Споры о том, что именно отмечают евреи в праздник Лаг ба-Омер, не стихают веками. Я уже писал год назад о связи этого праздника с попыткой восстановления Храма при императоре Юлиане. А старинный обычай выводить в этот день детей в лес или в поле и учить их там стрелять из лука заставляет видеть в этом празднике зашифрованное воспоминание о восстании Бар-Кохбы против римлян. Эту идею первым высказал выдающийся галицийский мыслитель XIX века раввин Нахман Крохмаль, и в ее пользу можно привести немало аргументов. Но устойчивая традиция связывает этот праздник с днем смерти великого еврейского мистика и каббалиста рабби Шимона бар Йохая.
Почему вообще праздник Лаг ба-Омер крутится вокруг жизни и смерти рабби Шимона? Он, безусловно, очень яркая фигура в еврейской истории, но не единственная же! Нет ведь у нас в календаре особых праздников в честь раби Акивы или раби Иеуды а-Наси, в честь мудрецов Гиллеля и Шаммая, в честь пророков Ирмиягу или Ишайягу, а каждый из них заслуживал этого не меньше, чем рабби Шимон.
Жизнь рабби Шимона и его взгляды весьма подробно описаны и в Талмуде, и в книге «Зоар». Он был одним из немногих оставшихся в живых учеников раби Акивы. Причем выдающимся учеником, не единожды побеждавшим в спорах своего учителя. Если поискать общий знаменатель у сотен известных нам высказываний и суждений рабби Шимона, то выяснится, что он последовательно ставит акцент на мотивации каждого поступка.
Если человек по ошибке нарушил субботу, то рабби Шимон не считал это нарушением – ведь человек не собирался этого делать. Оппоненты же его в первую очередь смотрели не на мотивацию, а на формальную сторону дела: зафиксировано нарушение или нет. Еще одна особенность рабби Шимона – бескомпромиссность, которая однажды очень дорого ему обошлась. Кто-то из мудрецов, обсуждая достижения римских оккупантов в развитии страны, похвалил их за строительство рынков, мостов и бань. Второй мудрец, рабби Йоси, счёл разумным промолчать, а рабби Шимон не сдержался и сказал, что эти рынки и бани римляне строят вовсе не для блага евреев, а для имперской выгоды. Когда этот разговор дошел до римских властей, то первого мудреца было велено наградить, второго – отправить в почетную ссылку, а рабби Шимона – казнить как бунтовщика и подстрекателя.
Сбежав от римлян, раби Шимон скрывался долгие годы в пещере вдвоем с сыном, ведя аскетичный образ жизни и полностью посвятив себя изучению каббалы и служению Творцу. А выйдя из пещеры и обнаружив мирно занимавшихся повседневным трудом, а не Торой евреев, взбунтовался уже не против Римской империи, а против устройства мироздания. Тут уже, согласно Талмуду, вмешался сам Б-г, отправивший рабби Шимона обратно в пещеру – немного остыть. Вышел оттуда повторно спустя год он уже более терпимым к человечеству.
Итак, мы видим перед собой великого мудреца, обращающего свой взор на внутреннее, а не на внешнее, и восстающего против всякой чуждой власти над человеком – будь то власть оккупантов или же власть повседневности. Одни улавливают в Лаг ба-Омере этот дух восстания против чужой власти, пришедший через рабби Шимона. Для других это прорыв сквозь ткань материальности в мир каббалы и духовных тайн, который раскрыл рабби Шимон своим ученикам в день смерти, заповедовав праздновать его. Но и то, и другое – восстание против Рима и восстание против серости бытия – в сущности олицетворяют восстание внутреннего против внешнего.
Редкая духовная революция в еврейской истории последних веков обходилась без каббалы и мистицизма, будь то мессианские движения, ранний хасидизм, сионизм или глубинный экуменизм. В современном Израиле книгу «Зоар» учат и религиозные феминистки, и суровые хасиды, и братающиеся с арабами, и дерущиеся с ними. Объединяет всех этих людей внутреннее горение, которое они черпают из «Зоара».
Духовная революция, совершенная рабби Шимоном, дала богатые духовные плоды. Но закон на страницах Талмуда чаще установлен по мнению его друга и собеседника – раби Йоси. Того самого, кто счёл разумным промолчать по части римлян. И пока рабби Шимон открывал в пещере тайны мироздания, рабби Йоси руководил общиной в Ципори – городе, насквозь пропитанном греческой культурой. Но именно там, в Ципори, рабби Йоси сформулировал базисные основы еврейского закона, не чураясь компромиссов, когда это требовалось, и принимая во внимание человеческие слабости.
Рабби Шимон не может быть без раби Йоси, как дух не устоит без материи, а мистика без закона. Костры, которые зажигает сегодня еврейская молодежь и в Израиле, и в странах диаспоры, символизируют революцию духа, произведенную рабби Шимоном и книгой «Зоар». А их родители с ведрами и шлангами, тушащие потом эти костры, – рассудительную трезвость закона, которая не даст так легко воспламеняемому в природе и сердцах огню спалить то, что не надо.
Меир АНТОПОЛЬСКИЙ
Комментариев нет:
Отправить комментарий