пятница, 18 мая 2018 г.

ЧТО ЖДЕТ ИЗРАИЛЬ

Герцлия-2018: что ждет Израиль

10 мая завершилась герцлийская конференция, проходившая на фоне таких  драматических событий, как открытый обмен военными ударами между Израилем и Ираном, выход США из ядерной сделки и участие Нетаниягу в параде Победы в Москве.
А в начале нынешней нас ждут не менее бурные перипетии: открытие посольства США в Иерусалиме, пик массовых протестов палестинцев, «накба» и Рамадан. Такая концентрация событий в единицу времени характерна для мировых столиц, часто располагающихся в так называемых «силовых точках», откуда исходят импульсы к движению цивилизаций.
Название конференции » 70 лет независимости: критические перекрестки» полностью оправдывает как весь путь, пройденный страной, так и ситуацию, в которой она находится в данной момент. Триста ораторов из ведущих стран мира, выступивших в ходе сессий, дебатов и, круглых столов, отразили все многообразие проблем современного мира и,  как ни парадоксально, ту уникальную роль, которую Израиль играет в картине мира.
Ибо в нем,как в некоей творческой лаборатории или на полигоне, можно наблюдать большинство вызовов и проблем современной цивилизации, а также те возможные ответы, которые могут стать наиболее эффективными.
Английский историк Арнольд Тойнби указал, что движение цивилизации идет по пути поиска ответов на вызовы, бросаемые ей историей. Те, кто находил ответы, двигался дальше — другие сходили со сцены.
Евреи — одни из немногих, кто находится так долго на мировой арене. Один из их секретов — умение выживать в критических обстоятельствах.
Как можно резюмировать итоги герцлийской конференции-2018?
Рассмотрим их в русле главных парадигм мировой политологии: геополитики, геоэкономики и геокультуры.  Израиль находится на стыке так называемой хартленд, сердцевидной земли, то есть континента Евразии, и  римленд, лежащей в сфере интересов народов моря, к которым прежде всего относят  США.
Поэтому он оказывается в сфере борьбы геополитических интересов как США, так и крупнейших держав Евразии: России и Китая, в клуб которых стремятся войти Иран и Турция. По мнению экспертов, к достижениям Израиля можно отнести то, что он находится в привилегированных отношениях с США и Россией, и  сравнительно благоприятных с Китаем.
Наличие конфликтов с теми или иными державами в регионе для Израиля в его геополитическом  положении практически неизбежно. Так что противостояние с Ираном и нестабильные отношения с Турцией, которые наиболее слабы с военной точки зрения,  можно считать наименьшим злом.
Тем не менее, ситуация, в которой страна находится в состоянии конфронтации почти по всему периметру границ, выглядит хотя и не критично, но и не оптимистично. Жить 70 лет в состоянии войны — не лучшее занятие.
В  терминах геоэкономики, то есть конкуренции в области мировой экономики, Израиль находится в сравнительно  благоприятном положении, будучи перекрестком цивилизаций, что играет положительную роль.
Даже несмотря на многолетний арабский бойкот, Израиль торгует со всем миром и, благодаря специализации в секторе высокотехнологической продукции, обрел лидирующие позиции. Но это благополучие зиждется на не очень прочной основе. Неслучайно, одни из дебатов назывались весьма вызывающе: «Израиль — лидер хайтека или страна Третьего мира?».
Разрыв между богатыми и бедными у нас один из самых больших среди развитых стран, в промышленности велика доля  отсталых производств, а в строительстве и и других сферах зачастую преобладает примитивный ручной труд.
Рассматривая Израиль с точки зрения геокультурной парадигмы, а именно как складывается ситуация в сфере религиозно-культурных отношений, которые на сегодня являются главным нервом мировых конфликтов, эксперты отметили следующее.
Здесь также имеется переплетение глобальных и локальных тенденций. С одной стороны, Израиль — один из форпостов мирового конфликта цивилизаций, а именно, борьбы иудео-христианской и исламской  цивилизаций. С другой, Израиль является «надтреснутой страной» по терминологии С. Хантингтона, где большие группы населения принадлежат к разным цивилизациям.
Поэтому для Израиля  весьма критично сохранение внутреннего национального единства. Именно этому вопросу был посвящено заключительное слово основателя и  руководителя герцлийского междисциплинарного центра, профессора Уриэля Райхмана.
Он отметил, что Израиль был основан на сионистской идее, предложенной Герцлем и затем развитой Бен- Гурионом и Жаботинским в плане укрепления социальной солидарности и демократии.
И сегодня чрезвычайно важно вернуться к этическому коду сионизма, который позволяет сохранить единство всех колен или основных слоев Израиля: национально-религиозного, традиционного, ультраортодоксального и светского.
На взгляд Райхмана, главные угрозы  единству сегодня  исходят со стороны радикальных кругов национально-религиозного и ультраортодоксального лагеря.
Часть национально-религиозного лагеря с мессианскими идеями, не желая идти на компромиссы, выдвигает ряд законов, таких, как закон о национальном характере государства или о полномочиях Верховного суда,  вызывая напряжение среди широких слоев общества и ставя под вопрос сам принцип законности.
Ультраортодоксальные круги атакуют принципы демократии с другой стороны, продвигая идеи превалирования релиогиозного суда над светским. Они также пытаются присвоить себе право на единственно верную трактовку иудаизма, отвергая другие течения  и исключая из общества тех, кто является, по их представлениям, «неевреем».
Нынешнее иранское руководство уже не раз пугало Израиль тем, что он будет уничтожен к 2048г. Множество государств мира, в том числе древние Израиль и Иудея, пали, утратив скреплявшее их единство. На наш взгляд, поиск идеи национального единства Государства Израиль лежит не на путях возврата к ценностям двухтысячелетней  или столетней давности. Он состоит в том, чтобы наполнить эти ценности новым смыслом.
Требуется не механическое отделение религии от государства или напротив, господство теократии, а наполнение духовными ценностями нынешнего бюрократического Левиафана.
Герцлийская конференция  поставила этот вопрос, но дала на этот вызов лишь частичный ответ.
   Владимир Поляк, «Детали». Фото: Эяль Туаг

Комментариев нет:

Отправить комментарий