вторник, 11 сентября 2018 г.

НОВЫЙ ГОД И ВСЁ, ВСЁ, ВСЁ

В далеком детстве мне доводилось время от времени наблюдать, как наши украинские соседи, когда у них случалась беда, приходили к деду Шломо с просьбой «замолвить за них словечко перед Б-гом». И дед Шломо, волею судьбы оказавшийся последним раввином Прилук, доставал замызганную донельзя записную книжку, слюнявил чернильный карандаш и записывал имя человека, за которого надо было помолиться.

– И чего они ходят?! У них своя церковь есть! – говорила, поджав губы, баба Белла, которая еще в юности далеко отошла и от Б-га, и от всех связанных с Ним дел.
– Просто даже неевреи знают, что у нас с Ним особые отношения, – отвечал дед Шломо.
Потом мне много раз доводилось навещать еврейские местечки, в большинстве из которых уже давно не было ни одного еврея, и наблюдать, как бережно местные жители хранили могилы великих еврейских праведников. И что самое интересное – регулярно посещали их с той же просьбой: «замолвить за них перед Б-гом словечко».
Сегодня, в канун еврейского Нового года, я поздравляю с этим праздником не только своих еврейских знакомых, но и друзей-неевреев, которых судьба тоже раскидала по всему земному шару. Ведь еврейский Новый год – это не сугубо еврейский праздник. Этот день касается всего человечества, поскольку именно в него, согласно библейской традиции, Всевышний сотворил Адама – первого человека, а значит – всё человечество.
В этом есть глубочайший символизм. Идея всеобщего человеческого братства призвана напомнить нам: независимо от языка, национальности, религии и прочих различий, мы все – «дети Адама», сотворенные по одному образу и подобию.
Еврейский Новый год приходится на первый день месяца тишрей, который, согласно еврейской традиции, проходит под зодиакальным знаком Весов. И в эти дни не только на земле, но и свыше подводятся итоги минувшего года и решается судьба каждого человека, каждой страны и каждого народа – кому провести следующий год в радости, а кому – в печали; кому суждено родиться, а кому – умереть; в какой стране будет голод, а в какой – изобилие; где будет мир, а где – война.
Где-то там, на незримых Небесных весах, взвешиваются все наши добрые и злые деяния, и от того, какая чаша перевесит, и зависит выносимый нам и нашим народам приговор. И когда оглядываешься назад, вспоминаешь пролитые реки крови в уходящем году и наломанные в нём дрова, осознаешь стоящие перед человечеством угрозы, признаюсь, становится немного страшно. А ведь так хочется, чтобы наши дети так и не узнали ни войны, ни голода, ни климатического коллапса со всеми сопутствующими ему глобальными бедами.
В эти часы евреи по всей планете спешат в синагогу, чтобы замолвить там словечко не только за себя, но и за всех потомков Адама. И в этом и заключается еврейская избранность – в обязанности просить за других, а если понадобится, то и спорить с Б-гом за них – как спорили с Ним за других и Авраам, и Моисей.
Однажды в канун Нового года, как гласит старая иерусалимская притча, в Старом городе встретились два раввина-каббалиста.
– Куда ты спешишь, рав Ицхак? – спросил один другого.
– Видишь у меня в руках камень? Уже много лет, как я завел себе обычай: накануне Нового года я несу камень на кладбище и пишу на нем две буквы: «З.П.», что означает – «Здесь погребен», и дальше пишу номер года, который закончился. Так я прощаюсь с безвозвратно ушедшим годом. А куда ты спешишь, рав Хаим?
– У меня тоже есть давний обычай. Накануне Нового года я иду на кладбище, беру камень и пишу на нем «З.П.Н.», что значит – «Здесь положено начало», и далее вписываю номер наступившего года. И знаешь, постепенно из этих камней начал выстраиваться дом.
– И где же твой камень? – поинтересовался рав Ицхак.
– А он мне не нужен. Я просто поднимаю тот камень, который оставляешь на земле ты, добавляю на нем одну букву и меняю одну цифру – и так кладу еще один камень в стену будущего дома.
Давайте же в эти дни не столько прощаться с прошлым, сколько смотреть в будущее. С Новым тебя годом, человечество! Доброго тебе приговора, который, по сути дела, ты само себе и выносишь. Хорошего и сладкого года!
ПЕТР ЛЮКИМСОН

Комментариев нет:

Отправить комментарий