понедельник, 6 августа 2018 г.

Евгений Петросян в одиночном плавании

Евгений Петросян в одиночном плавании

В интернете уже пошутили на этот счет. В том смысле, что во второй раз телесезон будет посвящен разводу достаточно известных артистов. Прошедший сезон со всех сторон обсуждали развод Армена Джигарханяна и его последней жены. В ее адрес было высказано много упреков и угроз судебных разбирательств. Но, к счастью, пока слова и угрозы ничем не закончились. Если не считать, что его предыдущая жена получила от Джигарханяна назад право пользоваться домом в Америке, говорила о своем духовном уровне, ходила по Арбату в свою квартиру и жаловалась на судьбу и на ту, которая как бы увела у нее мужа. А потом тихо уехала в Штаты и как-то само собою все закрылось. Известный артист оказался с друзьями, которые его слишком плотно опекают, вероятно, не совсем бескорыстно. Театр его имени показывает спектакли, а последняя жена готовит иски уже против него. И есть основания предполагать, что достаточно с успешной судебной перспективой.
Фото: Alexey Yushenkov . CC BY-SA 3.0
Буквально на днях, в первых числах августа стало известно, что Елена Степаненко подала иск на развод и раздел имущества в свою пользу против Евгения Петросяна. Тут же появилась информация о том, что состояние его составляет полтора миллиарда рублей, что артисты только на сцене вместе уже не первый год, и что муж предлагал жене поделить все поровну и полюбовно. Ей же захотелось две трети, то есть, ярд рублей, а также несколько квартир в элитных районах Москвы, машины. Да и остальное – по мелочи. Несомненно, что бракоразводный процесс станет с самого ближайшего времени хитом печатных и электронных СМИ. Правда, не будет той болезненности, что была в случае развода Джигарханяна, поскольку Петросян, которому немного за 70, в достаточно здравом уме и продолжает свою артистическую карьеру.
Обсуждать то, как будут расходиться два известных человека на эстраде – и скучно, и банально, и неприлично.
Интереснее мне сказать о Петросяна, творчество которого узнал достаточно давно, когда в советское время писал об эстраде.
Помню помпезный зал, в котором он вел в качестве конферансье концерт. Запомнился его мини-монолог, где рефреном было, что он, не как другие, артист скромный. И потому не выпячивает себя, а только называет свое имя. Так было за несколько минут раз семь или больше, так что оно не только мне не могло запомниться.
Через какое-то время он стал уже достаточно знаменитым. И я пришел брать у него интервью в гримерке Театра эстрады. Готовила его к выступлению дама гренадерского роста и сложения, как мне говорили, тогда его директор и жена. А Елена Степаненко в массовке на сцене что-то говорила детским голосом, копируя кого-то из известных. Потом стала женой Петросяна и оказывалась в хороших передачах и на прекрасных площадках. Несомненно, что она обязана ему и успехом, и славой, и доходами, поскольку он уже был в зените славы, а она только – на подпевках.
Благодаря Петросяну на ТВ достаточно долго существовали две передачи. На Первом канале его гости рассказывали смешные истории из своей жизни, а на канале Россия выходил цикл «Кривое зеркало», где наряду с Петросяном выступали примерно десять менее известных эстрадников разговорного жанра, и как вишенка в торте – Елена Степаненко.
Несомненно одно – Евгений Петросян не одно десятилетие является в данном жанре – лучшим артистом. Одно время чуть более известными были Хазанов и Винокур (как-то Петросян сказал в одном из эфиров, что его считают армянином, но у него мама – еврейка; правда, потом он эту родословную больше не продолжал, считаясь армянином на эстраде, что по ряду причин было удобнее и спокойнее).
Очень давно молодой писатель-сатирик рассказывал, что как-то написал текст и показал его Петросяну. И тот учил, как его надо писать – чтобы через фразу были смехи, то есть, шуточки. Заметить, что нечто подобное есть в теперешнем КВНе (один из его редакторов говорил в интервью, что шутки должны срабатывать каждые 15 секунд – секунд, обратите внимание, кстати).
Понятно, что все артисты разговорного жанра хотят, чтобы тексты у них были смешными. Но вопрос в том, что текст текстом, но и талант должен быть на уровне. Вот для Клары Новиковой писал и Жванецкий, и выступала она в образе тети Сони из Одессы, но на мой привередливый взгляд ничего лучше монолога кассирши продуктового магазина, который она исполняла на давнем Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, у нее так и не было. Да, славы она добилась, в телепередачах (мечта всех артистов и не только советских, но отечественных особенно) она появлялась довольно часто как единственная звезда, представительница прекрасного пола, разговорница. Но тексты педалировала, прочитывала их нарочито и прямолинейно, так что тут и говорить нечего больше.
Евгений Петросян все-таки был и есть классный и очень профессиональный артист. Его постоянно ругали и ругают за то, что тексты у него на грани вкуса и культуры, порой уже за гранью. При том, что популярность у него была прочная не одно десятилетие. И сейчас рядом с ним нельзя поставить никого такого уровня. Нет таких в природе – повторить его означает говорить что-то уже запредельно примитивное и гнусное, да и так, как умеет он, Евгений Петросян, честно сказать, не может никто.
У меня лично к нему неоднозначное отношение. С одной стороны, несомненно, редкий профессионал. С другой – демонстратор и пропагандист скабрезностей. Думая об этом сочетании сейчас, пришел к выводу о том, что в какой-то момент ему не хватило меры. То есть, он демонстрировал банальное сознание недалеких героев. Однако, скоро и, чем дальше, тем больше, между его образом и теми, кого он высмеивал, грань сократилась до минимума, так что его монологи стали все ощутимее восприниматься не как монологи о других, а как слова от себя, от первого лица. То, что они исполнялись мастерски, с блеском и талантом, придавало им убедительности. Но качество их страдало в смысле не слишком ясного для зрителя дистанцирования от тех, кого хороший артист эстрады высмеивал.
Кажется, то же самое произошло и с Ефимом Шифриным. Он, помнится, провалился на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1979 году в Ленинграде, показывая Райкина перед членами жюри, в котором Аркадий Исаакович тогда сидел на почетном месте. Но быстро нашел специально под Олимпиаду-80 написанный репертуар и победил на Московском конкурсе артистов эстрады. А потом пошли лукавые по примитивности тексты про незадачливого мужа Люси, про то, как молодой человек от дождя спрятался в женской консультации и его стали осматривать, как пациенту. На этом фоне его коронный монолог – «Кающаяся Магдалина», в котором сатира элегантно уживалась с юмором, а пародия на экскурсовода и тексты с намеком прочитывалась гораздо глубже и эффектнее, чем просто смешная картинка с выставки – этот самый монолог, где Шифрин был настоящим и подающим надежду – ушел, потерялся в ряду его поделок достаточно низкопробного по содержанию уровня. При том, что, как и Петросян, он явно выделялся на общем фоне коллег по эстрадному цеху интеллигентностью, вкусом и умением подать репризу с подтекстом так, что она была не только смешной, а еще и неоднозначной по восприятию.
Ясно еще, что Евгений Петросян в буквальном смысле слова корифей эстрады. Он не комплексует, как до сих пор Хазанов, и не старается актерски быть проще и доступнее, как Винокур. Петросян продолжает держать марку, но его мастерство давно вступило в противоречие с тем, что он произносит со сцены или с телеэкрана. Он не боится в меру острых текстов, ощущает то, что есть в жизни страны и откликается на это, но типаж как бы своего балагура, с ясными темами и развлекательной напористостью уже неотделим от Евгения Вагановича Петросяна.
Два слова о Елене Степаненко.
Она попробовала сделать на телевидении передачу «Бабы, вперед!», где в кадре были только женщины и хлопец с Украины в прикиде Верки Сердючки. Но, кажется, первая программа стала последней, не получив продолжения, поскольку Степаненко все же не Петросян. Она многое взяла у него в актерском плане, в работе с текстами, что вряд ли было без его участия, но все же уровень ее мастерства – гораздо ниже пока еще формального мужа. То есть, перед зрителями был лишь клон, копия Петросяна в женском обличье, не более того, нечто вторичное и почти развратное по манере, поведению, ужимкам и интонациям. Весной Елена показала на телевидении новую юмористическую программу «Веселая, красивая». Трудно что-то сказать о ней определенного, но по тем фрагментам, которые есть в интернете, можно сказать, что и в моноспектакле Степаненко есть все то же, что было в дуэтах с Петросяном и сольных выступлениях в его же программах. Пишут, что актриса значительно похудела, но явно это не пошло ей на пользу, поскольку в новом своем качестве она выглядит не моложе, а как звезда прошлых лет, сделавшая пластику и липоксацию. И не более того.
Не имеет значения, подала она на развод, чтобы привлечь к себе внимание на излете своей актерской карьеры, чтобы отсудить деньги и то или иное имущество, или там какие-то другие причины в духе Вайнштейна. Думать об этом совсем не интересно, искать причины и поводы развода – тем более.
В данном случае, речь только о том, что Евгений Петросян состоялся сам, и помог состояться пока еще своей жене. С разводом его популярность не станет меньше, удастся ли Степаненко удержать ее же на прежнем уровне – вопрос. Тут ясно, на мой взгляд, только одно: даже и добившись многого, нельзя думать, что обрести славу и успех можно любой ценой. Пошлость и банальность все равно отомстят творческому человеку так или иначе. А в данном случае – средствами, нажитыми за годы семейной жизни. Заметим, что не самый плохой вариант и вполне приемлемый, если не касается здоровья, как это произошло, опять же, с Джигарханяном. И не только им.
Следовательно, все правильно. Получил все и остался почти ни с чем, будучи мастером слова, юмора, но поверхностного, возведенного в норму, на котурны, на пьедестал. Могло, конечно, быть и по-другому, не столь драматично и шумно, но у известности есть свои законы. И теперь они проявили себя в случае с Евгением Петросяном.
Илья Абель

Комментариев нет:

Отправить комментарий