Забытые еврейские комики
Шимон Джиган и Исраэль Шумахер составляли сатирический дуэт более тридцати лет и не боялись смеяться над раболепием польского правительства, несмотря на преследования. В течение первого десятилетия еврейского государства они были звездами в Европе, но столкнулись с трудностями по прибытии в Израиль.
Шимон Джиган и Исраэль Шумахер в течение трех десятилетий были знаменитым комическим дуэтом в еврейском мире, который превосходил все остальные группы и дуэты. Рассказ о них касается не только художественного мира и шоу-бизнеса, в жизни которого они участвовали, но всей истории еврейского народа двадцатого века. В их репертуаре были десятки программ на идише (некоторые и на иврите), вызвавшие такие культурные изменения в мире европейского еврейства и в молодом Израиле, на которые оказался неспособен никто из их предшественников.
Джиган и Шумахер родились в Лодзи (Польша): Шимон – в 1906 году, Исраэль – в 1909-м. Оба в относительно молодом возрасте вступили в мир идишского театра, который в то время уже начал значительно развиваться. Оба считали, что евреи имеют двойное обязательство – сохранение идиша, как языка и культуры, и социалистической идеи, начавшей набирать обороты после Первой мировой войны.
В середине 1920-х годов Джиган и Шумахер присоединились к небольшой группе молодых еврейских актеров в Лодзи, которые решили создать художественный коллектив «Арарат». Как отметил доктор Диего Ротман в своих исследованиях, это название было не случайным: выбор горы, к которой причалил Ноев ковчег, означал новое начало и новаторский дух, все члены «Арарата» были молодыми евреями с революционным и социалистическим пылом, чьи скетчи отражали эти идеи. Их костюмы, грим и страстная энергия ничем не напоминали старый идишский театр.
В начале 30-х годов «Арарат» переехал в Варшаву, где и родился дуэт Джиган-Шумахер. Шумахер был образцовым семьянином, серьезным и аккуратным человеком с отличной памятью и склонностью к драматичским ролям. Тогда как Джиган был лентяем, который ничего не помнил, поражал своей рассеянностью и терпеть не мог ни расписания, ни семейных рамок.
Джиган и Шумахер были брошены в советскую тюрьму, и до конца войны находились в лагерях. С окончанием войны они сумели воссоединиться и стали выступать дуэтом по всей Польше, получив признание и популярность. Фильм с их участием «Унзере киндер» («Наши дети») стал последним фильмом на идише, снятом на польской земле.
В конце 1940-х годов они совершили поездку по Западной Европе, став одним из самых популярных дуэтов на континенте. Одним из их секретов была актуальность их юмора – они знали, как создавать новый репертуар, основанный на положении евреев в Европе, параллельно с семейно-бытовыми зарисовками.
С созданием Государства Израиль главный вопрос состоял в том, найдут ли они в нем свое место и смогут ли обрести прежний статус. В молодом государстве было много евреев, которые прежде видели выступления Джигана и Шумахера, но здесь возникла другая проблема, которой никто не ожидал: в попытке создать новое израильское общество на иврите правительство запретило всем актерам выступления на идише. Хотя Джиган и Шумахер были иностранными гражданами, к 1950 году им практически запретили появляться с их репертуаром в Израиле. Однако к тому времени Джиган и Шумахер уже были хорошо известны в еврейском мире, а средства массовой информации и деятели культуры стали давить на правительство, чтобы изменить это жесткое правило.
Только благодаря их успеху и популярности, Джигану и Шумахеру удалось изменить государственную политику. Сначала это был компромисс – было решено, что они будут выступать в Израиле на идише, при условии, что, по крайней мере, треть их выступлений будет на иврите. Тогда же король израильской сатиры Эфраим Кишон написал им сценарий программы «Интенсивный ульпан». Кстати, многие скетчи Кишона, написанные в оригинале для Джигана и Шумахера, потом были переведены на иврит и стали израильской классикой в исполнении трио «Ха-Гашаш ха-хивер» («Бледнолицый следопыт»).
В 1958 году языковое ограничение отменили, но было слишком поздно. Хотя выступления дуэта Джиган-Шумахер имели огромный успех, уже в середине пятидесятых годов между ними начались серьезные разногласия. От этого немного грустно – именно тогда, когда они получили признание израильского правительства, хоть и частично, когда их считали ведущими артистами в Израиле, они просто устали друг от друга. В 1960 году дуэт распался. Шумахер все еще пытался воплотить свою мечту стать драматическим актером, но спектакль, в котором он участвовал, не удался. Он умер через год в относительно молодом возрасте.
А Джиган продолжал выступать с сатирическими шоу на идише. Он был признан при жизни патриархом идишского юмора в Израиле, тем, кто вместе с Шумахером коренным образом изменил концепцию идиша и оказал огромное влияние на еврейский юмор и сатиру. Вплоть до своей смерти в 1980 году Джиган появлялся на сцене. И даже выступил несколько раз по израильскому телевидению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий