четверг, 6 сентября 2018 г.

ЧИТАЕМ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

«Кодексы Форстера» Леонардо да Винчи оцифровывают и выкладывают онлайн


Музей Виктории и Альберта в Лондоне предоставляет в свободный доступ записные книжки Леонардо да Винчи из своей коллекции. Высококачественные снимки находятся на официальном сайте учреждения,и все желающие могут рассматривать страницы в мельчайших подробностях.
Леонардо да Винчи (1452 — 1519) известен в первую очередь как автор живописных шедевров, таких как «Мона Лиза». Но вместе с тем он был архитектором,музыкантом, изобретателем, инженером, скульптором и исследователем — возможно, самым многогранно талантливым человеком из когда-либо живших. Блокноты содержат диаграммы, рисунки, личные заметки и наблюдения, дающие уникальное представление о его видении мира. 


«Кодекс Форстера II», страница 91,левая сторона. Фото: Victoria and Albert Museum, London

Все аннотации сделаны «зеркальным письмом», которым пользовался гений, и читаются справа налево. Зачем Леонардо так писал — чтобы зашифровать свои мысли или для удобства, поскольку был левшой — до сих пор неизвестно. Учёные утверждают, что текст довольно просто читать, как только глаз адаптируется к такому стилю. 

Судя по всему, Леонардо начал записывать свои мысли в блокнотах в середине 1480-х годов, когда служил военным и гражданским инженером у герцога Сфорца — правителя Милана.
Ни один из предшественников, современников или преемников не использовал бумагу так, как этот художник: на одном листе можно увидеть наброски совершенно разных его идей и изобретений — и как дизайнера, и как учёного.

Леонардо, вероятно, работал на отдельных листах, которые в какой-то момент были собраны в брошюры, а позже прошиты и снабжены обложками. Предположительно,это сделал испанский скульптор XVI века Помпео Леони, который некоторое время владел записями.
Пять блокнотов из коллекции Музея Виктории и Альберта составлены в три альбома,которые носят название «Кодексы Форстера» — по имени коллекционера Джона Форстера, который завещал их учреждению в 1876 году. При их составлении не соблюдался никакой логический порядок и лишь один — Кодекс I.1 — содержит указания о том, когда был создан.
  • «Кодекс Форстера II», страница 123, правая сторона. Фото: Victoria and Albert Museum, London
  • «Кодекс Форстера II», страница 10, правая сторона. Фото: Victoria and Albert Museum, London
В Кодексе I.2 можно найти примечания и диаграммы к гидротехническим механизмам по подъёму и перемещению воды. Леонардо также разрабатывал сложные устройства для развлечения гостей в благородных домах, например,водяные часы и фонтаны. Здесь же представлена идея вечного двигателя — концепция гипотетической машины, которая после активации будет работать беспрерывно, как колесо, которое никогда не перестаёт крутиться. Инженер провёл несколько тщательных исследований, но в итоге отверг теорию.
Третий Кодекс — самый разнородный из всех. Заметки по геометрии и гидравлике там прерываются набросками лошадиных ног (возможно, это связано с работой над конной статуей основателя династии Сфорца), эскизами шляп и тканей, возможно,для бальных костюмов, и отчёт об анатомии человеческой головы. Леонардо часто делал зарисовки вскрытия людей и животных, внося вклад в познание анатомии и физиологии.

В Кодексе II.1 есть заметки о теории пропорций и упоминание работы известного математика Луки Паччоли. Здесь же содержатся зарисовки колокола, ударного механизма и набросок группы людей за столом,возможно, имеющий отношение к фреске «Тайная вечеря» в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Кодекс II.2, составленный между 1495 и 1497 годами, содержит обширные записи о теории противовесов, тяги,напряжения и баланса, исследование арбалета (жуткое оружие, несколько раз объявленное Папой вне закона), и замечание, высмеивающее тех, кто размышляет о вечном двигателе. 

Слева: «Кодекс Форстера II», страница 75, правая сторона. Фото: Victoria and Albert Museum, London
Эта тетрадь датируется июлем 1505 года, то есть была начата во Флоренции — сразу после того, как Леонардо взял заказ на создание своей ныне утраченной фрески«Битва при Ангиари» в зале Большого совета дворца Синьории (она известна по копии Питера Пауля Рубенса). В примечаниях рассматривается измерение твёрдых тел и вопросы, связанные с изменением их формы по отношению к объему — этот раздел математики ныне известен как топология.
«Кодекс Форстера II». Фото: Victoria and Albert Museum, London
Музей Виктории и Альберта планирует оцифровать и выложить в сеть остальные записные книжки в 2019 году, когда мир будет отмечать 500-летнюю годовщину смерти Леонардо. Напомним, в 2017 году Британская библиотека оцифровалапринадлежащую ей тетрадь Леонардо да Винчи, так называемый «Кодекс Арундела». В нём, среди прочего, можно найти проекты резиденции французского короля Франциска I и рисунок устройства для дыхания под водой.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта Музея Виктории и Альберта
ХУДОЖНИКИ, УПОМИНАЕМЫЕ В СТАТЬЕ
Леонардо да Винчи
 
Питер Пауль Рубенс
Биография • Работы

Комментариев нет:

Отправить комментарий