среда, 28 ноября 2018 г.

МОДНЫЕ ДО СМЕРТИ

Модные до смерти

Почему люди носят вещи с лицами диктаторов и тиранов

Куртка с изображением Ленина, KTZ
Фото: Giovanni Giannoni / Penske Media / REX
О том, что стиль политиков, диктаторов и даже тиранов способен породить сотни подражателей и влиять на моду, «Лента.ру» уже рассказывала. Однако не только их шляпы, кепки, ордена и френчи могут инспирировать дизайнерскую мысль: сами их образы, лица и хрестоматийные фотографии нередко вдохновляют модельеров. На одежде появляются стилизованные портреты вождей компартий разных стран и руководителей марионеточных режимов банановых республик, главаря исламистской террористической банды и даже британской королевы Елизаветы II.

Начнем с королевы

Собственно, с Елизаветы II все и началось. Взаимоотношения народа и монархини, формально возглавляющей демократическую Великобританию, в конце 1960-х годов начали меняться: какая-то часть нации по-прежнему относилась к королеве с почтительным придыханием, а какая-то — главным образом молодежь, вдохновленная рок-музыкой, психоделом, сексуальной революцией и движением хиппи и панков, — откровенно фрондерствовала.
Так, одна из самых известных в наши дни британских дизайнеров Вивьен Вествуд в середине 1970-х была еще начинающей и вращалась как раз во фрондерски-панковских кругах: ее, как сейчас принято говорить, гражданским мужем был Малкольм Макларен, продюсер андерграундных музыкальных коллективов и менеджер самой, пожалуй, отвязной группы этого направления — Sex Pistols. В какой степени партнеры влияли друг на друга, сказать сложно, но, судя по дальнейшей карьере Вествуд, они с Маклареном были два сапога пара.
В 1977 году от нонконформизма панков и дизайнера как раз и досталось Елизавете II. К 25-летию ее коронации Sex Pistols выпустили сингл God Save the Queen («Боже, храни королеву»), в котором, несмотря на название, совпадавшее с названием британского гимна, не было ничего верноподданнического — напротив, королеву обозвали обидным словом. А Вествуд, которая почти всю жизнь голосовала за лейбористов, не отстала от товарищей и выпустила коллекцию, куда вошла футболка с принтом, повторяющим официальный портрет монархини — но непочтительно дополненный панковским атрибутом: булавкой, протыкающей губу.
Надо отметить, что и другая женщина, возглавлявшая Великобританию не формально, а фактически — премьер-министр Маргарет Тэтчер — также не избежала попадания на футболки, правда, не дизайнерские, а обычные, хулиганско-сувенирные. В основном переосмысливался ее образ железной леди, любой ценой проводившей в жизнь довольно суровую (в том числе в отношении собственных граждан) политику. Есть, кстати, и саркастические футболки, на которых консервативная политическая деятельница изображена в берете Че Гевары.
Впрочем, Британия — страна демократическая и к дизайнерам относится лояльно. Так, Тэтчер приняла у себя в резиденции дизайнера Катарину Хэмнетт, после того как та получила титул «Модельера года-1984» по версии Британского совета моды, и Хэмнетт явилась на Даунинг стрит, 10 в футболке с принтом, протестующим против размещения в Великобритании американских военных баз. Что характерно, дизайнеру ничего за это не было. А Вествуд в старости даже получила от королевы, которую когда-то «поздравила» панковской футболкой, титул кавалерственной дамы ордена Британской империи. Впрочем, и сама Вествуд к тому времени уже начала голосовать за консерваторов.

Шинель мирового пролетариата

Если в Советском Союзе права изображать вождей революции, прежде всего Ленина, удостаивались только избранные и проверенные на идеологическую верность художники и скульпторы соцреалистического направления, то на Западе перекрашивать вождей и превращать их в арт-объекты могли все желающие. Собственно, это во всех смыслах ярко продемонстрировал Энди Уорхол своими работами с раскрашенным в разные цвета портретом Мао Цзэдуна.
Не возбранялось «играть с лидерами» и модельерам. В СССР носить портрет вождя можно было только в виде опять же одобренного идеологической комиссией нагрудного значка, а на «загнивающем Западе» его можно было и на платье напечатать. Так, в музее лос-анджелесского FIDM (Fashion Institute of Design & Merchandising, Института модного дизайна и мерчандайзинга) выставлено платье из коллекции 1995 года модельера китайского происхождения Вивьен Там. Покинув родину в раннем детстве, Там не испытала на себе давления коммунистического режима, но его мотивы в ее творчестве таки возникли: на платье из музея FIDM изображен уже упомянутый портрет работы Уорхола, но карикатурно модифицированный во множестве вариаций: на принтах у Мао обнаруживаются оса на носу, девчачья прическа с хвостиками или очки-«таблетки».
Вообще нелояльность к коммунистическим кумирам вполне ожидаемо наблюдается у многих выходцев из соцлагеря (символично, что даже Уорхол — потомок выходцев из Восточной Европы, хотя и досоветской). Замечен в этом, в частности, эмигрант из Македонии Марьян Пежоски (прославившийся уродливым, но незабываемым платьем-лебедем, в котором певица и актриса Бьорк в 2001 году пришла на церемонию вручения премии «Оскар»). В 2003 году Пежоски вместе с диджеем Саско Безовски основал марку с японским названием Kokon To Zai, сокращенно KTZ. В 2014 году бренд выпустил мужскую коллекцию сезона осень-зима 2015 с портретами Маркса, Ленина и Мао, вышитыми в технике, имитирующей пиксельную графику. Портреты вождей на тренчах, пиджаках и бомберах были скопированы с их хрестоматийных фотографий — для пущей наглядности агитации.

Президентская гонка

Лидеры прошлого закономерно превращаются в символы и орнаменты посмертно, однако современная массовая культура, давно позабывшая заповедь насчет несотворения себе кумиров, использует и живых персонажей. И в их число наряду с поп- и рок-звездами, а также лидерами всяких запрещенных в России организаций вроде Усамы бен Ладена попадают и политики.
Например, президенты. Лидер по части дизайнерского внимания — по крайней мере, в нашей стране — президент Владимир Путин. Кроме множества сувенирных футболок с в меру приукрашенными принтами с его протокольных и репортажных фотографий, в продаже есть и футболки с Путиным от отечественных модельеров: выглядят креативнее, стоят дороже. Самый, пожалуй, известный из подобных опусов выпустил несколько лет назад дизайнер Денис Симачев, бывший тогда весьма на виду и пользовавшийся заслуженной славой главного российского fashion-эпатажника (позже он уступил это почетное звание Гоше Рубчинскому). Портрет Путина, в данном случае как раз протокольный, из тех, что украшают государственные учреждения, украшает футболку нежно-розового цвета и окружен легкомысленной рамочкой из цветочков.
Дизайнер Катя Добрякова позволила себе несколько более смелое высказывание: черно-белый принт воспроизводит фото президента с обложки журнала Time, на голове у него корона набекрень, а под портретом стилизованным полууставом с пышной буквицей, точно как в «Апостоле» первопечатника Ивана Федорова, выведено «Владимир I» или «Кабы я была царица». Можно предположить, что это художественное высказывание косвенно доказывает отсутствие в России тоталитарного режима — футболка свободно продавалась. С другой стороны, во все времена истовое верноподданничество было не так-то просто отличить от неистового вольнодумства.
Коллекцию в честь президента России под немецким названием Putinversteher (примерно переводится как «Понимающие Путина» или «Путинопониматель») выпустила и Анна Крейденко. Наряду с платьем с принтом по мотивам все того же таймсовского фото в ней имелось платье с намеком на цитатник Мао — испещренное цитатами из выступлений Владимира Путина. В завершение дизайнер предложила еще и кольцо с портретом президента: если верить цитате дизайнера на сайте, украшение будет знаком членов «международного ордена нормальных людей, не желающих становиться меньшинством». Попахивает то ли оголтелым патриотическим сектантством, то ли изощренным стебом (скорее второе).
Не избежал искушения изобразить президента и дизайнер Александр Конасов. Он напечатал на футболке Владимира Путина вместе с китайским генсеком и председателем Си Цзиньпином, претендующим, как говорят политологи, на пожизненную власть. Портреты глав государств расположены сердечком, они отвернулись друг от друга, над головой Путина сине-белые гжельские узоры, над головой Си Цзиньпина — цветы с жостовского подноса. Под главами государств весьма двусмысленно изображен амурский тигр: то ли в знак силы, то ли как символ потенциально спорных территорий. На второе указывает надпись See the Future («Смотри в будущее»). Что же, совет хороший: лучше смотреть в будущее с амурскими тиграми и жостовскими цветочками, чем с Усамой бен Ладеном и опиумными маками с принтов на рубашках no name.
Наконец, завершает галерею президентских портретов в моде Барак Обама. Его громадный вышитый пайетками портрет на ярко-желтом платье произвел фурор на Парижской неделе моды: это был хит показа бренда Sonia Rykiel сезона весна-лето 2009. Модель, которая несла Обаму в буквальном смысле на себе, демонстрировала заодно и митенки, на которых пайетками было вышито Yes и No («Да» и «Нет») — намек на выборы президента-афроамериканца. Чуть позже оммаж дизайнеру Соне Рикель, уже ушедшей с модной сцены, и самому Обаме продемонстрировали его соотечественницы, сестры-модельеры Кейт и Лора Малливи (бренд Rodarte): они не изображали президента на одежде, а просто написали на ней его фамилию, как на футбольной джерси, как делают черлидерс — девушки из фанатских групп популярных спортивных команд. Что же, какие времена, такие и кумиры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий