ЦАРЬ СОЛОМОН ИНДИИ
МАКСИМ НОВИЧКОВ
Третий падишах империи Моголов Акбар Великий (1542 – 1605) правил значительной частью современной Индии. Он объединил и умиротворил государство – его одинаково уважали индусы и мусульмане. Исповедовавший ислам и отличавшийся веротерпимостью, Акбар выработал собственную религиозную доктрину («божественную веру») с элементами индуизма, парсизма, христианства и джайнизма. Он реформировал многие стороны жизни подданных, в том числе запретил сжигать вдов вместе с умершими супругами, а также покровительствовал искусствам и культуре. Передовой человек своего времени, он вызывал восхищение современников и исследователей его эпохи.
«Акбар хорошо сложен, его лицо обыкновенное, на нем не отражены ни величие, ни важность, возможно, из-за китайских черт, которые присущи большинству моголов. Его глаза маленькие, но крайне живые, и поэтому его взгляд очень особенный. Глаза свидетельствуют о тонкости ума императора».
Португальский иезуит Антони де Монсеррат
«Его величество вынашивает замыслы великолепных зданий и воплощает труд своего ума и сердца в глине и камне».
«С раннего детства он познавал различные веры и религиозные практики и усердно собирал книги разных учений, и так у него постепенно складывалось убеждение, что понимающие люди встречались среди представителей всех религий, а глубокие мыслители и люди, наделенные божественным даром, — среди всех народов. Если истина могла открываться повсюду, почему она должна быть ограничена одной верой?»
Визирь Акбара Абу-ль-Фадль
«Много дней подряд по утрам можно было видеть, как он, погруженный в молитву или грустное раздумье… сидел возле дворца в безлюдном месте, склонив голову на грудь и вбирая в себя благодать утренних часов».
Придворный имам Абд ал-Кадир Бадауни
Абу-ль-Фадль вручает Акбару «Акбар-наме» — летопись истории империи Моголов
«Смелый и отважный, талантливый полководец, и в то же время великодушный и милосердный, идеалист и мечтатель, он был одновременно человеком действия и вождем, снискавшим беззаветную преданность своих последователей. Как воин он покорил обширные территории Индии, но мечтал он о другом, более прочном завоевании, о завоевании умов и сердец людей… Акбар возродил древнюю мечту о единой Индии, не только политически объединенной, но и органически слившейся в один народ».
Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру
«Освещенный ярким светом истории, Акбар представляется нам стоящим между двумя едва различимыми, но, тем не менее, явно различными мирами: между миром его среднеазиатских предков, миром стремительной человеческой энергии, поклоняющимся этой энергии ради нее самой и одержимый жаждой охоты — между миром неистовой деятельности, проходящей, как сон, и миром Индии, который мог действительно упиваться роскошью и жестокостями и который мог также создать возвышенные души Будды и Ашоки, говорящие с нами из более отдаленного прошлого, чем прошлое тех завоевателей, но голоса которых, тем не менее, все еще полны жизни и все еще трогают нас. Акбар был полон неистощимой энергии, он представляется воплощением действия, и все же в основе его природы лежит что-то чуждое всему этому, что-то стремящееся к мысли и созерцанию, справедливости и мягкости».
Английский поэт Лоуренс Биньон
Акбар верхом на слоне
«Не смешает со множеством славных имен народ Индии имя Акбара, собирателя, творца счастливой народной жизни. Народ не забывает и не припишет никаким умаляющим побуждениям широкие мысли великого объединителя Индии. В храмах индусских имеются изображения Акбара, несмотря на то, что он был мусульманин. Вокруг головы императора изображается сияние, что вовсе не всегда является отличием просто властителя. Для Индии Акбар является не просто властителем, но сознание народное отлично понимает, что он был выразителем души народной. Так же как и многие, священные в памяти, имена, он собирал и сражался вовсе не для личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории».
Николай Рерих
«Император Акбар, царь Соломон Индии, по великой премудрости своей, величайший как и любимейший из могульских повелителей Индии и единственный из них, память которого дорога наравне как магометанам, так и индусам. Последними он еще более, может быть, любим, так как всегда выказывал пристрастие к ним. Акбар Великолепный, Благословенный, Акбар — любимец богов и «Краса престола мира», вот прилагательные его имени».
Елена Блаватская
Комментариев нет:
Отправить комментарий