четверг, 6 сентября 2018 г.

СУД НАД ЯНОМ ГУСОМ

С. Бунтман: Интересно, как же так получилось, что простой чешский парень стал «опаснейшим еретиком»?
А. Кузнецов: Ответ прост: Ян Гус был очень честолюбивым и целеустремленным человеком. Во время своего ректорства в Пражском университете он познакомился с идеями знаменитого английского реформатора Джона Уиклифа, попал под их влияние.
С. Бунтман: Что за идеи?
А. Кузнецов: В своих проповедях Уиклиф открыто, во всеуслышание осуждал роскошь церкви, социальное неравенство. Также он отвергал епископскую степень (точнее, ее верхнюю надстройку), считая, что все должно заканчиваться рядовым уровнем священства.
Критиковал Уиклиф и индульгенции, выступал против устной исповеди. Ну и, конечно, требовал перевода Священного Писания на новые языки. В частности, он сам был первым переводчиком Библии на средний уровень английского языка, доступный большинству жителей Англии.
ФОТО 1.jpg
Проповедь Яна Гуса. Изображение wikipedia.org

Что касается Яна Гуса, то в его случае идеи Уиклифа получили следующее воплощение: «Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана». Далее он утверждал, что человеку не следует слепо подчиняться церкви, нужно думать самому: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Выступал наш герой и против симонии — практики продажи и покупки церковных должностей. Яна Гуса вообще можно смело назвать одним из первых европейских нестяжателей, если использовать русский церковный термин. Например, он считал, что священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворять свои первейшие жизненные потребности. «Каждый христианин должен искать правду, — говорил он, — даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью».
Ну и еще один достаточно дерзкий тезис Яна Гуса — это не «хлеб мой насущный», а «хлеб наш насущный». Несправедливо, чтобы одни жили в изобилии, а другие страдали от голода.
Первые серьезные раскаты грома над головой Яна Гуса зазвучали в 1409 году, когда архиепископ пражский (правда, не по собственной инициативе, а на основании папской буллы) наложил запрет на его проповедническую деятельность.
Прошло два года, и в 1411 году пражский архиепископ уже напрямую обвинил нашего героя в ереси. Это обвинение бросило тень на короля Вацлава IV, который поддерживал Гуса.
С. Бунтман: Гус ведь в очередной раз выступил против индульгенций?
А. Кузнецов: Да. Папа Иоанн XXIII наложил на него интердикт. Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Вацлава IV посоветовал Гусу на некоторое время скрыться в Южной Чехии.
С. Бунтман: Пересидеть, так сказать.
ФОТО 2.jpg
Ян Гус на Констанцском соборе. Изображение wikipedia.org

А. Кузнецов: Да. Но в конечном итоге его все равно вызвали на Констанцский собор, цели и работа которого хорошо описаны во всех учебниках истории.
Яну Гусу предложили отречься от всех его «еретических» взглядов. Однако он, выслушав обвинения, ответил: «Моей совести противоречит отрекаться от фраз, которых я никогда не произносил».
На допросах Гус молчал, никак себя не оправдывал, поскольку искренне был убежден в правильности своих идей.
С. Бунтман: В конечном итоге его казнили.
А. Кузнецов: Да. Что касается знаменитой легенды о старушке, которая якобы подбросила в костер вязанку дров, а Гус воскликнул…
С. Бунтман: «O sancta simplicitas!»
А. Кузнецов: Да. «О, святая простота!» То это скорее выдумка, поскольку ни в одном описании людей, присутствующих при казни, этот эпизод не упоминается.
ФОТО 3.jpg
Сожжение Яна Гуса. Рисунок из хроники Шпицера, 1485 год. Изображениеwikipedia.org

Несколько слов по поводу мнений о Яне Гусе. Чешский историк Франц Палацкий характеризует его следующими словами: «Большая начитанность, в особенности в Священном Писании, и удивительная твердость в убеждениях подняла его высоко над всеми его современниками. К этому надо прибавить необыкновенную серьезность его характера, его безупречную жизнь, в которой даже враги не могли найти хотя бы что-либо предосудительное, его пламенную ревность в деле поднятия нравственного уровня народа, а также в отношении исправления непорядков в церкви, его неудержимую смелость, прямолинейность и несгибаемую волю и, наконец, его взгляд на венец мучения, как на высшую цель человеческой жизни».
А это ХХ век, французский иезуит Жозеф Жилль (цитата из книги замечательного знатока данной темы Иосифа Ромуальдовича Григулевича): «С чисто иезуитской изворотливостью он (Жозеф Жилль) утверждает: «Призывы Гуса противопоставить Священное Писание церкви, практически ограничить церковь, превратив ее в невидимый корпус избранных (праведников), отсутствие в его проповеди уважения к юрисдикции и авторитету церкви, его упрямая защита осужденного церковью Уиклифа — все эти и другие соображения делали необходимым прекращение его проповеди в Богемии и возможным его осуждение и передачу в распоряжение светских властей».
ФОТО 4.jpg
Ян Гус. Портрет неизвестного художника, XVI век. Изображение wikipedia.org

А вот другая точка зрения (тоже из книги Иосифа Ромуальдовича). Бенедиктинский монах, бельгиец Поль де Воогт утверждает, что Гус был правоверным католиком. Первым мучеником будущей идеи протестантизма он стал «вопреки самому себе», в результате стечения ряда неблагоприятных для него обстоятельств и случайностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий