Борис Мафцир взялся за проект, который способен перевернуть представления о Холокосте с той же силой, как это сделал "Список Шиндлера" Спилберга. Разница, однако, в том, что голливудский режиссер мог позволить себе додумать, досочинить истории своих героев, а в фильме Мафцира снялись живые люди, чьи слова переданы с обезоруживающей точностью.
Кинодокументалист Борис Мафцир, уроженец Риги, репатриировавшийся в Израиль в 1971 году, давно вынашивал идею донести до людей неизвестную историю Холокоста. Ту, которую пыталась стереть из народной памяти советская власть.
Мафцир, который был осужден советским судом за сионистскую деятельность и вырвался в Израиль буквально из застенков, считал это одним из важнейших проектов своей жизни.
Съемки израильского документального фильма "По следам неизвестного Холокоста" проходили в местах массовых расстрелов евреев. "Вести" побеседовали с руководителем съемочной группы Борисом Мафциром.
- Вы проводили съемки на территориях в годовщины массовых расстрелов. Так было задумано или это случайность?
- Нашей целью было задокументировать рассказы свидетелей в местах событий в то время года, когда они происходили. Так, все связанное
с акциями нацистов в Минске (погромы, массовые расстрелы) мы старались отснять в те самые дни и месяцы, когда они случились 75 лет назад.
Второй фильм проекта был посвящен восстаниям евреев в гетто на территории Белоруссии - Несвиже, Лахве, Глубоком, а также побегу из гетто в Новогрудке. Нашей задачей было не только рассказать о том, как погибали евреи, как сражались с нацистами, но и представить попытку нацистов скрыть следы массового убийства евреев.
- Можно представить себе, как вы спешили успеть записать уцелевших узников нацизма – и здесь, в Израиле, и там, на постсоветском пространстве...
- Это так. Проект "По следам неизвестного Холокоста" впервые представляет масштабную картину гибели советских евреев. Это запоздалая попытка отдать долг жертвам, чья история не была задокументирована и увековечена до сих пор.
- Ваши фильмы, отснятые на постсоветском пространстве, звучат на иврите и разных языках – русском, идише, немецком, украинском, румынском, латышском...
- Каждый из живых источников, будь то историк или свидетель, говорит на том языке, на котором он лучше всего может передать свою мысль. А мой закадровый текст - он на иврите, конечно.
- Очень трогательно прозвучали стихи на языке крымчаков у памятника расстрелянным в исполнении поэтессы Нины Бакши.
- И это тоже одна из форм сохранения памяти. Ведь человек умирает трижды. В первый раз физически. Второй раз во время похорон. В третий раз - когда забывают его имя.
- А советские евреи?
- Они умерли четырежды: правда об их смерти была скрыта Сталиным и его окружением сразу же после окончания Второй мировой войны. Все последующие советские властители делали то же самое.
А ведь почти половина из шести миллионов евреев - жертв Холокоста были евреями из Советского Союза. Это была идеология СССР. Не было уникального по своим масштабам Холокоста советских евреев, были убийства "мирных граждан". Ведь советская власть практически не позволяла ни документировать, ни исследовать, ни увековечить их память. Как если бы Холокоста советских евреев не было вообще. Его власти стирали буквально силой из коллективной памяти евреев и неевреев.
Только после распада СССР пусть с запозданием, но стало возможным восстановить память о почти 2.800.000 евреев, уничтоженных между 1941 и 1945 годами.
- Беларусь, Украина, Молдова, Россия - вы объездили почти все постсоветское пространство...
- И везде искали свидетелей – евреев и неевреев, собирателей и хранителей памяти. Каждый фильм – это несколько историй из разных мест одного и того же региона. Например, в фильме "Холокост. Восточный фронт" - история событий на Северном Кавказе. В частности – история гибели семьи израильтянина Эмиля Зигеля в городе Минеральные Воды.
- Но в основном это гибель целых общин. Достаточно вспомнить трагедию евреев Одессы.
- До войны евреев в Одессе было 200 тысяч. Далеко не все успели эвакуироваться. Около 40 тысяч были убиты в Одессе, и еще 70 тысяч евреев были депортированы в лагеря и гетто Транснистрии. Эпизод "Падение Одессы" – один из двух в фильме "Мы разрешаем вам умереть".
Второй эпизод – рассказ о лагере умерщвления голодом. Печора – иллюстрация румынской политики убийства евреев: уничтожение голодом и болезнями...
- А почему один из фильмов проекта вы назвали "Ящички памяти"?
- Прежде всего это история еврейских общин Латвии до Холокоста, история их гибели и возрождения после Холокоста. Здесь три ящичка. Первый ящичек - необычная попытка группы, преданной памяти жертв, составить полный и подробный список всех евреев Латвии накануне Второй мировой войны. Второй ящичек - работа латвийских "хранителей памяти", решивших восстановить образ своих еврейских соседей, которых больше нет.
Третий ящичек - личный, это моя личная, внутренняя связь с Холокостом. Ведь в Латвии я родился и вырос, отсюда репатриировался в Израиль в 1971 году.
- Фильм "Готенланд", который мы увидим в синематеках Тель-Авива, Хайфы и Иерусалима, о Холокосте в Крыму?
- Да. Осенью, в ноябре 1941 года нацисты оккупировали Крым – весь, кроме Севастополя. Они планировали превратить полуостров в часть Третьего рейха и назвать ее Готенланд (страна готов). Керчь, Ялта, Симферополь и… готы. Только в июле 1942 года нацисты после тяжелых боев смогли овладеть Севастополем. Здесь вы увидите сразу два исторических пласта - это трагедия крымчаков и уничтожение еврейских колхозов вместе с другими еврейскими общинами Крыма.
- А летом мы увидим ваш фильм "На пути к Бабьему Яру"?
- Еще до Бабьего Яра сотни тысяч евреев были убиты в Украине. Этот фильм впервые раскрывает создание системы массового убийства евреев. От уничтожения только мужчин до массовых расстрелов тысяч мужчин, женщин и детей в течение одного светового дня. Фильм расскажет об этом...
Полная трансляция фильмов документального проекта "По следам неизвестного Холокоста" пройдет в апреле, мае и июле 2018 года на 9-м канале ИТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий