воскресенье, 30 сентября 2018 г.

ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ


Праздник Симхат Тора – день бурного веселья в синагоге. Даже в самых занудных буржуазных и аристократических синагогах хотя бы часик, но танцуют со свитками Торы, а уж в хасидских и поселенческих синагогах танцевальный экстаз затягивается на многие часы. Ну а раз затяжные танцы – так и без выпивки не обходится. Причем речь далеко не про одну рюмку. А венчает всё это празднество чтение вслух свитка Торы и проникновенная молитва о дожде.

Симхат Тора – один из любимейших моих праздников! Но всё это радостное веселье выглядит несколько иначе при взгляде со второго этажа – с женской стороны синагоги. Конечно, верная жена и мать может довольно долго любоваться с балкона или через перегородку на прыжки и ужимки подвыпившего супруга и искать глазами в толпе пляшущих детей своё чадо. Но на второй или третий час любования чужим весельем ей это начнет надоедать. Так что не удивляйтесь, обнаружив во дворе синагоги скопление дам с младенцами, занятых увлекательной беседой, не имеющей никакого отношения к праздникам. Это ведь не для них праздник.
Картина эта была лет 20–30 назад совершенной нормой в любой ортодоксальной синагоге что в Израиле, что в странах диаспоры. Но терпению даже религиозной женщины приходит когда-нибудь конец, и постепенно то в одной синагоге, то в другой обстановка начинает меняться.
Когда мы впервые оказались на празновании Симхат-Торы в иерусалимской синагоге, руководимой раввином Разом Гартманом, нам открылась не виданная прежде картина: в женской половине синагоги танцевали с не меньшим, если не с большим вдохновением, чем у нас, мужиков. И главное: женщинам тоже дали свитки Торы для танцев. А когда в мужском зале началось чтение Торы, то в женской половине супруга раввина также развернула свиток и пригласила женщин прочесть из него несколько строк.
Моя жена рассказывала о потрясении, которое она испытала в тот момент, когда впервые взяла в руки самый священный предмет еврейской религии – свиток Торы. Читающие женщины чуть не рыдали от волнения, хотя все они десятилетиями серьезно учат Тору и еврейские законы. Просто впервые в жизни удостоились увидеть своими глазами нанесенные чернилами на пергамент слова Б-га.
Зародившийся в нескольких иерусалимских синагогах обычай женских танцев со свитком в Симхат-Тору стал распространяться по Израилю, вызывая – неизбежно, как любое новшество – немалое сопротивление. В нашей-то синагоге дискуссия по этому вопросу давно исчерпала себя, наш раввин одобрил нововведение, и с тех пор кто хочет – танцует, а кто не хочет – не танцует. Но во многих других синагогах споры продолжаются, хотя стереотипы, запрещающие женщине прикасаться к свитку Торы, давно опровергнуты многими ортодоксальными раввинами. И острота этих споров свидетельствует, что в сущности речь тут идет совсем не о танцах.
Нет, ортодоксальную еврейскую женщину никогда нельзя было назвать забитой и ущемленной. И двести, и триста лет назад наблюдатели со стороны отмечали, насколько отношения в еврейских семьях склонялись к матриархату. В Восточной Европе стало нормой, что именно женщина руководила семейным бизнесом и выбирала женихов своим дочерям. Женщины часто превосходили мужчин и светским образованием, и знанием иностранных языков. Но вот синагога, молитва и изучение Торы всегда считались у евреев мужским делом – что сто лет назад, что тысячу.
Конечно, и в прошлые века ситуация не была статичной. Например, 500 лет назад женских залов в синагоге не было вовсе, потом появились маленькие пристройки, соединенные окошком с главным залом, и только в XIX веке – уже просторные и удобные балконы. Или же учеба: многие века девочек учили только грамоте и основным понятиям иудаизма, потом их стали допускать до изучения самого Священного Писания, но до погружения в Талмуд и другую специальную еврейскую литературу девушки добрались только на нашем веку. Кстати, г-жа Хен Арци-Срор, автор только что вышедшей и нашумевшей книги о религиозном феминизме, училась, казалось бы, в лучших учебных заведениях религиозного сионизма, но рассказывает, что только во взрослом возрасте смогла впервые учить Талмуд, да и то – в компании светских людей, поскольку в мужской религиозной среде она чувствовала себя сложно.
Взяв в руки свиток Торы, покружившись с ним в танце или раскрыв его для чтения, еврейские женщины получат то чувство, которого многим из них так не хватает – непосредственной причастности к этой величайшей ценности нашего народа. Еще много лет назад знаменитый раввин Шломо Карлебах на вопрос, можно ли давать женщине свиток Торы в руки, ответил: «Вы же доверяете ей держать самое святое в мире – ребенка. Как у вас может даже возникать вопрос про свиток?» И без всякого сомнения, с каждым годом еврейские женщины будут идти все дальше и дальше по пути религиозного продвижения. И слава Б-гу. С праздником вас, женщины!
 Меир АНТОПОЛЬСКИЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий