суббота, 14 апреля 2018 г.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

7 марта в Третьяковской галерее открывается выставка лучших работ Василия Верещагина. Посетители увидят лучшие и самые известные работы художника. Одним из таких полотен является «Смертельно раненный» - картина, которая одной из первых вспоминается при имени Верещагина. На лице мужчины отражен ужас перед войной, беспощадной и неизбежной. 
Живописец, посвятивший творчество художественному документированию военных конфликтов, оставался пацифистом. Показывая страдания простых солдат и контрастную им мирную жизнь, художник хотел дать контраргумент войне и напомнить, что победы даются ценой тысяч жизней.

Сюжет
В разгаре боя крупным планом Верещагин показывает безымянного солдата. Он ранен. Лицо его искажено ужасом и болью. На грани смерти он не думает об отечестве, врагах или необходимости победить. Он страдает. И этот мужчина думает только о том, как спастись.

Такова природа человека. Какими бы ни были пропагандистские лозунги о необходимости сражаться до последней капли крови, непонятна причина. Особенно, когда ты не родной дом защищаешь, а воюешь где-то далеко от дома. Империя решает свои геополитические задачи за счет простых солдат. Верещагин как художник, не раз бывавший в эпицентре военных конфликтов, понимал, насколько бессмысленна смерть и конкретно этого мужчины, и его сотоварищей.
фото 1.jpg
«Смертельно раненный» (1873)
Репортажный характер живописи — характерный для Верещагина. Предвещая прямые включения с места событий и газетные хроники, художник не только изображал то, что видел, в динамике, словно это прямой эфир, но и сопровождал подписями, которые переносили зрителя на место событий. Так и на этом полотне живописец указал: «Ой убили, братцы! .убили …ой смерть моя пришла…». Такой прием — комментирование — для Верещагина был стандартным. Свои названия и особенные подписи художник оставлял на раме или непосредственно на холсте.
Контекст
«Смертельно раненный» — часть Туркестанской серии, которую Верещагин писал в Мюнхене под впечатлением от увиденного в Средней Азии. «Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого», — писал он. За два года он создал 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка. В таком составе серия была показана на первой персональной выставке художника в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве. Художнику пришлось столкнуться с обвинениями и в плагиате, и в очернении русской армии. Власть была против него, коллеги — Репин, Крамской, Стасов, Ге, Шишкин, Якоби — поддерживали.

Война, по мнению Верещагина, была «отвратительным наростом варварства на цивилизации». Чтобы убедить в этом современников и потомков, художник вновь и вновь отправлялся на поля сражений, чтобы на своих полотнах показать правду. Искусство было для него инструментом для трансляции идей.
На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени.

Во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна, но и мирную жизнь: сутолоку базара, резные минареты, местных жителей. Показывая такие картины, Верещагин открывал зрителям новый мир, на фоне которого война выглядела как недоступная пониманию бессмыслица.
Судьба художника
Василий Верещагин был родом из семьи богатого помещика. Несмотря на желание отца сделать сыновей военными, Василий, хотя и окончил морской кадетский корпус, вышел в отставку, намереваясь стать художником. День, когда сын объявил о своем решении отцу, стал последним в их общении.

Верещагин был точен в деталях. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А вот критика и власть обзывали его фотографом. Современники называли Верещагина ужасным, кровавым, жестоким. Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».
Верещагин написал несколько серий, по которым становится понятна широкая география его перемещений. Туркестанская, Балканская, Индийская, Японская, «Русский Север», исследование личности Наполеона.

С началом Русско-японской войны Верещагин получил предложение сопровождать вице-адмирала С. О. Макарова. 31 марта 1904 года они, будучи на броненосце «Петропавловск», погибли, когда судно подорвалось на мине.
Снежана ПЕТРОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий