четверг, 3 мая 2018 г.

КТО НАПИСАЛ ТОРУ?


Оксфордского профессора спросили, верит ли кто‑нибудь в академическом мире, что Моше написал Тору. Он ответил, что, если студент напишет такую работу в Оксфорде, ее автоматически отвергнут. Что вы думаете о библейской критике?
В университетах тоже существует мода. Они представляют собой «слепую силу», которая движется туда‑сюда. Никто не осмеливается оспаривать общепринятые истины. Я однажды видел на двери профессорского кабинета длинный список самых важных изобретений человечества, где говорилось, когда именно соответствующую теорию отвергали ведущие ученые своего времени. Задача этого списка состояла в том, чтобы побудить студентов думать самостоятельно.

Есть такая область знания, которая называется криптографией — это компьютерный анализ текста, довольно достоверный. Можно ввести какой‑нибудь текст и найти тончайшие изменения синтаксиса, которые обычный читатель не заметит. Мой старый знакомый, еврей, хотя и не религиозный, лет двадцать назад преподавал информатику в хайфском Технионе. Он исследовал тексты с помощью этого метода и загружал в компьютер «Илиаду», «Одиссею» и различные сочинения Шекспира, чтобы обнаружить различных авторов этих произведений.
То же самое он проделал с книгой Берешит, важнейшим источником теории множественного авторства библейского текста. Всякому читающему книгу Берешит очевидно, что она составлена из трех или четырех источников. Ясно видны различия между источником J («Яхвист»), источником Е («Элохист»), источником Р («Священнический кодекс») и источником R («Второзаконие»). Нужно быть слепым, чтобы этого не увидеть. Профессор загрузил книгу Берешит в компьютер и получил результат, что книга написана одним автором.
Если бы ученые и главы университетов были честными людьми, они бы схватились за голову, узнав об этом результате, особенно раз результат был получен машиной, а не человеком. Люди могут быть пристрастными и субъективными, а у машины собственных интересов быть не может.
На самом деле компьютер не был таким уж ортодоксом. Когда в него загрузили книгу Захарьи, оказалось, что у нее было два автора. Ни человек, ни машина не ортодоксы. Но результат для книги Берешит должен был «похоронить» непререкаемую теорию библейской критики.
Однако это исследование не оказало никакого влияния на библеистику и было встречено всеобщим молчанием. В одном или двух международных журналах появилась маленькая заметка, но кафедры библеистики по всему миру никак на нее не отреагировали. Если бы они стали отрицать результаты исследования, утверждая, что компьютер не может быть достаточно точен, по крайней мере, поднялся бы шум...
...помимо постоянной обязанности евреев оказывать позитивное влияние на человечество благодаря заповедям сыновей Ноаха, сейчас речь идет о самозащите, потому что евреям нужно какое‑то привычное окружение. Благодаря ему иноверцы могут понять, зачем вообще существуют евреи, или, наоборот, благодаря собственным христианским взглядам оспорить еврейское учение. Но когда человек вступает в языческое общество, и это происходит с большинством англичан, которые, в отличие от американцев, не верят в Иисуса, но верят, что евреи его убили, возникает полное отсутствие взаимопонимания и точек соприкосновения между иноверцами и евреями...
Когда он только начинал заниматься этими кодами, я спросил его: «А если вы обнаружите, что библейские коды истинны, вы станете соблюдать Тору?» Он ответил, что конечно да, сейчас — между тем никаких изменений в его образе жизни не заметно. Для людей, которые занимаются библеистикой, похоже, вообще нет связи между Библией и соблюдением заповедей.
(Из интервью рава Адина Штейнзальца в Оксфорде в 2007 году, Лехаим 1 мая 2018)

Комментариев нет:

Отправить комментарий