среда, 22 августа 2018 г.

Исаак Левитан. Портрет не может быть создан без любви





  

Исаак Левитан. Портрет не может быть создан без любви

Без любви не мог быть создан прекрасный портрет, где она - красавица в белом платье.

Когда вы приедете в Плес - красивый маленький городок на Волге, вам непременно расскажут о знаменитом художнике Исааке Левитане. Плес вдохновлял живописца - это местечко запечатлено на многих полотнах мастера. Но, пожалуй, если бы рядом с Исааком Ильичом тогда не находилась муза и помощница Софья Кувшинникова, кто знает, какими были бы его картины!
Экскурсоводы стараются политкорректно преподносить информацию о пребывании Левитана в этом городке. «Исаак Ильич снимал квартиру в Плесе вместе со своими друзьями Софьей Кувшинниковой и Степановым», - примерно так рассказали нашей туристической группе из Беларуси. Возможно, все и впрямь начиналось с дружеских отношений, но сегодня сохранилось немало свидетельств того, что Левитана и Кувшинникову связывали более сильные чувства, нежели приятельская симпатия…

Выдающаяся личность

В 1880-е годы многие в Москве знали дом рядом с Мясницким полицейским участком, где жили полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья Петровна. Софья Кувшинникова устроила в скромной квартирке настоящий артистический салон, где можно было встретить весь цвет московской богемы. В августе 1886-го братья Чеховы привели сюда Левитана.
Современники описывали Софью Петровну как женщину старше сорока, не красавицу, но с великолепной фигурой. Она была очень известна в Москве. Михаил Чехов вспоминал: «Это была интересная по своим дарованиям женщина. Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай».
Исааку Ильичу, обожавшему музыку, особенно нравилось, когда Кувшинникова играла на фортепиано; иногда он писал картины при таком музыкальном сопровождении. А она, несмотря на разницу в возрасте и положении (Левитану в то время было двадцать восемь), открыто бросила вызов всему обществу, завязав отношения с художником. Деятельная и энергичная, она окружила его любовью и заботой. Чехов радовался за друга: «Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка!»

Счастливое время

Софья Петровна потеряла голову от любви, а Исаак Ильич отдался урагану чувств, с удовольствием приняв заботу и нежность, - ведь ему так не хватало этого ни в детстве, ни в юности! Художник, несомненно, полюбил ее: ведь только любящий человек мог написать тот прекрасный портрет, где она юная, красивая, с тонкой талией, в белом платье. Потом Софья Петровна появлялась на его холстах не один раз…
…Впервые Кувшинникова и Левитан вместе с общим другом Степановым уехали на этюды в 1888 г. Отъезд этот был отчасти вызван неприятным обстоятельством - вот-вот должны были принять указ о принудительном выселении евреев из крупных городов за черту оседлости. В Петербурге и Москве подняли голову черносотенцы, и в этой ситуации Левитану лучше было уехать куда-нибудь подальше. Что он и сделал в компании Софьи и Степанова.
В то лето они путешествовали по Волге на пароходе. Левитан грустил, но только до тех пор, пока не оказался в Плесе. Троица поселилась на берегу Волги в доме купца Солодовникова, в комнатах на втором этаже. Днем все вместе занимались живописью, а вечерами говорили об искусстве. Это было замечательное время.
Благодаря  Кувшинниковой Левитан написал свои самые знаменитые картины...
Благодаря Кувшинниковой Левитан написал свои самые знаменитые картины... 
«Я никогда еще не любил так природу, - писал Левитан Чехову, - никогда еще так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всем… оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью…» На следующее лето они снова уехали в Плес на этюды. Там было тихо, красиво и спокойно. И очень хорошо работалось. Левитан был счастлив - впервые о нем кто-то заботился, решал все бытовые вопросы… Он был совершенно свободен для творчества. В те годы, рядом с Кувшинниковой, Левитан написал свои самые знаменитые картины, в том числе и «Над вечным покоем».

Непристойное поведение?

А ведь Софья Петровна была замужней дамой. Когда второй год подряд она уехала на целое лето вслед за Левитаном, в богемной среде стали все громче поговаривать о том, о чем следовало бы молчать. Между тем каждый раз, возвращаясь из поездки домой, Софья Петровна бросалась к своему мужу, ласково хватала его обеими руками за голову и с восторгом восклицала:
- Димитрий! Кувшинников! Дай я пожму твою честную руку! Господа, посмотрите, какое у него благородное лицо!
Складывалось впечатление, что муж обо всем догадывался и переносил страдания молча. По-видимому, и Антон Павлович осуждал в душе Софью Петровну. В конце концов он не удержался и написал рассказ «Попрыгунья», в котором вывел всех перечисленных лиц.
Под Дымовым имелся в виду врач Дмитрий Павлович Кувшинников - действительно самоотверженный медик и подвижник. Тихим и «зашуганным» он, конечно, не был. И постоянные домашние «тусовки» его не раздражали - он в них активно участвовал. Смерть Дымова в этом произведении тоже не имеет отношения к реальности.

Появление этого рассказа в печати подняло большие толки среди знакомых. Одни стали осуждать Чехова за слишком прозрачные намеки, другие злорадно хихикали. Левитан был мрачен. Антон Павлович только отшучивался и отвечал такими фразами: «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода». Хотя писатель не старался что-то завуалировать: он использовал в речи своей героини любимые выражения Софьи Петровны, почти дословно привел выдержки из ее писем, адресованных ему.
Обиженный Левитан потребовал от писателя объяснений и даже хотел было вызвать того на дуэль, но его отговорили. Правда, он рассорился со своим другом на несколько лет. А еще говорят, что эта пара подсказала Чехову сюжет не одной только «Попрыгуньи»…

Сложные отношения

Любить Левитана было непросто. Софья Петровна терпела и сносила все - его раздражительность, полное отрешение от жизни во время работы, капризы… А еще женщин, которых он покорял, порой даже не замечая этого. Кувшинникова была измучена ревностью. Однажды, когда они снимали жилье все в том же Плесе, в доме купца Трошева, Левитан увлекся женой хозяина Анной. Да и Анна влюбилась в красавца художника. Часами рассказывала о своей унылой жизни с нелюбимым опостылевшим мужем-старообрядцем, которого, кроме истовых молитв и хлопот в лавке, ничто больше не интересовало. Левитан слушал, утирал ей слезы. И Анна решила бежать из семьи, надеясь, что будет жить в городе с Левитаном. А в Москве художник погрузился в работу… и даже не вспомнил о влюбленной в него беглянке!
«Над вечным покоем»
«Над вечным покоем» 
Женщины находили Левитана неотразимым, и мимолетные симпатии, а то и романы, случались то и дело. Такие отношения завязались у него с Ликой Мизиновой, очаровательной преподавательницей русского языка, в которую был влюблен даже сам Чехов.
Софья Петровна все это видела, страшно страдала, ревновала к молодой красивой Лике. И все прощала. Понимала, что Левитан - большой художник, и как могла помогала ему творить. К слову, увлечение Ликой оказалось недолгим.
Но Софья Петровна чувствовала приближение грустного финала. Их окончательный разрыв наступил в июле 1894 г. в имении Ушаковых в Тверской губернии. В соседнее имение приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с дочерьми. Турчанинова искренне полюбила Левитана и оставалась с ним до конца его дней, преданно ухаживала за любимым, уже тяжело больным - у него всегда было слабое сердце.
Кувшинникова после расставания больше никогда не виделась с Левитаном. Все знакомые говорили, что она резко постарела. Софья Петровна ненамного пережила художника, когда тот ушел в 1900 г. Говорят, не приняла вовремя нужное лекарство.
Елена НЕЧАЕНКО
Благодаря  Кувшинниковой Левитан написал свои самые знаменитые картины... 
В том числе и «Над вечным покоем».    Коллаж Тараса БОЯРЧУКА

Комментариев нет:

Отправить комментарий