суббота, 1 декабря 2018 г.

ИУДАИЗМ ДЛЯ ВСЕХ

Иудаизм для всех
Веками христианские народы смотрели на евреев и иудаизм сверху вниз. Эту «теологию презрения» сформулировал полторы тысячи лет назад учитель церкви Августин, находивший оправдание самому факту существования евреев среди христиан в том, что униженное положение иудеев свидетельствует об истинности христианства.
И конечно, Августин категорически запрещал христианам учиться чему-либо у евреев: «Обычаи евреев для христиан смертельно опасны. Кто бы эти обычаи ни соблюдал, он непременно падет к демону». На протяжении Средних веков и тем более в эпоху Возрождения было немало образованных христиан, которые знали иврит, читали еврейские тексты, изучали Талмуд и даже каббалу. Но в общей массе всё же это были единицы, которые делали это в тайне и боялись разоблачения и инквизиции.
К XIX веку ситуация несколько изменилась – в прогрессивной Европе перестали на время считать евреев исчадием ада и даровали им местами равноправие. Вместе с этим среди христиан возник определенный интерес и к еврейской религии. Хорошо иллюстрирующим примером может служить молодой и ничем не выдающийся лондонский врач Роберт Ричардсон, которого судьба занесла в Иерусалим в 1818 году. Он побывал на молитвах в двух чудом сохранившихся синагогах, попробовал мацы, которая показалась ему невкусной, а затем написал в своих путевых заметках: «Синагоги в Иерусалиме бедны и малы, но каким наслаждением было присоединиться к их обрядам, увидеть своими глазами церемонии, совершаемые потомками тех самых людей, которые получили указание об этом от самого Б-га».
Далее доктор Ричардсон описывает, сколь несчастны и гонимы евреи, и приходит к выводу, что настоящий христианин должен сочувствовать их положению, а не преследовать.
Окажись доктор Ричардсон в Иерусалиме двести лет спустя, он бы удивился, как Иерусалим превратился из бедного и грязного захолустного городка Османской империи в прекрасную столицу, в которой вместо двух синагог теперь их более тысячи. Но больше всего мой коллега бы удивился, когда бы я привел его в «Иешиву народов» в Центре имени Менахема Бегина, где десятки пасторов, проповедников и просто христиан со всего мира регулярно собираются на лекции ортодоксальных раввинов.
И это не единственное такое место. К примеру, на урок Талмуда к моему знакомому, помимо десятка правоверных иудеев, ходят два православных священника. На пасхальный седер к нашим друзьям регулярно захаживают католические священники. А иерусалимское шествие в честь еврейского праздника Суккот собирает тысячи христиан из более чем ста стран мира.
С тайванкой Грейс Ванг мы подружились после того, как она перевела на китайский язык нашу книгу о Храмовой горе. Сейчас ее уроки по еврейской традиции слушают тысячи человек – и на Тайване, и в материковом Китае, и в китайской диаспоре в Америке.
Можно еще вспомнить про нашего друга Геворга, который изучает вместе с учениками в Тбилиси недельные главы Торы по-армянски. Или десятки тысяч японцев из движения «Макуйя», с которыми этим летом учил Писание и пел еврейские песни иерусалимский раввин Бени Лау. Или медбрата из Индонезии по имени Юсака, который связался с нами и приехал в Иерусалим только ради того, чтобы взойти на Храмовую гору в компании евреев.
Но самое глубокое впечатление на меня произвело знакомство с общиной «Вера в действии» в кенийском городе Накуру. В самом бедном, почти трущобном углу этого и так небогатого города пастор Рекс Окуте организует учебу и пропитание для детей. Но в своей недостроенной церкви посреди зарослей он рассказывает пастве про Тору, Израиль и евреев!
Появление такого множества неевреев, стремящихся к изучению иудаизма, говорит нам об исполнении пророчества Ишайягу: «Вот, народ, которого ты не знал, побежит к тебе ради Г-спода Б-га твоего». И тут встает вопрос: а готовы ли мы, евреи, к такому повороту, к этой волне, которая превращается в цунами?
Знаем ли, что сказать, когда нас спросят о Торе – японцы, кенийцы, армяне? Арабы, наконец? Тем более что природа не терпит пустоты: когда мощный запрос на еврейство не находит ответа, то вакуум заполняют самые разные учителя и центры изучения каббалы, не имеющие ни к каббале, ни к иудаизму никакого отношения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий