воскресенье, 14 октября 2018 г.

ЗА ЧТО СИДЯТ ЕВРЕИ?

Раввина Арона Гуревича называют то главным военным, то главным тюремным раввином России. Мы встретились в Калининграде, куда он в качестве представителя Федера- ции еврейских общин России (ФЕОР) приезжает в последнее время в связи с подготовкой к открытию строящей- ся синагоги. Беседа началась с моей просьбы внести ясность в название его должности и в перечень должностных обязанностей. – Я курирую все вопросы, возника- ющие у еврейской общины при со- прикосновении с государственными структурами, не только силовыми. Но поскольку, как говорил Алек- сандр  III, Россия  – государство по преимуществу военное, превалиру- ет общение со структурами, кото- рые являются силовыми и правоох- ранительными. – Об этом еще и поэт Велимир Хлебников говорил: полицейский участок  – «место свиданья меня и государства». Так не потому ли ФЕОР направил вас курировать воз- ведение синагоги в Калининграде? – Да, это непростой регион, на- ходится в сфере внимания как минимум пяти соседних держав. Калининград  – это эксклав, Кали- нинградская область – это сложный регион в экономическом, полити- ческом и военном аспекте. Поэтому здесь государственные структуры имеют больше влияния на обще- ственную жизнь. – Значит, вы – наиболее подходя- щий партнер по переговорам с кали- нинградским начальством? – Может быть, и так. Я возглав- ляю в ФЕОР Департамент по вза- имодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Ну, там еще через запятую Министерство чрезвы- чайных ситуаций, которое не вхо- дит ни в армию, ни в полицию, а также ветеранские организации. Я также член общественных сове- тов при МВД, Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральной службе судебных приставов. Кроме того, вхожу в со- став Общественной наблюдатель- ной комиссии при УФСИН Москвы. – Расскажите, как вы стали рав- вином, где учились. – У меня два с половиной образо- вания… Первое  – незаконченное историческое, учился в Московском государственном педагогическом университете им.  Ленина, но с тре- тьего курса уехал в Израиль. Еще в Москве, занимаясь в университете, я учился в хабадской иешиве в Ма- рьиной Роще. Религиозное образо- вание я закончил в Израиле, имею две смихи, но уже не хабадские – я их получал у городских раввинов Изра- иля. В середине 1990-х работал два года во Франкфурте-на-Майне, по- этому владею немецким языком. – Давайте поговорим о вашей нынешней работе. В чем состоит функция раввина в Российской ар- мии? – Это, скорее всего, политико-вос- питательная деятельность, и под- тверждение тому  – недавний указ президента Путина о создании Глав- ного военно-политического управ- ления. Впервые в Калининград я приезжал в мае 2006 г. на сборы во- енного духовенства. Мы выходили в море из Балтийска на десантном ко- рабле, после чего была встреча с пра- вящим архиереем Калининградской и Смоленской епархии, тогда еще митрополитом, а ныне патриархом Кириллом. Тогда процесс легитима- ции военного духовенства был толь- ко в начале, нынче же в армии более 200  штатных священнослужителей, в основном православные военные священники. – Все-таки что конкретно дела- ют в армии раввины? – Я, например, ездил на армейские сборы. В 2012  г. в рамках военных учений проходил смотр, как быстро может быть развернута полевая мо- лельня  – часовня, синагога, мечеть. Походная синагога, к примеру, раз- вертывалась за 50 минут. – А есть реальная потребность в походной синагоге? В каком-нибудь воинском подразделении миньян со- бирается? – Формально, если в части более 30% личного состава какого-то веро- исповедания, эта часть имеет право получить соответствующего свя- щеннослужителя одной из четырех традиционных российских религий. – То есть иудеи, буддисты, мусуль- мане и православные? Католики и лютеране в российском военном ду- ховенстве не представлены? – Нет, как штатные духовные лица они в военно-религиозной службе или в войсковых сборах не участву- ют. А вот если часть, например, на 31% укомплектована из буддистов, Министерство обороны обращает- ся в духовное управление буддистов традиционной санкхьи с просьбой назначить своего духовного пред- ставителя, который после необхо- димого согласования зачисляется в штат и получает офицерское звание. – А какие все-таки реальные ев- рейские «религиозные услуги» вос- требованы в армии? Шаббат? Каш- рут? Тфилин? – Первое, о чем просят солда- ты-срочники, это увольнение на праздники и Шаббаты, второе  – присылка литературы. Вот недав- но обратились из общины Орла, там у них мальчик пошел на год в армию, просят прислать ему мах- зор (молитвенник, содержащий молитвы на праздники.  – Ред.) на Рош ха-Шана. Много обращений из подмосковных частей. Мацу мы тоже всегда посылаем. – Ставится ли вопрос об освобож- дении евреев от нарядов, от несения караула в Шаббат, а тем паче в Йом-Кипур? – К сожалению, нет. С вопросами о соблюдении Шаббата, праздников и постов никто не обра- щается. Один раз обра- щался человек, готовив- шийся к гиюру. То есть единственный вопрос, касавшийся кашрута и Шаббата, был от нееврея. – Давйте теперь пого- ворим о работе с заклю- ченными... – Этот контингент до- ставляет много хлопот. В круговороте участвуют многие, начиная от само- го еврея, попавшего в ту или иную ситуацию: ког- да возбуждено уголовное дело, но человек находит- ся или на свободе (под подпиской о невыезде, под домашним арестом) или под арестом в след- ственном изоляторе, или когда он осужден и содержится в ме- стах лишения свободы. В последнее время участились дела, связанные с экстрадицией. Кроме человека, ли- шенного свободы, в процессе уча- ствуют его родственники, друзья, адвокаты, следователи, к которым мы можем обращаться с ходатай- ствами, суды  – в том числе разные «деревенские» суды в той же Мор- довии, рассматривающие дела по условно-досрочному освобождению (УДО). – То есть в процессе УДО может участвовать представитель рели- гиозной организации? – Конечно, обязательно участву- ет. Мои сотрудники посещают все места, где содержатся узники еврей- ского вероисповедания. Проводят беседы, уроки Торы, разумеется, к праздникам передают продуктовые наборы с традиционными кушанья- ми. Очень много литературы мы от- сылаем и выдаем на руки. На книги большой спрос: люди, оказавшиеся в непривычной для них, морально не- комфортной ситуации, сразу цепля- ются за религию, пытаются осмыс- лить, почему они оказались именно здесь, в этой ситуации, где искать справедливости и милосердия, если они, как кажется осужденному, не были проявлены в земном суде… – Раввин, опекая узника, не огра- ничивается только культовыми услугами? – Безусловно, нет. Мы же ведем человека с того момента, как он аре- стован, и до его выхода на свободу. Мы поддерживаем связь с ним, с его семьей. Если надо, материаль- но помогаем, посылаем литературу, мацу… И когда он выходит, он уже знает, в какую общину прийти, с кем общаться. – А бывало так, что отсидевшие евреи всерьез обращались к еврей- ской религии? – Конечно, и не раз. Знаете, когда приходит раввин, заключенные вы- страиваются в очередь за наложени- ем тфилина. По Москве, например, в шести следственных изоляторах через общение с раввином проходят 60–70 человек в месяц. – Это те, кто сами обратились? – Да. Они пишут заявление в уста- новленном порядке, просят о встре- че со священнослужителем иудей- ской конфессии. – А если обращается нееврей по Галахе? – Для нас не безразлично, кто ев- рей, кто не еврей. Мы человека не отталкиваем. Я предупреждаю на- ших сотрудников, чтобы они были внимательны ко всем, кто попросил о встрече. Если же мы видим, что желание поговорить не связано с какими-то духовными исканиями, а человеку, например, просто скучно и он хочет развлечься, я в следующий раз не включаю его в список «на вы- вод». Неевреев мы в список обыч- но не включаем, но ситуации могут быть разные. Например, у кого-то жена еврейка, кто-то был связан с общиной, приходил на мероприя- тия. – Сколько вообще евреев сидит в России? – По нашей базе данных – 412. Это те, кто обратились. Но есть и такие, кто не хочет или боится открыто идентифицировать себя как еврея, либо те, кто не знают, что они евреи, а у них как раз бабушка по маме… Оценочно, число находящихся в не- воле евреев наверняка больше тыся- чи. – А за что сидят евреи? – Знаете, статистика по статьям не совсем отражает реальность. В некоторых регионах России до 40% приговоров идет по статье 228 – нар- котики, причем очень часто вкупе с еще какой-то статьей. Например, совершил кражу, и вдруг в кармане оказался грамм героина. Многие го- ворят, что «за наркотики», а там все намного сложнее. Но преступления, сопряженные с насилием, и престу- пления против личности практиче- ски отсутствуют в палитре деяний, за которые евреи несут наказание в виде лишения свободы. – Вам, наверное, знакома органи- зация аналогичной работы в Герма- нии? – Я ездил лет пять назад в Котбус, посещал тюрьмы (там же лагерей нет), сравнивал, как там и как у нас. У немцев все это более бюрократизи- ровано. В Германии тюремный свя- щенник  – сотрудник пенитенциар- ной системы, у него рабочее время, зарплата, отпуск… Форму он, прав- да, не носит, но что меня поразило – ключи! У нас как происходит: по со- гласованию в определенное время приходит батюшка или раввин, его встречают сотрудники администра- ции, организуют общение с паствой. А вот в Котбусе тюремный священ- ник (там это был евангелический па- стор) имел ключи от дверей. Невоз- можно представить, чтобы в Москве у православного священника были ключи от некоторых помещений ре- жимного объекта. – А в громкие криминальные про- цессы последнего времени вы как-то вовлечены? – Мы не занимаемся политикой. – Но кто-то из VIP-арестантов обращался за поддержкой? Может быть, назовете мелькающие в ново- стях имена? – А может быть, на этом мы завер- шим нашу беседу?
Беседовал Виктор ШАПИРО

Комментариев нет:

Отправить комментарий