четверг, 6 декабря 2018 г.

ХАНУКА - СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Есть идея – есть победа!

30.11.2018

Многие политики только и говорят сейчас о столкновении цивилизаций. События Хануки, которую евреи на днях начинают праздновать, стали, вероятно, одним из первых примеров подобного цивилизационного столкновения – между греками и евреями, между античностью и иудаизмом, между идолопоклонством и монотеизмом.

Ведь Древняя Греция была тогда величайшей цивилизацией: она дала миру великих философов Платона и Аристотеля, историков Геродота и Фукидида, драматургов Софокла и Эсхила. Все они стали основоположниками искусства и архитектуры и заложили каноны, которым человечество в определенной степени следует до сих пор.
А полководец Александр Македонский, захвативший почти всю известную тогда ойкумену, превратил Грецию в самую могущественную империю того времени – единственную сверхдержаву, говоря современным языком. Диадохи, правившие после смерти Александра основанной им империей, силой греческого оружия и мудростью эллинистической философии диктовали, как жить другим народам и по какому пути развития им следовать. И наконец захотели продиктовать свою волю евреям: Антиох IV, решив ускорить и без того происходящие ассимиляцию и эллинизацию евреев, фактически запретил практиковать иудаизм, более того – распорядился установить в Иерусалимском Храме статую Зевса. И таким образом, вероятно, перешел некую метафизическую черту – перегнул палку во взаимоотношениях и с евреями, и, похоже, с Небесами.
И во II веке до н.э. ошеломленные осквернением Храма иудеи восстали против греческого владычества и под предводительством Маккавеев неожиданно одержали блестящую военную победу, разгромив армию самой могущественной державы мира. И именно с этого поражения начался закат великой империи греков.
Это была совершенно невероятная победа, немыслимая, казавшаяся невозможной. Она была подобна победе Давида над Голиафом, если сопоставлять мощь противников. Как говорят правоверные иудеи в своих ханукальных молитвах: «Победа слабых над сильными, победа меньшинства над большинством».
В чем же была концептуальная причина такого исхода и почему теперь кажется очевидным, что по-другому и быть не могло? Дело в том, что греки олицетворяли собой «концепцию трагедии», которую они и привнесли в мир. В соответствии с ней, вся жизнь человека посвящена устремлениям и борьбе, в которых даже можно одерживать время от времени краткосрочные победы, но всё существование человека при этом не имеет конечной цели.
И по прошествии лет цивилизации, существующие в парадигме этой концепции трагедии, неизбежно распадаются и исчезают – от отсутствия глобальной цели своего существования. Особенно резко они распадаются при столкновении с цивилизацией, каждое движение которой подчинено великой цели, а жизнь ее носителей наполнена глубинными смыслами, как это было во время греко-иудейской войны.
Фактически греки жертвовали будущим ради получения благ в настоящем, а евреи были готовы пожертвовать настоящим ради будущего. Оттого греки и растратили все эмоции и энергию – и проиграли. А иудеи, несмотря на малую численность, одержали победу. И эта победа подтвердила пророчество Захарии: «Не воинством и не силой, но духом Моим!» – ведь не было у восставших евреев ни сил, ни оружия, ни армии, но они обладали настоящим еврейским духом, который жаждет свободы и готов бороться за нее.
Никогда не верьте тому, что меньшинство не способно изменить мир, потому что только оно на это и способно! Как когда-то это сделали Маккавеи, так и сегодня это может сделать каждый из нас. Свеча надежды, зажигаемая нами в Хануку, кому-то может показаться незначительной, но именно от нее зависит существование всей цивилизации.
Главный раввин Великобритании
лорд Джонатан Сакс

Материал подготовила Шейндл Кроль

Комментариев нет:

Отправить комментарий