«Технические
навыки можно развить у всех… это самое
простое» - интервью с Ильей Гефтером, художником
и владельцем школы искусств Visual Art Center
Илья Гефтер –
прекрасный израильский художник с русскими корнями, который уже 15 лет
преподает и учит рисовать жителей Тель-Авива. Удивительно, но факт – в
русскоязычной среде он малоизвестен, и
этот пробел хочется исправить, ведь русскоязычная публика одна из самых
отзывчивых и интересующихся искусством. Мы попросили Илью рассказать немного о
себе и о его школе Visual Art Center.
- Илья,
расскажите, как Вы оказались в Израиле?
- Я родился в Санкт-Петербурге, но уехал в возрасте 10 лет.
Образование получал в Америке и Италии, и относительно случайно оказался потом
в Израиле. В конце обучения в Италии меня пригласил в свою школу художник Исраэль
Хершберг – большой профессионал своего дела. Мне показалось, что я могу у него
чему-то научиться и я прилетел в Израиль. В результате за несколько месяцев
жизни в стране мне предложили работу
сразу в нескольких проектах, и я остался.
- Не жалеете,
что променяли Италию на Израиль? Италия ведь считается художественным раем?
- В свое время это была моя мечта - жить в Италии. Но после того,
как я сделал там один проект, я понял, что это страна мне вряд ли подходит.
Итальянское общество инертно - все безупречно одеваются, но у людей мало тяги к
новому. Хотя, конечно, там безумно красиво, для художника – сказка. На
визуальном уровне возвращаться из Италии в другую реальность тяжело. Но с точки
зрения реализации идей, проектов, чаяний – создается ощущение, что они всего
достигли 400 лет назад. Протолкнуть новые проекты, особенно если ты не
итальянец, и при этом не сын какого-нибудь графа, очень тяжело. И дело не в
том, что здесь просто. Вопрос — единственный ли я человек, который хочет что-то
сделать новое, или вокруг есть еще люди с жаждой нового. Израиль - страна
очень маленькая, процент людей, которые интересуются искусством еще меньше, но
есть ощущение любопытства и какого-то поиска у израильтян, и это приятно.
Другой момент связан с моим развитием как художника. Раньше я хотел
рисовать только самое красивое: тосканские пейзажи, римские дворцы. Сейчас мне
настолько же интересно рисовать какую-нибудь развалюху в квартале Флорентин в Тель-Авиве. Рисовать то, что уже
красиво само по себе, стало скучно. Если есть элемент беспорядка, хаоса, и даже
чего-то отталкивающего – в пейзаже, например – из этого сложнее и интереснее
сделать красивую картину.
- До Италии Вы
учились в одной из известных американских школ живописи. Расскажите об этом
опыте.
- Когда я только задумывался
о профессиональном развитии, то я, как и все, думал, что это вопрос техники. И
я пытался найти место, где меня научат
именно технике. Изучил вопрос образования в Америке, выбрал несколько
колледжей, во все поступил, везде получил стипендии и в результате учился на
полной стипендии – обучение и проживание - в очень престижном в области
живописи заведении - Maryland Institute College of Art.
Я думал, что вот: поступил,
получил стипендию и ура – добился всего, чего хотел. Но примерно через год понял, что меня ничему учить не будут. Я искал
традиционное образование, и оказалось,
что его нет. И тогда я сделал две вещи – выбрал двух-трех педагогов, у которых
я мог чему-то научиться, и повторял курсы именно с ними из семестра в семестр,
один и тот же курс раз за разом. Мне было важно общение с этими людьми, которые
могли передать зерна традиции . Второе –
я начал учиться самостоятельно. Начал регулярно ходить в музеи, по много часов
в неделю. Я путешествовал по миру в поисках произведений искусства, которые
могут меня чему-то научить. Много, много часов рисовал с натуры - натюрморт,
портрет, пейзаж. Ездил в Италию – там я
копировал лучшие произведения искусства. И следующий этап – я начал использовать
информацию, которую набрал, и трансформировал ее во что-то свое. Но вообще
я считаю, что если художник –
профессионал, он должен всегда себя чувствовать учеником, и я до сих пор учусь
и хочу узнавать что-то новое.
- А еще Вы учите рисовать взрослых, состоявшихся
людей. Каков на ваш взгляд оптимальный возраст для начала занятий живописью?
- А каков оптимальный
возраст для того, чтобы начать жить полной жизнью? Мне очень часто задают этот
вопрос. Отвечу так - ни возраст, ни талант не имеют значения. Максимальное значение имеет желание и
потребность человека творить. Если человек действительно этого хочет, то вне
зависимости от природных данных можно горы свернуть. Оптимальный возраст для
начала занятий тот, когда человек этого хочет, и может позволить себе несколько
часов в неделю этим заниматься.
- Расскажите
подробнее про вашу школу
- В школе я стремлюсь
передавать традиции рисунка и живописи. У нас проходят годичные курсы, а также
короткие тематические семинары. Есть несколько курсов, для разных уровней и с
разной тематикой. Есть курс рисунка, который подходит и начинающим, и опытным
людям, которые хотят лучше владеть карандашом и углем. Есть курс живописи,
который подразумевает человека, который уже немного научился рисовать и хочет
больше узнать о мире цвета. Есть курс для относительно созревших художников,
где я меньше акцентирую вопросы техники, а больше – развития, чтобы человек
нашел свой личный путь в мире живописи: какие темы художника больше интересуют,
какая манера письма ему больше подходит и так далее. С начинающими мне работать
очень нравится, в идеальном мире мне хотелось бы к базе возвращаться все время
– не только с начинающими, но и с более профессиональными художниками.
Главное качество для человека, чтобы он мог развиваться вне
зависимости от возраста – это открытость. То, как мы себе представляем мир, как
он выглядит, и как его рисуют – это совершенно разные вещи. И чтобы сделать
хорошую картину, надо отказаться от собственных представлений о мире. Когда мы
отказываемся от наших идей – мы больше об этом мире узнаем. Это немного сложно
описывать вербально, я могу это показать в лекции с примерами или перед
холстом, но идея в том, что если человек готов пробовать новое – он может многое
достичь.
Когда человек достаточно открыт, техника развивается с невероятной
скоростью. Технические навыки можно развить у всех: люди больше всего этого
боятся, но это самое простое. Я за
несколько уроков могу разложить все по полочкам, и при рациональном количестве
практики, техника будет на высоком
уровне почти у любого. Самое сложное – понимание. Понимание того, как построить
картину. Понимание – ради чего эту технику использовать. Это самое сложное.
В Тель-Авиве очень мало контакта с произведениями искусства. Раньше я
проводил экскурсии по Тель-Авивскому музею, и две экскурсии покрывали полностью
весь музей. Это недостаточный заряд вдохновения для моих студентов,
недостаточно зрительной информации. Я пытаюсь это восполнить. Читаю лекции,
показываю произведения искусства на экране. Для человека, который рисует, это дает
понимание того, как рисовать, как это делали другие. Лекции также привносят вдохновение:
прекрасные вещи заряжают энергией и желанием сделать что-то свое.
Кроме того, для моих студентов я каждый год привожу художника из-за
границы и мы устраиваем мастер-класс, workshop. Месяц назад
закончился большой проект с очень значительным живописцем из Пенсильвании -
Санига (E.M.Saniga). К концу следующего академического года мы это повторим. Я еще не
могу сказать кто приедет, но workshop - этот ежегодный проект. Я также организую
мастер-классы с израильскими
художниками, так например, недавно в
моей школе прошел курс очень мною любимого
Яна Раухвергера.
- Сколько
человек обычно обучается в группе?
- Это зависит от проекта. В
среднем на курсе – 12 человек. В 100-метровой студии места достаточно всем. Урок
длится 4 часа, это значит, что помимо лекций и объяснений всей группе есть акцент
на индивидуальную работу, это позволяет
мне на протяжении четырех часов по 5-6
раз подходить к каждому человеку за один урок и проводить с ним столько
времени, сколько нужно.
- Вы преподаете
на иврите?
- Да, но если будет
достаточно интересно – я открою группу на русском языке. Пока что у меня
русскоязычной публики процента три. Часто в группе один-два человека, которые
плохо понимают иврит, к которым я подхожу и индивидуально объясняю все самое
важное на русском или на английском. Это часть моей работы.
Я ведь пытаюсь объяснить словами то, что плохо поддается
объяснению. Я знаю много художников, которые просто говорят: «Чувствуйте!». Но
это не объясняет ничего. Если же вербально разложить все по полочкам, то
абстрактная идея, разбивается на ступени: сейчас я делаю это, сейчас это, и в
итоге достигну желаемого результата. Я
все время ищу оптимальный способ объяснить, и в процессе преподавания мое
понимание живописи кристаллизовалось. Когда я только начинал – у меня был вагон
информации, я видел очень много картин, я учился у нескольких очень хороших
педагогов. Но чем больше я информацию передаю словами – тем лучше я ее понимаю
сам. Чем лучше я ее понимаю сам – тем лучше и качественнее я работаю.
Сайт художественной школы Visual Art
Center - https://www.visualartcenterta.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий