

Сейчас, когда на границах ДНР и ЛНР стоит 90-тысячная ударная группировка ВСУ, напичканная американской техникой и инструкторами, а в Прибалтике развертывается ударная группировка НАТО, нет смысла что-либо скрывать. Пришло время полностью открыть карты. И УДО Васильевой - это всего лишь завершение спецоперации, которая войдет в учебники истории и спецслужб.
А.К. Красиво. Еще бы доказать, что сама "спецоперация" - не обычный пиар перед выборами.

Я сам захотел быть дьяволом

Я сам захотел быть дьяволом Зачем Александр Родченко снимал строительство Беломорканала. Текст Олега Климова

Meduza
16:14, 7 июля 2015
Фото: Александр Родченко / Архив управления ББК НКВД, Медвежьегорск
Фотограф Олег Климов ездил на Беломорканал три раза — в 1995, 2009 и 2013 годах. Последние две поездки были посвящены изучению архивов Беломорско-Балтийского канала (ББК) и поиску следов советского фотохудожника Александра Родченко, который в 1933 году секретно снимал первую большую стройку ГУЛАГа. По итогам этих командировок Климов написал эссе о Родченко, а также о том, как исчезает память о людях, которые строили Беломорканал. «Медуза» публикует текст Олега Климова без сокращений. 

Беломорканал. Карелия. 2009 

Юрий Дмитриев (53 года) одет в военный камуфляж, рядом с ним немецкая овчарка. Карман на груди заметно оттопыривает пистолет. «А зачем вам оружие?» — спросил я. «Этот пистолет? — он достал его из кармана и показал в открытой ладони. — Потому что гражданская война еще не закончилась». Я посмотрел на пистолет и неловко спросил: «А почему вы назначили мне встречу на кладбище?» Историк улыбнулся и сказал: «А чтобы вам было страшно. Стыдно и страшно». 
Историк Юрий Дмитриев — из карельской комиссии по реабилитации репрессированных в годы сталинизма — назначил мне встречу в лесу, недалеко от канала, рядом с неизвестным захоронением 1930-х годов. Таких здесь, вдоль всего канала, множество, многие до сих пор не опознаны: «Это задача моей жизни как человека и историка — искать замученных и расстрелянных, но одной моей жизни для этого недостаточно. Сейчас я могу подтвердить по архивным документам и показать ямы и рвы, куда их закопали чекисты, примерно на 86 тысяч человек».
Место расстрела заключенных каналоармейцев в Сандармохе (недалеко от первого шлюза Беломорканала), 2013 год
Фото: Олег Климов
Историк с пистолетом Макарова составляет списки расстрелянных в сталинские времена. Сотни тысяч. «Сперва архив, — говорит он, — потом темный лес и поиск расстрельных ям». Дмитриева не любят местные чиновники — потому что он уже много лет призывает к покаянию. Его не любят местные жители — потому что им становится страшно от этих знаний. 
Когда чиновники решили выяснить, сколько тысяч людей расстреляли и похоронили в районе Сандормох (Беломорканал), они вызвали строительную компанию и экскаватором начали раскапывать могильные ямы. Тогда-то Юрий Дмитриев и использовал свой пистолет. Он подошел к трактористу, приставил к его затылку пистолет и сказал: «Если не остановишься — будешь следующим!» «Раскопки» удалось остановить. Приехали чиновники и милиционеры. Чиновники приказали продолжать копать экскаватором, но рабочие отказались, ссылаясь на историка и его пистолет. 
«В большинстве своем здесь живут люди с отсутствием исторической памяти», — считает учитель истории Любовь Поморцева из села Надворицы. Те, кто строили канал, погибли при строительстве или были расстреляны, а тех, кто выжил, отправили на строительство другого канала — Волго-Балтийского — чтобы соединить Белое море с Черным, а Москва стала портом пяти морей. На смену строителям Беломорканала, которыми руководило ОГПУ-НКВД, пришли новые люди на «свободное поселение» — раскулаченные, условно освобожденные и ссыльные. Многие из них тоже погибли от непосильного труда и суровых природных условий, но от последних остались хотя бы могилы с крестами и звездами, а не только «расстрельные ямы». С них и началась «народная память», часто не совпадающая с исторической.
Формально я приехал на Беломорканал, чтобы попробовать разыскать исчезнувший фотоархив известного художника и фотографа Александра Родченко; точнее — ту часть фотонегативов, которые были сделаны в период строительства канала имени Сталина в 1933 году. Неформально — я хотел знать причины фальсификаций (если не сказать — преступлений) в истории отечественной фотожурналистики и визуального искусства времен сталинизма. Почему? Потому что я — фотожурналист — свидетель распада советской империи, формирования новой России, а теперь — очевидец сталинского ренессанса в обществе, которое называет Сталина «хорошим менеджером», а пропаганду его режима — искусством.     
Беломорканал, 2009 год
Фото: Олег Климов
«Что я могу сказать об Александре Родченко? — спрашивает Юрий Дмитриев и сам отвечает: — Ничего хорошего, как и о сотнях и тысячах людей, которые участвовали в преступлении против человечности… Если бы его расстреляли здесь как бешеную собаку, я бы нашел его могилу, потому что он человек. Я уважаю людей. Но „искусство фашистов“ меня не интересует… Я встречал в архивах ОГПУ фамилию Родченко в связи с организаций фотолаборатории в БелБалтлаге [Беломорский ГУЛАГ] и не вижу ничего удивительного в том, что он был фотографом ОГПУ».
После разговора в лесу мы отправились к его автомобилю — ржавой и старой «Ниве»; он достал свой ноутбук и скопировал для меня все имеющиеся у него документы фондов ОГПУ, к которым современная власть меня бы никогда не допустила.

Беломорканал имени Сталина. 1933 

«Хозяин мой, начальник управления, лежит, болен, все еще не оправился от воспаления легких» — Александр Родченко, из письма, написанного на строительстве Беломорканала, жене, художнице Варваре Степановой, в Москву. «Демоном Архипелага» назовет Александр Солженицын начальника управления строительством Беломорканала Нафталия Френкеля. 
Нафталий Френкель учился в Германии. Был бизнесменом в Турции и тайным агентом ОГПУ. За коммерческие махинации арестован чекистами Дзержинского, приговорен к расстрелу, но помилован и выслан на Соловецкие острова. 
Будучи еще молодым человеком, к тому же изрядно образованным, Нафталий Френкель удивлялся, почему ОГПУ (в чье ведомство входил ГУЛАГ) так нерационально использует труд заключенных. Однажды в лагере из-за отсутствия элементарных санитарных условий началась эпидемия тифозных вшей; потребовалось срочно построить баню для всех заключенных. По расчетам инженеров, для возведения даже небольшой бани понадобилось бы 10-15 дней, что в период эпидемии могло обернуться катастрофой. Френкель предложил построить баню за один день — если ему предоставят всего 30 человек (в документах они фигурируют как «рабсила»). Он выбрал 20 молодых матросов и 10 немощных стариков из интеллигенции; при этом сказал матросам: посмотрите на этих стариков, через сутки их расстреляют, если вы не выполните поставленной задачи. Расстреляют вас и расстреляют меня. Работа была выполнена на три часа раньше. 
Справа налево в первом ряду: начальник строительства ББК Нафталий Френкель, начальник ГУЛАГа Матвей Берман и начальник южного участка ББЛАГа Афанасьев
Фото: Неизвестный автор / Wikimedia Commons
Это событие на Соловецких островах стало началом новой карьеры Нафталия Френкеля — и дало старт самому грандиозному проекту ОГПУ за все историю существования органов государственной безопасности. Раньше ОГПУ не знало, что делать с таким количеством заключенных, на какие деньги их кормить и как содержать; однако, согласно концепции Френкеля, заключенные не только могли обеспечивать себя, но и приносить пользу государству. По этому поводу состоялось специальное заседание советского правительства во главе со Сталиным — и было принято секретное постановление по использованию труда заключенных (1929, подписано заместителем председателя СНК СССР Яном Рудзутаком). 
Первой экспериментальной стройкой стал Беломорканал. Это был не проект советского государства, а проект ОГПУ — «государства в государстве»; курировал его заместитель председателя ОГПУ Генрих Ягода. Со всей страны свезли заключенных и «врагов народа»: согласно расчетам, на работу каждый день должны были выходить около 100 тысяч человек (по данным архива городского музея Медвежьегорска). Смертность заключенных составляла до 14% каждый месяц (за весь период строительства канала погибли или были расстреляны от 100 до 200 тысяч человек). «От заключенного нам надо взять все в первые три месяца, а потом он нам не нужен», — объяснял Нафталий Френкель в секретных директивах. 
Вскоре появилось и идеологическое обоснование: «перековка» — перевоспитание заключенных. «Перекованным» или «перевоспитанным» могли дать ордена и медали, увеличить питание; их могли повысить по карьерной должности в системе ГУЛАГ или досрочно освободить. В соответствии с этими идеями «рабсила» превратилась в «заключенных каналоармейцев», сокращенно З/К (зэка); в дальнейшем это сокращение стало означать статус любого заключенного в СССР. 
Фрагмент газеты «Перековка», 20 июля 1933 года
Фото: Олег Климов / ГУ «Национальный архив Республики Карелия», Петрозаводск
Кроме того, для «идеологической поддержки» проекта ОГПУ потребовались «инженеры человеческих душ» — художники, фотографы, писатели и поэты. На Беломорканале появился специальный отдел — «культурно-воспитательный», при нем существовал театр из числа заключенных, выпускалась лагерная газета «Перековка»; наконец, за полгода до окончания строительства канала встал вопрос о создании своей фотолаборатории. Фотография в те времена была одним из новейших способов пропаганды; а основателем «фотомонтажа действительности» и рекламы «диктатуры пролетариата» был художник-конструктивист Александр Родченко. 
Титульный лист газеты «Перековка», 20 июля 1933 года
Фото: Олег Климов / ГУ «Национальный архив Республики Карелия», Петрозаводск
Каким образом Родченко оказался «доверенным фотографом» ОГПУ? Скорее всего, мы никогда точно не узнаем об этом. Но в его биографии прослеживается определенная связь с органами госбезопасности. Еще в начале 1920-х годов в Москве существовал «Салон Лили Брик»; как стало известно уже в наше время, этот салон функционировал не только благодаря обаянию агента Лили Брик (удостоверение ГПУ № 15073), но и при прямой поддержке заместителя начальника секретного отдела ОГПУ Якова Агранова (известный палач ОГПУ-НКВД, на совести которого — десятки расстрелянных, в том числе поэт Николай Гумилев). Цель создания «салона» заключалась в контроле над творческой интеллигенцией. Этот «салон» писатель Пастернак вскоре назовет «салоном милиционеров». Другом семьи Брик и частым гостем «салона ГПУ» был и Александр Родченко. 
Родченко отправился на строительство Беломорканала в начале 1933 года. Он был единственным «гражданским» фотографом на стройке, при этом работал он там тайно. ОГПУ поручило ему снимать окончание строительства и открытие канала. Родченко выдали гонорар, питание и обеспечили достаточно комфортными условиями жизни, как следует из документов и его писем к жене: «Не писал по причине незнания, где, что, и отсутствия пропуска. Теперь все в порядке. Здоров и выгляжу хорошо. Ем, пью, сплю, и пока не работаю, но завтра начну. Все замечательно интересно. Пока прямо отдыхаю. Условия прекрасные… Не говори никому лишнего, что я на Беломорканале…»
На строительстве Беломорканала. Отсыпка плотины № 22 сквозной женской бригадой О.И. Игнатенко. 1930-е годы
Фото: Неизвестный автор / ГУ «Национальный архив Республики Карелия», Петрозаводск
Стоит ли говорить, что строительство Беломорканала велось в обстоятельствах высокой секретности. Ни журналисты, ни фотографы даже близко не подпускались к Беломорканалу, а в журналах и газетах публиковали только официальные сообщения правительства. 
Судя по всему, задача фотографа Родченко заключалась не только в создании пропагандистских фотографий, посвященных окончанию строительства канала, но и в открытии фотолаборатории. «Лаборатория готова и я начал работать», — сообщает он в письмах. В документах ОГПУ также упоминаются мастерские для художников с красками, холстом и всем необходимым. Так или иначе, как утверждают историки, фотолабораторию в ГУЛАГе нельзя было открыть без поддержки московского ОГПУ. 
Строительство Беломорканала, 1933 год
Фото: Александр Родченко / Архив управления ББК НКВД, Медвежьегорск
Полученные негативы, скорее всего, оставались в архивах ОГПУ. До нас дошли лишь те отпечатки, которые использовали в пропаганде. Любопытно, что известные публике снимки Родченко с Беломорканала фигурируют в истории отечественной фотографии под его именем; при этом точно такие же снимки из архивов ОГПУ-НКВД — анонимны и сопровождены титром «автор фотографии неизвестен». Всего на Беломорканале работали три фотографа — все официальные сотрудники ОГПУ. Техническими фотографиями занимались заключенные, у которых не было права выхода за пределы ГУЛАГа.
Вот что пишет, обращаясь к Родченко, находящемуся на Беломорканале, его жена — художник Варвара Степанова: «Они [коллеги] были потрясены, что ты ни с кем больше не заключал договоров на канал, что сидишь там три месяца, что ты не торгуешь фото, что ты не служишь в ГПУ и что тебе ничего не платят…» Однако фотограф ОГПУ Родченко получал деньги (сумма точно неизвестна), ел и жил вместе с руководителями Беломорканала в Медвежьегорске. Имел пропуск и мог ходить без охраны по территории ГУЛАГа и местам строительства канала. Не только документы тому подтверждение, но и сами фотографии: начиная от изображений Нафталия Френкеля (хотя снимать руководство ОГПУ ББК было запрещено) и заканчивая рядовыми каналоармейцами, а также группой писателей во главе с Максимом Горьким, которые под охраной ОГПУ приехали на пароходе «Карл Маркс» отмечать окончание великой стройки. Александр Родченко вместе со всем ОГПУшным руководством канала и Нафталием Френкелем лично встречал этот пароход. Вот что фотограф пишет в связи с этим своей жене: «Я сниму их приезд и проезд на пароходе, сейчас же проявлю и напечатаю (в фотолаборатории ГУЛАГа; фоторепортеры, которые приехали с писателями, не имели такой возможности — прим. авт.). Ты снимки моментально реализуешь в газеты [в Москве]… Это будет здорово, правда?»
Группа писателей с начальником БелБалтлага Фириным (второй ряд, четвертый справа), 1933 год
Фото: Неизвестный автор / ГУ «Национальный архив Республики Карелия», Петрозаводск
Это было здорово. По словам Родченко, на Беломорканале он сделал более двух тысяч фотографий (ныне известны не более 30). Разработал дизайн пропагандистского иллюстрированного журнала «СССР на стройке» в декабре 1933, полностью оформил его своими снимками. А еще он был художником и фотографом «монографии писателей» о Беломорканале, которая называлась просто «Беломорканал имени Сталина». Таковы успехи фотографа и художника Родченко в пропаганде сталинизма. Вот что он, например, пишет в профессиональном журнале «Советское фото» о «перестройке художника» — на примере «перевоспитания» убийц и «врагов народа»: «Меня потрясла та чуткость и мудрость, с которым осуществлялось перевоспитание людей. Там умели находить индивидуальный подход к каждому. У нас [фотографов] этого чуткого отношения к творческому работнику еще не было тогда…»

Беломорканал. 2009 

Темный лес — так, чтобы с дороги было не видно. Десятки могильных ям. В них по 100-200 человек расстрелянных. В затылок. Кое-где крест, кое-где звезда Давида, кое-где полумесяц. На одном камне выбито: «Люди, не убивайте друг друга», на другом: «Простите нас». Кто-то написал стихи про Беломорканал и приклеил их на ствол дерева. Кто-то карандашом нарисовал без вести пропавшего родственника. Кто-то поставил фотографию в рамке рядом с пластиковым цветком и зажег свечку.
Место расстрела и захоронения на Беломорканале (пятый-шестой шлюзы)
Фото: Олег Климов
Недалеко отсюда — в городе Медвежьегорске — есть небольшой музей, организованный не правительством и не президентом России, а общественной организацией «Мемориал» при поддержке Фонда Сороса в середине 1990-х годов. Фонды и архивы в музее практически отсутствуют. Покопавшись в материалах, я спросил: «Откуда у вас эти оригинально отпечатанные фотографии 1930-х годов?» «Из бывших архивов ОГПУ Беломорканала, — ответила сотрудница музея. — Еще в 1990-е годы нашего сотрудника допустили в архивы, и он сумел добиться разрешения взять их для музея. С тех пор нас больше туда не пускают». 
Я думал, что наивно искать фотоархив Родченко или какие-либо документы в столь маленьком и незначительном музее, которому чуть больше десяти лет. Однако вдруг я увидел картину с видом стройки, под которой было написано: «Беломорканал. 1930 годы. Художник неизвестный». «Черт возьми! Откуда у вас эта картина?» — опять спросил я. Сотрудница музея так же спокойно ответила: «Оттуда же. Из архивов ГПУ». 
Что потрясающего было в этой картине, написанной неизвестным художником? Дело в том, что она почти идеально повторяла фотографию Александра Родченко, сделанную на Беломорканале. Никто и никогда не обращал на это внимания, да и мало кому могло прийти в голову провести исследование этой картины. Ясно же — сделано в ГУЛАГе. Да и фотографии в архивных фондах из Беломорканала (в том числе, и очевидно сделанные Родченко) числятся как анонимные. Причин их исследовать тоже вроде как нет. 
Репродукция картины неизвестного художника
Фото: Олег Климов / ГУ «Национальный архив Республики Карелия», Петрозаводск
Духовой оркестр Беломорско-Балтийского канала. Район Повенца, 1930-е годы
Фото: Александр Родченко / Архив управления ББК НКВД, Медвежьегорск
В гостинице я сравнил изображение на картине с изображением на фотографии, которая была в моем компьютере. Сходство в композиции несомненное. Силуэты фигур каналоармейцев повторяются так же, как на фотографии. Но не хватает некоторых деталей и обрезанных на фотографии фигур, которые «выбиваются» из композиции. Также несколько смещены фигуры музыкантов духового оркестра. Кроме того, на стенах шлюза пририсованы плакаты, прославляющие строительство Беломорканала и Сталина. На обратной стороне картины — достаточно старый и немного испорченный холст. Картина без подрамника и закреплена непосредственно в раму.
Утром следующего дня я опять вернулся в музей. «Скорее всего, она висела в управлении ББК в сталинское время», — говорит сотрудница музея. Конечно, в управлении, думал я, ведь там работал и жил Родченко, там же была не только фотолаборатория, но и мастерская для художников. А Родченко был не только фотографом, но и художником. Правда, не очень хорошим «рисовальщиком» — реальность он рисовать не умел, а только рисовал конструкции с «линейкой и циркулем», но образование получил в художественной школе в Казани. Кто, кроме Родченко, мог рисовать с собственной фотографии в ГУЛАГе? Заключенные каналоармейцы? Вряд ли им были доступны фотографии Родченко. Да и какой смысл? Пропагандистскую картину можно написать гораздо эффектнее. Поэтому логично предположить, что он сам это и сделал. Времени было достаточно. Условия тоже соответствовали. Да и в дневниках есть упоминание, что Родченко использовал фотографии для рисования картин. 
«Знаете что, — сказал я сотруднице музея, — берегите эту картину, может оказаться так, что стоить она будет невероятных денег и тогда вы сможете платить зарплату сотрудникам музея несколько лет. По-моему, это справедливо». Можно ли сейчас доказать авторство этой картины? Я не специалист. Скорее всего, можно — с некоторой погрешностью. 
В иллюстрированном журнале «СССР на стройке», который выходил на трех иностранных языках и распространялся, в том числе, среди советской элиты, в номере за декабрь 1933 года (его полностью оформлял Родченко) фотограф так писал об этом духовом оркестре с картины и фотографии: «За 20 месяцев подготовлено около 20 тысяч квалифицированных работников по 40 специальностям. Это все бывшие воры, кулаки, вредители и убийцы. Они впервые познали поэзию труда, романтику строительства. Они работали под музыку собственных оркестров». В этом же журнале есть фотографии с использованием «скрытого монтажа», цель которого — показать труд как удовольствие при строительстве Беломорканала. Наверное, это можно назвать творчеством, искусством, если не знать или не хотеть знать, что все это ложь, пропаганда и преступление против человечности, возведенное в ранг искусства. Если не видеть или не хотеть видеть могильные ямы, в которых по 100-200 человек, расстрелянных в затылок.
Обложка журнала «СССР на стройке», 1933 год
Фото: Олег Климов / Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Разворот журнала «СССР на стройке», 1933 год
Фото: Олег Климов / Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Разворот журнала «СССР на стройке», 1933 год
Фото: Олег Климов / Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Разворот журнала «СССР на стройке», 1933 год
Фото: Олег Климов / Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

* * *

Если сравнивать фотографии из бывшего архива ОГПУ, которые значатся как «анонимные», и все публикации Александра Родченко о Беломорканале в СМИ, то выяснится, что архив ОГПУ — более честный и соответствующий реальности, чем монтажи и пропаганда фотохудожника. 
Миф о строительстве Беломорканала и «перевоспитании человека» адским трудом; миф, который создал в фотографии и истории фотожурналистики Александр Родченко, начал рушиться много лет спустя, после публикации книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».  
Строительство Беломорканала, 1933 год
Фото: Неизвестный автор / Архив управления ББК НКВД, Медвежьегорск
Абстрактные конструкции Родченко, написанные на иконах из разрушенных и разграбленных большевиками церквей, фотомонтажи и фальсификация действительности в фотожурналистике 1930-х годов сейчас в России имеют уже не пропагандистскую ценность периода «великих репрессий», но ценность Искусства, которое в представлении обывателей всегда было независимым и свободным от политического режима. Сам Родченко теперь предстает как пострадавший за «левое искусство формализма» со стороны советской власти. Но, к сожалению, действительность такова, что он был не только ярым сторонником этой самой власти, но и служанкой ее самой одиозной части — Главного политического управления. 
Почему? Я пока не нашел точных объяснений, кроме банальных комментариев историков. «Они все были чекистами и комиссарами». Или противоположное: «Они боялись за свою жизнь». Не нашел объяснений, потому что не понимаю, какой страх за жизнь или какая социальная идея может заставить общество и государство опять говорить уважительно о сталинизме — уже в наше время? Красота какого искусства может быть совершенной за счет сотен тысяч замученных и убитых?

Москва. Музей имени Пушкина. 2009 

Частная коллекция Александра Родченко. Биография: родился, cын бутафора и прачки, учился в Казани, жил в Москве, художник, фотограф. Идем дальше по выставке: фотография, картина, икона. На иконной доске, где должны быть лица христианских святых, — абстрактная композиция номер 100. Варварство или кощунство? Нет. «Новая икона» для пролетариата. Искусство трудящихся масс. «Искусство — это божество и божество жестокое, мрачное, мстительное и коварное, и властвует над ним Дьявол… Но я должен победить Дьявола, ибо я по силе не уступаю ему…» (из письма Родченко к жене, 1915). 
Спрашиваю куратора *** частной коллекции Родченко: «Вы считаете, большевики могли разрушать церкви, а художники писать на иконах свои революционные абстракции?» Искусствовед отвечает: «Меня не интересуют политические взгляды Родченко. Меня интересует искусство Родченко».
А историка Юрия Дмитриева не интересует «искусство фашистов», но он готов искать место расстрела самых разных людей. «Я знал, что есть Дьявол, всемогущий Дьявол — властитель красоты… И ему я хотел продать свою душу… Черную душу. И много я делал для Дьявола, и он еще больше делал для меня. Но пришло время, и я сам захотел быть Дьяволом и объявил свое божество… Я сам могу теперь покупать души, издеваться и любить их…» (из письма Родченко к жене, 1915).
Строительство Беломорканала, 1933 год
Фото: Александр Родченко / Архив управления ББК НКВД, Медвежьегорск
Чувствовали ли они себя художниками? Скорее, воображали себя демиургами. Было ли это искусство? Может быть, но оно было создано не для человека, а для божества, который должен был управлять человеческим материалом. «Мы — пролетарии кисти», «Комиссары искусства» — Родченко, 1919.
«Беспредметность в живописи вас поражает сейчас от того, что живопись ушла вперед от жизни, она не оторвана от нее, как думают. Она только предвидит будущее. Все вы так будете существовать, как существуют сейчас эти беспредметные формы, тон, вес и композиция». У художника Родченко это называлось «Опыты для будущего». Этим ближайшим будущим стала эпоха сталинизма, в которой человек действительно превратился в беспредметную форму, где общество стало иметь один вес и тон, одно содержание, и где «главный художник» использовал в своем творчестве не кисти и краски, не камеру и фотопленку, но человека и общество — в своих конструкциях будущего. 

Беломорканал. 2013

Путешествуя по Беломорканалу в наши дни, я часто спрашивал себя: поехал бы я снимать одно из преступлений сталинизма по протекции самих преступников? И должен ответить — поехал бы, потому что я делал это много раз на той или иной войне уже в наше время. Но главный вопрос в другом: встал бы я на сторону преступников хотя бы в использовании своих фотографий? Ответ на этот вопрос не лежит в плоскости искусства и времени, это вопрос совести, которая есть — или которой нет. 
Пятый шлюз Беломорканала, 2013 год
Фото: Олег Климов
Шлюз № 10 Беломорканала находится рядом с тюрьмой строгого режима. В одном поселке. Заметив теплоход «Мамин Сибиряк», я начал снимать и сразу же услышал: «Э-эй!!! Ээй!!!» Усилием воли я не повернулся в сторону охранника с автоматом и продолжал фотографировать. Охранник стал опять кричать свое «Эй!», а фотокамера опять — издавать свое «клац!» Я принципиально не хотел останавливаться. После того, как охранник передернул затвор автомата, звук которого я навсегда запомнил с войны, я перестал «клацать» камерой и повернулся к охраннику лицом. Ствол был направлен в мою сторону; другой охранник быстро бежал ко мне. Я поднял руки вверх и сказал: «Я — журналист!» Я всегда так делал на войне, когда на меня направляли оружие.
Вооруженный охранник забрал документы и предложил пройти вместе с ним. Я не собирался никуда идти, и не знаю, что было бы дальше, но подошел начальник шлюза в погонах речника и я сразу спросил охрану: «Ну, что? Шпиона поймали?»
В итоге мне разрешили снимать только водопад, который был рядом, но по пути к нему я нашел огромный профиль Сталина, выложенный белым мрамором на серых камнях у берега обводного канала. Говорят, что профиль «вождя всех народов» особенно хорошо виден с высоты.
Стоит ли говорить, что, делая репортаж, я не боролся с системой. Я боролся с собственным страхом. 
Автор благодарит Екатерину Богачевскую за помощь в подготовке материала.