четверг, 20 сентября 2018 г.

ЭХО МИРА КРАСОТЫ И ДОСТОИНСТВА

Два редких королевских портрета кисти Ван Дейка выставлены на продажу

Два редких портрета кисти Антониса ван Дейка станут «звёздами» распродажи произведений старых мастеров на Sotheby’s в декабре. Это изображения старших детей британского короля Карла I — 11-летнего принца Уэльского (позже — короля Карла II) и его 9-летней сестры Марии Генриетты, носившей тутул королевской принцессы (позже — матери короля Вильгельма III). Полотна относятся к последним работам, которые художник создал для венценосного покровителя всего за несколько месяцев до своей смерти.
Эти очаровательные, прекрасно сохранившиеся портреты около ста лет находились в одной из частных коллекций. Сейчас их суммарная предварительная оценка составляет 2,6 млн фунтов стерлингов (3,8 млн долларов). 

Эти изображения были задуманы и выполнены летом 1641 года. Возможно, это портреты принца и принцессы, упомянутые в описи мастерской Антониса ван Дейка, который скончался в декабре того же года. Они концентрируют всё необычайное мастерство, с которым художник преуспел в детской портретной живописи ещё в ранние годы своей карьеры в Генуе. Обе работы с удивительной похожестью изображают королевских детей в тот период, когда их мир и монархия Стюартов стояли на грани краха.
«В этих отлично сохранившихся портретах двух старших детей монарха мы видим,как художник мобилизует всю свою виртуозность, чтобы передать молодость и статус его королевских натурщиков, — сказал сопредседатель департамента старых мастеров Sotheby’s Алекс Белл. — Бурная история двора Стюартов всегда захватывала воображение людей. А увлекательные выставки в Лондоне в этом году вызовут дополнительный интерес к королевским изображениям, которые крайне редко выставляются на продажу». 

Антонис ван Дейк. Эндимион Портер и Антонис ван Дейк. Фрагмент: автопортрет

Слева: Антонис ван Дейк, «Эндимион Портер и Антонис ван Дейк (фрагмент: автопортрет)» (1623). Национальный музей Прадо, Мадрид

Антонис ван Дейк в 1632 году был назначен Главным королевским художником Их Величеств и стал первым живописцем, получившим эту придворную должность (всего в истории Британской монархии насчитывается 11 таких мастеров; последним стал Джордж Хейтер при королеве Виктории). 

Уроженец Антверпена создал множество портретов Карла I, его жены Генриетты Марии и их детей. Значительная часть полотен до сих пор находится в британской Королевской коллекции. Утончённый стиль, с которым Ван Дейк изображал своих венценосных натурщиков,доминировал в английской портретной живописи вплоть до конца XVIII века.
Изображение старшего ребенка Карла I — принца Уэльского и будущего короля Карла II — оценивается в 2−3 млн фунтов стерлингов. Это один из лучших королевских портретов в поздней карьере Ван Дейка. Наследник престола стоит в доспехах, с лентой Ордена Подвязки, его левая рука лежит на рукояти меча,а правой он опирается на стек. Этот образ — заметный сдвиг в представлении молодого принца. В отличие от знаменитых детских портретов, где он находится в окружении братьев и сестёр, этот излучает военную и взрослую серьёзность — как в осанке мальчика, так и в окружающих его предметах.
Доподлинно неизвестно, когда король дал поручение написать этот важный портрет принца. Косвенное указание на дату можно найти в архивных документах, где 9 августа 1641 года есть запись об оплате баржи, которая «забрала его высочество из Ламбета в Уайтхолл, а оттуда — к Антонису ван Дейку и обратно».

Несмотря на свой юный возраст, принц Уэльский сопровождал отца в начале Английской гражданской войны и присутствовал в битве при Эджхилле в 1642 году. Когда к 1646 году стало ясно, что Карл I проигрывает, принц был вынужден бежать из Англии и укрыться на континенте. После казни короля он провёл ряд неудачных кампаний по восстановлению своего права на трон. Лишь когда в 1658 году умер Оливер Кромвель, и реформированный парламент решил реконструировать монархию, наследник вернулся в Англию как король Карл II.
«Портрет Марии, королевской принцессы» был написан вскоре после её брака с принцем Вильгельмом II Оранским. Невесте на тот момент было 9 лет, жениху — 15. Это последний образ дочери короля, написанный Ван Дейком. Мария изображена в нарядном оранжевом шелковом платье, отороченном кружевом и украшенном синей лентой. На пальце у неё обручальное кольцо, а на груди — крупная бриллиантовая брошь, подаренная мужем на следующий день после бракосочетания весной 1641 года. После своего замужества принцесса оставалась в Лондоне до февраля 1642 года, а затем отправилась с матерью в Голландию, чтобы воссоединиться с супругом. В Англию она вернусь после восстановления монархии,но вскоре умерла от оспы в возрасте 29-ти лет. Её первый сын, который родился в 1650 году за два дня до смерти своего отца, позже взошёл на английский трон как Вильгельм III.
Портрет Марии, который предварительно оценён в 600−800 тыс. фунтов стерлингов, — одна из трёх версий, которые были написаны, скорее всего, летом 1641-го. К тому времени Ван Дейк, вероятно, уже чувствовал себя слишком плохо,чтобы закончить картину сам, и, судя по всему, поручил написание платья принцессы своим подмастерьям. 

Распродажа произведений старых мастеров, на которую будут выставлены портреты королевских отпрысков, пройдёт в штаб-квартире Sotheby’s в Лондоне 5 декабря. 

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта аукционного дома Sotheby’s и Artdaily
ХУДОЖНИКИ, УПОМИНАЕМЫЕ В СТАТЬЕ
Антонис ван Дейк
 
Джордж Хейтер

Комментариев нет:

Отправить комментарий