понедельник, 30 июля 2018 г.

ЕВРЕЙСТВО В КАРМАНЕ

Еврейство в кармане

27.07.2018

Впервые за две тысячи лет у еврейского народа появилось свое государство. Однако антисемитские и антиизраильские настроения в мире снова крепнут, хотя с Холокоста минуло всего 70 лет. Да и Государство Израиль находится в окружении врагов и ведет, по сути, сразу несколько войн: с «Хезболлой» и Ираном на севере – у сирийской и ливанской границ, и с ХАМАСом на юге – в секторе Газа.

При этом Государство Израиль пребывает практически в полной изоляции на мировой политической арене. Свидетельствами могут служить многочисленные голосования в международных организациях, которые всегда складываются против Израиля, даже несмотря на поддержу США, а также антиизраильская истерия в европейских СМИ. Израильтяне являются единственным из 193 народов, представленных в ООН, чье право на существование постоянно подвергается сомнению, оспаривается и находится под угрозой.
Тысячи лет назад библейский пророк Валаам произнес слова, которые как нельзя лучше характеризуют судьбу евреев и их отчужденность от других народов: «Ибо вижу их с вершины скал, взираю на них с холмов – вот народ, живущий обособленно и не числящий себя среди других народов».
За прошедшие с тех пор десятки веков ситуация в сущности своей не изменилась, и слова пророка Валаама до сих пор точно описывают уникальность еврейского народа, который всегда пребывал в изоляции и сопротивлялся попыткам других народов и империй навязать новые правила игры. И несмотря на бесконечные гонения и преследования со стороны более могущественных держав, еврейскому народу удалось устоять и пережить их всех. И главное – сохранить свою самобытность и уклад жизни, находясь тысячи лет в изгнании и проживая в других странах.
Иные народы, оказавшись в изгнании, успешно ассимилировались и принимали чужую им культуру и веру, и коренное население с той или иной степенью успешности абсорбировало их, писал один из крупнейших раввинов XIX века Нафтали Цви Йегуда Берлин. Но с евреями, отмечал он, всё не так: они не ассимилировались и сохраняли свою самобытность, хотя вели дела и поддерживали хорошие отношения с соседями-неевреями.
Примечательно, что евреи, сохранявшие верность традициям и не забывавшие веру отцов, пользовались уважением среди неевреев, главным образом – за стойкость и верность традициям, а евреи, отходившие от соблюдения традиции и старавшиеся мимикрировать под нееврейское население, напротив, сталкивались зачастую с презрением и антисемитизмом со стороны других народов.
Из этой идеи и слов пророка Валаама раввин Берлин делает вывод: «Если еврейский народ стремится жить обособленно и хранить верность своим корням, тогда он сможет жить в мире. Если же евреи захотят жить, как другие народы, то эти народы потеряют к иудеям уважение».
Особенно стоит отметить, что этот комментарий раввин Берлин написал в непростое время для евреев царской России – выросло число погромов, а печально знаменитые «майские указы» 1882 года предписывали всем евреям немедленно вернуться из центральной части страны в черту оседлости.
В западных странах в то время тоже усиливался антисемитизм – как оказалось, идеи гуманизма, просвещения и прогресса не могут избавить общество от этой болезни. И даже самые просвещённые и прогрессивные члены общества могут быть заражены дремучим антисемитизмом. Прогресс оказался вполне совместим с самым жестоким истреблением евреев, а во времена Холокоста прогресс даже будет поставлен на службу этого истребления.
И внутриеврейская эмансипация, как и предполагал раввин Берлин, не изменила отношения к евреям – выйдя из гетто без бород, пейсов и лапсердаков, они вызывали, пожалуй, еще больший антисемитизм, в том числе и своими успехами в бизнесе и культуре. И европейская религиозная юдофобия превратилась в расовый антисемитизм.
«Чем больше евреи походили на другие народы, тем больше их ненавидели», – к такому выводу пришел великий мыслитель Теодор Герцль в книге «Еврейское государство», вышедшей в 1896 году. Поразительно, что крупный ортодоксальный раввин Берлин и основатель светского сионизма Герцль, находящиеся на разных полюсах еврейской мысли, пришли к одинаковому выводу – ассимиляция не избавит от антисемитизма. Хотя это, в общем, очевидно и на простом бытовом уровне: если тебя не любят за то, кто ты есть, то за притворство и игру в другого возненавидят еще больше.
Важно понять: евреи – не причина антисемитизма, а его объект. А причина заключена в губительных установках общества, в котором всегда что-то идет не по плану, людей разрывает когнитивный диссонанс между желаемым и происходящим, и начинается поиск виновников – как правило, не из своей среды.
Век за веком таким «козлом отпущения» становился еврейский народ, на который возлагалась ответственность за события, не имеющие к нему никакого отношения – за чуму, град и неурожай, за проигрыш в войне и экономический кризис. И казавшееся анекдотичным обвинение в отсутствии в кране воды недавно оказалось жизнью – в Иране евреев официально обвинили в отсутствии дождевой воды.
Антисемитизм – это болезнь, которую евреи излечить не способны. Поэтому евреям не нужно стесняться и стремиться быть другими, чем они есть. Иудаизм зародился как движение протеста, выступающее против господства идолопоклонства, которое олицетворял сначала Египет, а потом Вавилон, Греция и Рим – империи, где свобода была привилегией меньшинства за счет порабощения большинства. Евреи всегда раздражали правителей таких империй, поскольку настойчиво боролись за сохранение достоинства и свободы личности.
Антисемитизм – верный признак таких империй, а заодно – и признак надвигающегося тоталитаризма. Потому что империи стремятся к единству разнообразного мира, а евреи хорошо понимают: всеобщее единство достигается только на кладбище.
Главный раввин Великобритании,
лорд Джонатан Сакс
Материал подготовила Шейндл Кроль

Комментариев нет:

Отправить комментарий