вторник, 10 апреля 2018 г.

Hайдены протоколы суда над «евреем Зюссом»



Hайдены протоколы суда над «евреем Зюссом»

В городском архиве Штутгарта (Германия) израильский историк, профессор
Яир Минцкер нашёл настоящее сокровище: сто ящиков с 30 тысячами
рукописных страниц, документирующих один из самых известных судебных
процессов в еврейско-немецкой истории. Изучение материалов раскрыло
перед ним протоколы судебного процесса по делу «придворного еврея»
нескольких германских князей Йосефа Зюскинда Оппенгеймера, известного
как «еврей Зюсс», который был казнен триста лет назад и с тех пор стал
символом судьбы еврейского народа.

В декабре книга, которую написал Минцкер на основе архивных данных,
была признана одной из лучших исторических книг 2017 года и включена в
рейтинг газеты «Файнэншл таймс». Книга «Множество смертей еврея Зюсса:
судебный процесс и казнь придворного еврея в XVIII веке» была
опубликована на английском языке издательством Принстонского
университета, где преподает Минцкер, и рекомендована популярной
британской газетой «для обязательного чтения».

Оппенгеймер — одна из самых важных фигур в истории антисемитизма. Он
родился в городе Гейдельберге в Германии в конце 17-го века, был личным банкиром нескольких немецких князей и в 1733 году переехал в Штутгарт, где был «придворным евреем» (экономическим и политическим советником) вюртембергского герцога. Следующие четыре года были для него весьма успешными, однако, завершились катD0строфой: герцог неожиданно скончался, и Оппенгеймер остался один в окружении врагов.

Сразу после этого он предстал перед судом, был признан виновным в совершении сомнительных преступлений, включая взяточничество и измену,
и в 1738 году повешен в присутствии нескольких тысяч человек. «Уже во
время судебного процесса стало ясно, что на чашу весов были положены не преступления, якобы совершенные Оппенгеймером, а его близость к герцогу, накопленное им большое богатство и его неудачная попытка войти в христианское общество равным среди равных», — рассказал Минцкер в беседе с журналистами «ХаАрец».

В XIX и XX веках история еврея Зюсса превратилась в метафору трагической истории евреев Германии, которые пытались стать равными гражданами, однако, проявляли политическую слепоту и надменность, страдая от жестокой судьбы. Его образ вдохновил Лиона Фейхтвангера к написанию в 1925 году знаменитого романа «Еврей Зюсс», а в 1940 году — Йозефа Геббельса, по указанию которого был снят одноименный пропагандистский антисемитский фильм.

«Несмотря на то, что еврей Зюсс является одной из ключевых фигур в истории антисемитизма, исследовательская литература по этой теме вызвала у меня большое неудобство», — сказал Минцкер в ответ на вопрос о предыстории написания книги. «Создается впечатление, что люди живут вне истории. Большая часть литературы занимается тем, каким образом передавался рассказ об Оппенгеймере спустя годы после его казни, в то время как книги и статьи, которые действительно к=D0саются истории его жизни, насыщены обобщениями и не основаны на свидетельствах того времени».

Одной из самых удивительных вещей для Минцкера было то, что до написания им книги никто не приводил слова людей, которые приговорили Оппенгеймера к смерти, или слова евреев из его близкого окружения.
Минцкер был первым, кто опубликовал эти материалы, найденные в
немецком архиве. «Я обнаружил десятки тысяч страниц со времени
судебного процесса над Зюссом, проливающих свет на его жизнь, и,
особенно, на общество, в котором он жил. Огромное количество
материалов меня поразило», — сказал профессор Минцкер.

После того, как Оппенгеймера приговорили к смертной казни, была
предпринята попытка обратить его в христианство. «Немедленно в его
комнату пришли священники, которые попытались отвратить еврея от его
веры», — говорится в одном из документов. Однако, Зюсс не предал иудаизм. «Святой Йосеф Зюсс упал на колени, поднял руки и с чувством произнес: «Господа! Освободите меня от того, что вы хотите от меня потребовать. Возвращайтесь домой. И, поскольку у меня осталось не так много времени, чтобы примириться с моим Богом, благословен Он и благословенно Его имя, прошу меня больше не беспокоить».

Минцкер также упомянул нынешнего «придворного еврея» Джареда Кушнера,
зятя президента США Дональда Трампа и его высокопоставленного советника. «Придворные евреи» — это трансисторическое явление. Это было верно во времена Оппенгеймера и, при всех различиях, т=D0к же верно и в наше время», — пояснил профессор Минцкер. По его словам, сраD0нение, проведенное в последние месяцы несколькими американскими интеллектуалами между Кушнером и историческими «придворными евреями», «подходит, как перчатка к руке».

«Кушнер пришел из финансовой сферы. Он очень близок к властителю, его
официальная должность не совсем понятна, и он действует на благо евреев внутри придворного общества, а не через обычные американские институты демократии», — сказал Минцкер. Какова будет его судьба, если Трампа свергнут? Этим вопросом займутся историки следующего поколения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий