понедельник, 5 марта 2018 г.

БУЛЛА С ИМЕНЕМ ПРОРОКА ИСАЙИ?


БУЛЛА С ИМЕНЕМ ПРОРОКА ИСАЙИ?

Во время раскопок «Города Давида» (Иерусалим) в 1978-1985 годах, израильский археолог Игаль Шило обнаружил основания городских стен, которые были отремонтированы по приказу царя Хизкияhу (Езекия).
«И укрепил и отстроил всю разрушенную стену, и поднял её до башни, а извне (соорудил) другую стену…» (Диврей а-ямим (Паралипоменон) 32:5).
Screenshot_20180302-072022
Фото: стоп-кадр с Youtube. Остатки восстановленных стен Иерусалима
«Другая стена», о которой упоминает Писание, была обнаружена профессором Еврейского университета Нахманом Авигадом.
После разрушения Северного царства, израильтяне хлынули в Иудею, значительная часть беженцев прибыла в Иерусалим и заселила город в районе западного холма. Хизкияhу, чтобы защитить новых жителей от ассирийской угрозы, строит дополнительную стену около семи метров толщиной. Пришлось снести частные дома, стоящие на пути воздвигаемых городских укреплений. Пророк Иешаяhу (Исайя) обвиняет строителей стены: «И пересчитали ли вы дома Иерушалаима, и разрушили вы те дома, чтобы укрепить стену» (Ис. 22:10).
Screenshot_20180302-075045.jpg
Фото: стоп-кадр с Youtube. Основания стены с разрушенными домами
Как мы видим, библейские персонажи и рассказы нередко имеют под собой историческую основу.
В 2009 году израильскими археологами, в частности Эйлат Мазар, во время работ по просеиванию древнего мусора, были обнаружены три десятка булл, среди которых овальный оттиск печати 8.6х9.7 мм, сделанный на мягкой глине (булла) 12х13 мм.
Первоначально эксперты совершили ошибку, неправильно прочитав надпись на булле и решив, что написано: Хизкияhу [сын] Малкия.
К счастью, повторная проверка 2015 года исправила досадную оплошность.
Надпись выполнена на палео-иврите, алфавите времён Первого Храма и, судя по характерной специфике шрифта, относится к концу VIII или началу VII веков до н. э. На булле имеются повреждения и поэтому трудно разобрать некоторые буквы, слова разделены маленькой, но вполне различимой точкой, которая являлась  обычной практикой для того времени.
5x5abdljw1_file.jpg
לחזקיהו.אחז.מלך.יהדה
Принадлежит Хизкияhу (сыну) Ахаза, царю Иудеи
Вместе с этой печатью, в одном и том же археологическом слое, буквально в трёх метрах от неё, была найдена печать, вероятно принадлежавшая знаменитому и влиятельному пророку Иешаяhу – покровителю и советнику царя Хизкияhу, имевшему огромное влияние при дворе. Например, пророк осуждает царского чиновника Шевну за неуместную в предвоенное время постройку дорогостоящей гробницы.
«Так сказал Господь, Господь Саваоф: ступай, пойди к этому царедворцу, к Шевне  царедворцу и скажи ему:что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, что ты здесь высекаешь себе гробницу? — Он высекает себе гробницу на возвышенности, вырубает в скале жилище себе. Вот, Господь перебросит тебя, как бросает сильный человек, и сожмет тебя в ком; свернув тебя в сверток, бросит тебя, как меч, в землю обширную; там ты умрешь, и там великолепные колесницы твои будут поношением для дома господина твоего. И столкну тебя с места твоего, и свергну тебя с должности твоей» (Ис. 22:15-19).
Кстати, в 1870 году французский дипломат, ученый и археолог Шарль Клермон-Ганно,  исследовав склоны Масличной горы Иерусалима, обнаружил гробницу этого царедворца.
Имя пророка Иешаяhу 14 раз появляется на страницах Писания в связи с царём Хизкияhу. Вероятно, самым близким человеком, которому доверял Хизкияhу,  был именно Иешаяhу.
Уже встречались случаи, когда глиняные буллы с именами библейских персонажей, связанные сюжетом Писания, были обнаружены археологами рядом друг с другом. Во время раскопок «Города Давида» 10 лет назад, были найдены буллы двух высокопоставленных придворных царя Цидкияhу (Седекии) – Йехулаля, сына Шелемияhу, и Гедальяhу, сына Пашхура, которые советовали царю умертвить пророка Иеремию.
«И слышали Шефатиа, сын Маттана, и Гедальаhу, сын Пашхура, и Йухал, сын Шелемйау, и Пашхур, сын Малкийа, те слова, что говорил Йирмейаhу всему народу, сказав:
Так сказал Господь: тот, кто останется в этом городе, умрет от меча, от голода и от мора, а тот, кто выйдет к Касдим, останется жив, и добычей ему будет душа его; и будет он жить.
Так сказал Господь: город этот непременно предан будет в руки войска царя Вавилонского, и он захватит его.
И сказали сановники царю: да будет этот человек предан смерти, ибо лишает он сил руки воинов, оставшихся в этом городе, и руки всего народа, произнося пред ними подобные речи; ибо этот человек желает этому народу не благополучия, а бедствия.
И сказал царь Цидкийаhу: вот, он – в ваших руках, ибо царь ничего не может сделать вопреки вам» (Иер. 38:1-5).
Предполагаемая булла пророка Иешаяhу разделена на три части.
bsba440207010l
PHOTO COURTESY OURIA TADMOR/ ©EILAT MAZAR
[לישעיה[ו
[?]נבי
Верхняя часть, на которой, вероятно, было некое изображение (например, как на  печати Иермияhу), — утрачена.
Ju_seals_10
לירמיהו
«Принадлежит Иермияhу» (печать 9-8 вв. до н.э.)
Посередине буллы имеется надпись [לישעיה[ו, буквально «Принадлежит Иешаяhу». Последняя буква «вав» не сохранилась, поскольку глиняный оттиск повреждён. В нижнем сегменте – надпись נבי «нви».  С иврита это слово можно перевести как «пророк». На булле не хватает,возможно, буквы «алеф» (традиционное написание слова «пророк» на иврите с «алеф» — נביא). Трудно сказать, существовал ли вариант этого слова без этой буквы, допустил ли мастер ошибку или буква стерлась со временем; последнее очень вероятно, так как на булле есть достаточно места для ещё одной буквы.
Bullah circle.jpg
Прорисовка буллы REUT LIVYATAN BEN-ARIE/ ©EILAT MAZAR
Возникло предположение, что слово  נבי  «нви» могло быть топонимом, производным от Нов, например: Иешаяhу Новиец.  Нов — город священников, упоминавшийся в Писании (1-Цар. 21:1).
Однако этот город священников был уничтожен ещё при царе Сауле: «И Нов, город священников поразил острием меча: как мужчин, так и женщин, как отроков, так и грудных младенцев, и волов, и ослов, и овец – остриём меча» (1-Цар. 22:19-20).
Да и судя по Писанию, к топониму всегда добавляли определённый артикль ה  «hей», например: Ахия haШилони, Илияhу haТишби и т.д.
Но самое главное – были найдены сотни иудейских печатей, и ни в одной из них не упоминаются топонимы.
Отсутствие определенного артикля на булле перед словом נבי  «нви» является некоторой проблемой для отождествления сенсационной буллы с именем   знаменитого пророка Иешаяhу. На большинстве найденных булл того времени перед должностью или титулом стоит определённый артикль, например: Амоц haСофер (Амоц Книжник), ЛеТавшалому бен Захар-haРофе (Принадлежит Тавшалому, сыну Захара-Целителя), Сар-haИр (Правитель Города).
Вместе с тем совсем недавно была найдена булла «Ле-СарИр» (Принадлежит правителю Города) с написанием без определённого артикля.
sar.jpg
Фото Клары Амит. Булла לשר ער (Принадлежит Правителю Города)
Имя Иешаяhу было довольно распространённым в тот период времени. В районе Иерусалима найдены несколько печатей и булл   VII века до н.э. с именем Иешаяhу, например: «Принадлежит Ацлияhу, (сыну) Иешаяhу (להצליהו ישעיהו)»; «Принадлежит Иешаяhу, (сыну) Амарияhу (לישעיהו אמריהו)».
Более того, существует печать с именем «Нови» или «Нави», точно с таким же написанием, как на исследуемой нами булле: «Принадлежит Шеанафу, сыну Нави» (לשענף בן נבי).
novi.jpg
Печать לשענף בן נבי (Принадлежит Шеанафу, сыну Нави) (из коллекции Музея Израиля, ном. 73.19.29.)
Личными печатями обладали люди с высоким социальным статусом. Пророк Иешаяhу относился именно к такой группе лиц. Булла найдена совсем рядом с оттиском царя Хизкияhу. Значит, речь идёт об одном и том же времени, что соответствует библейским сообщениям.
На исследуемой печати нет слова «бен» (сын). Довольно часто на печатях  после имени владельца указывали имя его отца. Например: «Принадлежит Озияhу, сыну Нерияhу». Нередко слово בן «бен» опускалось для экономии места, но на  печати места достаточно, при желании можно было вместить ещё две буквы.
Поэтому можно предположить, что «нви» — это не имя отца, а именно титул — «пророк». Таким образом, существует очень высокая вероятность, что найденная печать принадлежала знаменитому библейскому пророку.
Возникает вопрос, зачем пророку личная печать? Нет, не Иешаяhу, сыну Амоца, а именно пророку? Было бы странно, если бы на кувшине с зерном, маслом или вином, стояла личная печать с надписью «пророк».
Нам известно о пророках Мари (Мари — город-государство, существовавшее на берегу Ефрата в Северной Сирии в III—II тыс. до н. э.), которые составляли пророческие тексты для царя и отправляли ему. Вероятно, нечто подобное происходило и с посланиями иудейских пророков. Они составляли документ, запечатывали его, обязательно указывая свою должность «пророк», и отправляли царю, старейшинам или в хранилище свитков.
БЛОГ РАМИ ЮДОВИНА

Комментариев нет:

Отправить комментарий