среда, 10 октября 2018 г.

ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ...

Вот моя деревня…

Если вам доведется побывать в районе Кирьят-Гата, не забудьте заглянуть в Кфар-Бейта-Исраэль – расположенный рядом с этим городом (в сущности, в его муниципальных границах) поселок, представляющий собой точную копию деревень, в которых жили эфиопские евреи на протяжении тысячелетий.
Photo copyright: pixabay.com. CC0
Круглые глинобитные домики с соломенными крышами, вокруг поля, на которых выращиваются овощи, хлев для скота – все так, как было и как есть в Эфиопии. Ежедневно автобус доставляет в деревню несколько десятков пожилых репатриантов из Эфиопии, которые с удовольствием обрабатывают землю, собирают урожай, готовят традиционные блюда – словом, живут той жизнью, какой жили когда-то в Эфиопии.
«Я уже давно на пенсии, но каждый день приезжаю сюда поработать на земле, – говорит 78-летний Биньямин Адарай, репатриировавшийся в 1982 году. – Здесь я чувствую себя как дома, по-настоящему отдыхаю душой».
«Я был одним из первых, кто принял участие в создании этой деревни, когда министерство сельского хозяйства выделило нам эту землю, – рассказывает 70-летний Самуэль Авраам, живущий в Израиле с 1984 года. – В то время я был тяжело болен, глотал по 20 таблеток в день, врачи признали меня нетрудоспособным. Но это место вернуло меня к жизни. Я снова могу работать и обхожусь в день всего тремя таблетками. Для нас это настоящий рай на земле!»
Создателем «рая» является амута «Инейни» и ее бессменный председатель – 43-летний раввин и педагог Моше Соломон, репатриировавшийся в начале 1980-х годов. По словам Моше, еще десять лет назад они с женой жили в Центре страны; оба работали и неплохо зарабатывали, но в какой-то момент его захватила идея возрождения традиционных общин эфиопских евреев, сохранения культурного наследия выходцев из Эфиопии. К счастью, жена поддержала его планы, и вместе с двумя семьями единомышленников они перебрались в Кирьят-Гат, чтобы начать все с нуля. Деревня Кфар-Бейта-Исраэль стала одним из первых осуществленных ими проектов.
– Центром жизни евреев в Эфиопии была община, – рассказывает Моше Соломон. – Принято было жить «на людях», общинные интересы были на первом месте, лидеры общины пользовались непререкаемым авторитетом и играли важнейшую роль в воспитании молодежи. При этом Эфиопия считалась одной из самых развитых стран Африки, эфиопы – своего рода аристократией континента, а эфиопские евреи – сливками общества, его врачами, педагогами, писателями. И вдруг после репатриации в Израиль все это рухнуло. Из «сливок» мы превратились в аутсайдеров израильского общества, поселившись в городах, оказались запертыми в четырех стенах и перестали чувствовать себя частью общины. Не зная иврита, будучи порой не в состоянии решить самые элементарные проблемы, утратив способность зарабатывать на хлеб насущный, старейшины утратили и былой авторитет. Как следствие, наша молодежь стала катиться в пропасть, и это еще мягко сказано. Не секрет, что доля эфиопских подростков, оставляющих школу и имеющих проблемы с законом, куда выше, чем среди других слоев населения. Поэтому я исходил из того, что если возродить в городах традиционные общины Бейта-Исраэль, если приобщить нашу молодежь к корням, многое можно изменить к лучшему. Тем более, что у нашей общины богатая история и культурное наследие, Нам поистине есть чем гордиться.
Идея создания рядом с Кирьят-Гатом аутентичной эфиопской деревни с ее типичным укладом жизни пришла к Моше Соломону совершенно неожиданно – после того, как он выразил в синагоге удивление по поводу того, что старики приходят молиться не каждый день, а только по субботам, а ведь делать им вроде особенно нечего. «Рав Моше, ты хочешь, чтобы я встал рано утром и пришел на молитву. Но я стараюсь вставать попозже и ложиться пораньше, чтобы день был короче и как можно быстрее прошел, поскольку мне уже давно не для чего жить», – ответил ему один из прихожан. И тогда рав Моше решил вернуть этим людям вкус к жизни…
Общая площадь Кфар-Бейта-Исраэль составляет всего 25 дунамов, из которых 11 отданы под сельскохозяйственные угодья. В сущности, это не деревня, а культурно-туристический комплекс, где проводятся съезды и семинары лидеров эфиопской общины, фольклорные фестивали и экскурсии для желающих познакомиться с культурой и обычаями евреев-выходцев из Эфиопии. Гости могут принять участие в строительстве традиционного эфиопского дома, в выпечке хлеба, попробовать блюда национальной кухни и примерить национальную одежду, послушать эфиопскую музыку и научиться эфиопским танцам. А еще – познакомиться с героическими, а подчас и трагическими страницами истории алии евреев из Эфиопии в Израиль.
– Создавая десять лет назад деревню Бейта-Исраэль, мы преследовали три основные цели, – продолжает рассказывать Моше Соломон. – Во-первых, создать отдушину для наших стариков. Во-вторых, познакомить с культурными традициями и историей общины нашу молодежь, так как в последние годы она дистанцировалась от своих корней настолько, что практически ничего о них не знает. Для многих девушек и юношей, приехавших детьми или уже родившихся в Израиле, многое из увиденного здесь становится откровением, возвращает им чувство гордости за принадлежность к эфиопской общине. Ну, а в третьих, – помочь израильскому обществу лучше понять, кто мы такие, откуда взялись, и изменить отношение к нам, которое, скажем честно, не самое дружественное. К сожалению, число израильтян и туристов, приезжающих к нам на экскурсии, все еще относительно невелико. Мне бы хотелось, чтобы нас посещали хотя бы ежегодно 100 тысяч человек. Кроме того, в последние годы мы практически не развиваемся, ведь хотя нам и выделили землю, из-за бюрократических проволочек мы все еще лишены официального статуса. А без такового нам не получить спонсорскую помощь, хотя и Еврейский национальный фонд, и целый ряд других организаций готовы нам ее оказать.
И все же Кфар Бейта-Исраэль живет и развивается. Заглянуть сюда хотя бы на часок-другой, безусловно, стоит. И что уж мы вам точно гарантируем – вам здесь будут рады.
Петр ЛЮКИМСОН
«Новости недели»

Комментариев нет:

Отправить комментарий