воскресенье, 3 июня 2018 г.

Арабский мир и палестинские арабы – прошла любовь

Мордехай Кедар

Арабский мир и палестинские арабы – прошла любовь

Арабский мир начинает осознавать, что созданная им семьдесят лет назад “палестинская проблема” не только не имеет решения, но ещё и стала для них воронкой, засасывающей в себя всё больше денег лишь только для того, чтобы обогатить коррумпированных бандитов в Рамалле и Газе.
На Западе, да и в Израиле, многие склонны полагать, будто бы арабский мир един в своём отношении к “палестинской проблеме” и мечтает добиться её решения. Вместе с тем, представление о том, что, мол, все арабы и мусульмане поголовно обожают палестинских арабов и ненавидят Израиль, крайне утрированно и не отражает действительности. Это, правда, что множество, не исключено даже, большая часть арабов и мусульман ненавидит Израиль, вот только, палестинских арабов многие из них ненавидят ничуть не меньше.
Они ненавидят Израиль, за то, что тот сумел выжить вопреки всем обрушенным на него войнам, террору, бойкотам и ненависти.
За то, что, будучи процветающим еврейским государством, противоречит мусульманской доктрине, объявляющей лишь ислам истинной религией, а иудаизм – ложной, и потому лишённой права на страну, тем более, там, где прежде была мусульманская земля.
За то, что Израиль – это богатая демократия, а они — нищие диктатуры.
За то, что Израиль стал раем, в то время как арабский мир превратился в последнюю остановку перед вратами ада (достаточно вспомнить хотя бы Сирию, Ирак, Ливию, Йемен, Судан и т. д.).
А главное, они ненавидят его за то, что Израиль блестяще преуспел везде, где они сами оглушительно провалились. И эта зависть сводит их с ума.
Но что заставляет их ненавидеть “несчастных” палестинских арабов? Тех самых, о которых арабский нарратив говорит, что земля их была украдена, а их самих сделали беженцами? Тут причины несколько более сложные и связаны напрямую с ближневосточной культурой, нам в Израиле и на Западе мало известной и плохо понятной.
Одна из худших для араба вещей — это когда кто-то его обманывает, “надувает”, ”кидает”. Когда кто-то пытается, а уж тем более, если преуспевает обвести его вокруг пальца, араб выходит из себя. И даже если обманщик его родственник, он вместе с братьями обязательно постарается отомстить, согласно известной арабской поговорке: “я — против брата, мы с братом – против кузена, мы с братом и кузеном – против чужака”.
Что касается “палестинцев” — многие из них вовсе не являются на самом деле палестинскими арабами. Это были обычные трудовые иммигранты, стекавшиеся в годы британского мандата со всех концов арабского мира на заработки в процветавшую благодаря еврейским жителям Палестину.
Потомки этих иммигрантов по-прежнему носят фамилии, указывающие на их происхождение: “Альхурани” (из Хорана в Южной Сирии), “Альцурани” (Из города Тир в Ливане), “Альзаркауи” (из Зарки в Заиорданьи), “Альмицри” (из Египта) и так, ещё многие имена, свидетельствующие об истинном происхождении всех этих “палестинцев”. Так с чего вдруг, им положено больше, чем их соплеменникам, оставшимся в своих странах?
Из лагерей беженцев в роскошные кварталы
Сразу после того, как в 1949 году закончилась Война за независимость, политика арабского мира стала вращаться вокруг Израиля и “палестинской проблемы”. В том смысле, что решение этой проблемы должно было произойти в результате ликвидации Израиля. Именно поэтому, бежавшие от войны арабы были размещены во временных лагерях. Арабская лига приняла специальное решение не расселять их в арабских странах, а использовать в качестве инструмента политического давления на Израиль.
В лагерях беженцы благодаря UNRWA стали получать питание, образование, медицинские услуги – всё бесплатно, то есть за счёт стран Запада. В то время как живущие по соседству с лагерями местные арабы должны были “в поте лица своего” добывать себе средства на пропитание, воспитание детей и лечение.
Более того, беженцы, получавшие бесплатно на нужды своих семей продукты питания (рис, муку, сахар, масло) часть затем продавали своим арабским соседям, немало зарабатывая на этом.
Беженцы в лагерях также не были обложены муниципальными налогами. При этом многие из них сдали свои дома внаём. А поскольку жителям лагерей не нужно платить муниципальный налог, стали взимать даже более высокую арендную плату, чем в соседних городах. Другими словами, беженцы построили чудесную схему, в которой ООН, то есть, Запад оплачивает их налоги, они же складывают денежки в свой карман.
Некоторые из лагерей беженцев, построенных вблизи Бейрута, оказались поглощены расширившимся за последние семьдесят лет городом, став роскошными кварталами с роскошными жилыми многоэтажными зданиями. Кто-то неплохо нажился на этих изменениях, но это были, отнюдь, не простые жители, осознавшие, что у них есть все основания чувствовать себя обманутыми.
В ливанских лагерях беженцев возникли вооружённые группировки от ООП и Народного фронта до ХАМАСа и ИГИЛ. Банды эти стали терроризировать окрестное ливанское население, а в 1975 году, инициировали начало гражданской войны, тянувшейся 14 кровавых лет и приведшей к массовым разрушениям и многочисленным беженцам. Некоторые из этих ливанских беженцев в итоге осели как раз в лагерях для палестинских арабов. Но большинство не получило даже десятой части тех льгот, которыми обладают потомки палестинских беженцев. И это несправедливое неравенство породило немало зависти и ненависти.
В Иордании палестинские арабы во главе с Ясиром Арафатом в 1970 году попытались захватить власть в стране, создав автономные районы. Их вооружённые группировки на северо-западе Иордании бросили вызов королевской власти. И в сентябре того же года терпение короля Хусейна лопнуло. Он показал им, кто главный, но война, спровоцированная Арафатом, стоила тысяч жизней обеим сторонам.
Между тем, 20 процентов израильских гражадан тоже являются палестинскими арабами, и в подавляющем большинстве они не восстают против государства и не воюют с ним.
Иначе говоря, живущие в Израиле палестинские арабы пользуются всеми благами единственной ближневосточной демократии, в то время как окрестные арабские государства тратят свои ресурсы, а в прошлом и посылали на смерть своих солдат, для того, чтобы освободить Палестину. Осознавая подобную несуразность, арабские граждане этих государств, по меньшей мере, чувствуют себя обманутыми.
В реальности, многие в арабском мире ощущают сложившуюся ситуацию ещё болезненней: мол, палестинские арабы на протяжении ста лет продают свои земли евреям, а затем плачутся и требуют, чтобы другие шли и освобождали для них Палестину от сионистской оккупации.
Проблема, у которой нет решения
За долгие годы палестинские арабы получили многие миллиарды долларов и евро от западных стран. Годовой доход на человека в Палестинской автономии во много раз выше, чем у рядовых жителей Египта, Судана или Алжира, а жизнь в автономии неизмеримо лучше, чем в Ираке, Сирии, Ливии или Йемене.
В усугублении взаимной неприязни между палестинскими и остальными арабами, сыграла роль и политика. В 1990 году Арафат поддержал вторжение иракского диктатора Саддама Хусейна в Кувейт. В отместку Кувейт, после своего освобождения, изгнал десятки тысяч живших и работавших в этой стране, главным образом в нефтяной промышленности, палестинских арабов, в одночасье потерявших все средства к существованию. В итоге, это привело к экономическому кризису, обрушившемуся на множество семей в Иудее, Самарии и Газе, регулярно получавших поддержку от своих кормильцев в Кувейте.
В Ливане прекратившаяся в 1989 году гражданская война, закончилась соглашением о разоружении всех милиций. Единственной группировкой, которой Сирия позволила сохранять свои военные арсеналы и даже продолжать увеличивать боевую мощь, осталась “Хизбалла”.
Разумеется, в оправдание было сказано, что, мол, оружие предназначается для “освобождения Палестины”, и не будет обращено против ливанцев. Однако, любой, кто обладал хоть каплей мозгов, с самого начала ясно понимал, что “палестинская тема” — всего лишь прикрытие, а оружие необходимо “Хизбалле” для подавления своих противников в Ливане. Так “Палестина” была использована шиитами для захвата контроля и власти над Ливаном.
А сегодня, к тому же, группировки палестинских арабов ХАМАС и “Палестинский исламский джихад” напрямую получают поддержку от ненавидимого многими арабами Ирана.
Но, вероятно, самым возмутительным с точки зрения остальных арабов является сегодня требование лидеров палестинских арабов к другим арабским государствам воздерживаться от любых контактов с Израилем до тех пор, пока “палестинской проблеме” не будет найдено решение, удовлетворяющее главарей ООП и ХАМАСа.
Участники чрезвычайного саммита Организации исламского сотрудничества в Стамбуле
Вот только очень многие в арабском мире уже отчаялись дождаться примирения между ООП и ХАМАСом, без которого продвижения на переговорах с Израилем просто невозможно. Иными словами, арабский мир, часть которого возлагает на Израиль надежды в отношении борьбы с Ираном, чувствует, что его будущее существование оказывается заложником внутренних конфликтов между ООП и ХАМАСом.
К слову, Египет и Иордания подписав мирные соглашения с Израилем, вышли из участия в войне за “освобождение Палестины”, предав, таким образом, своих “палестинских братьев” и оставив их разбираться со своими проблемами самостоятельно.
Многие в арабском и исламском мире убеждены, что палестинские арабы вовсе не хотят никакого государства. Поскольку, если оно было бы создано, пожертвования со всего мира прекратились бы, и палестинским арабам пришлось бы самим зарабатывать себе на жизнь, как в любой другой стране. Но разве они согласятся добровольно отказаться от привычных подачек, благодаря которым им не нужно трудиться?
Короче говоря, арабский мир начал осознавать, что созданная им семьдесят лет назад “палестинская проблема” не имеет решения, удовлетворяющего тех, кто превратил статус беженца в профессию. Более того, она ещё и стала для них воронкой, засасывающей в себя всё больше денег лишь только для того, чтобы обогащать коррумпированных бандитов в Рамалле и Газе.
В мире, где никому не хочется быть тем простаком, на шее которого катаются паразиты, палестинские арабы утратили и то небольшое сочувствие, которым обладали прежде. И число тех, кто ненавидит их в арабском и исламском мире растёт теперь с каждым днём.
Перевод А.Непомнящего, "Еврейский мир"
MIDA, 3.2018
Доктор Мордехай Кедар является старшим преподавателем кафедры арабского языка в университете Бар-Илан. Он служил в военной разведке АОИ на протяжении 25 лет, специализируясь по арабскому политическому дискурсу, арабским средствам массовой информации, исламским группировкам и внутренней политике Сирии. Научный сотрудник Центра стратегических исследований. Он хорошо знаком с текущей деятельностью арабских СМИ; у него часто берут интервью различные новостные программы в Израиле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий