воскресенье, 25 марта 2018 г.

В Израиле восстанавливают наследие петербургских еврейских композиторов

23.03.2018

В Израиле восстанавливают наследие петербургских еврейских композиторов

Рассказывает Ширель Дашевская – певица, актриса и руководитель общества «Нигуним Лаад»
В Иерусалиме существует группа музыкантов, занимающаяся возрождением наследия петербургского Общества еврейской музыки. Эта группа называется «Нигуним Лаад», что можно перевести как «Еврейские мелодии навсегда». Ее стараниями музыка петербургских еврейских композиторов-учеников Римского-Корсакова, творивших в начале 20 в., звучит сегодня на концертах, фестивалях, о ней рассказывают по радио и телевидению.
В Израиле восстанавливают наследие петербургских еврейских композиторов
Мы попросили Ширель Дашевскую – руководителя «Нигуним Лаад», певицу и актрису, рассказать о своей деятельности.

Об Обществе еврейской народной музыки в Петербурге

Для начала расскажу о самом обществе. В 1908 году группа композиторов – учеников Н. А. Римского-Корсакова, среди которых были Ш. Розовский, Л. Саминский, М. Гнесин, А. Житомирский, З. Кисельгоф, создали Общество еврейской народной музыки. Такое название было дано по требованию властей, однако музыка, которую создавали участники общества, не была народной в привычном понимании этого слова.
Обложка издания Общества еврейской народной музыкиОбложка издания Общества еврейской народной музыки

Все авторы были профессиональными композиторами с консерваторской подготовкой, и фольклорную составляющую их творчества можно рассматривать только как отправную точку. Их произведения – это композиторская еврейская музыка. Мне нравится определение «художественная музыка», на английском это звучит как jewish art music. Здесь можно провести такую аналогию: есть документальное кино и есть художественное, то же самое в литературе, вот и мы занимаемся еврейской художественной музыкой.
Устав ОбществаУстав Общества

Это музыка мирового уровня. После 1924 года, когда по разным причинам композиторы вынуждены были покинуть СССР, они продолжали успешно творить. Например, композитор Лазарь Саминский, перебравшись в Америку, организовал там Лигу американских композиторов.

Над чем мы работаем

В этом году мы работаем над вторым Энгелевским фестивалем еврейской художественной музыки. Фестиваль пройдет в нескольких городах Израиля и включит в себя семь мероприятий, открытие уже состоялось в минувший исход шабата, дальше в программе фестиваля четыре концерта хоровой музыки и музыкально-литературная композиция по произведениям Шмуэля Агнона, в частности, по его повести «Идо и Эйнам», там помимо драматических артистов будут задействованы музыкальные вставки и видеоряд. И седьмое, заключительное мероприятие – концерт вокального трио «Иерусалимские дивы», в котором я принимаю участие.
На концерте «Нигуним Лаад»На концерте «Нигуним Лаад»

В репертуаре трио – песни на идише тех же самых композиторов, о которых мы сегодня говорили, но это опять же не народная, а именно еврейская художественная музыка.

Произведение А. Крейна в исполнении музыкантов «Нигуним Лаад»

В США есть организация, которая называется Joseph Achron Society, они занимаются изучением творческого наследия Ахрона (композитора, чья деятельность также была связана с Обществом еврейской музыки в Петербурге). Его руководитель сказал мне, что он преподает своим студентам курс еврейской музыки с помощью моих записей.
Вполне возможно, у некоторых произведений были даже премьеры именно в нашем исполнении. Интересная история связана с мистической оперой Моисея Милнера «Небеса пылают» («Ди химлен бренен»). Ее партитуры не сохранились даже в рукописном варианте, нам удалось найти фрагменты ранней версии клавира с многочисленными авторскими правками в одном из архивов, однако стоило невероятных усилий добиться того, чтобы нам разрешили их хотя бы скопировать. Разумеется, это предварительная версия, но мы надеемся, что в конце концов будут найдены недостающие материалы.

Л. Цейтлин «Реббе Нахман» в исполнении музыкантов «Нигуним Лаад»

Почему фестиваль называется Энгелевским

Юлий Энгель был одним из самых активных участников Общества еврейской музыки. Часто, когда речь заходит о еврейской музыке, говорят, что в них много грусти и переживаний, философских рассуждений. Но одновременно в еврейской музыке много юмора, и здесь в первую очередь вспоминается Энгель. Его музыка – светлая и полна оптимизма. Еще одна причина заключается в том, что Энгель все время предлагал и осуществлял новые формы деятельности. Благодаря ему было в типографиях Петербурга и Германии были изданы ноты с произведениями еврейских композиторов, и таким образом они дошли до нас.
Ноты произведений Юлия Энгеля – обложкаНоты произведений Юлия Энгеля – обложка


Внучки Ахрона и Энгеля

Иногда случаются замечательные истории. В 2013 году на один из наших концертов пришла внучка композитора Йосефа Ахрона, а ведь тогда вся информация о нашей деятельности распространялась только через друзей и коллег, практически устно. В прошлом году, когда мы проводили первый Энгелевский фестиваль, неожиданно отозвалась внучка самого Энгеля.

Музыка или просветительство?

Обычно наши концерты и музыкальные программы сопровождаются рассказом об исполняемой музыке, ее авторах, историческом и культурном контексте. Существует мнение, что, будучи в первую очередь исполнителями, мы должны уделять максимум внимания самой музыке. Но многим нашим слушателям этого недостаточно, они считают, что для лучшего понимания произведения следует знать больше об истории его возникновения, стилистических особенностях и авторе. Сейчас в Израиле огромный выбор мероприятий, и это замечательно. Но все-таки во многих случаях люди предпочитают развлекательный жанр. Поэтому для того, чтобы зритель пришел на что-то познавательное, необходимо проделать большую подготовительную работу – промоушн, реклама, информация.
Мы стараемся приглашать на наши концерты не только русскоязычную аудиторию. Мы хотим открыть музыку петербургских еврейских композиторов всему миру.

Русская или еврейская это музыка?

Иногда мне даже музыканты говорят, что произведения членов Общества еврейской музыки – больше русская, нежели еврейская музыка, но вот вам прямое доказательство того, что это не так. Однажды на Рош Ашана я пошла на молитву не в ашкеназскую синагогу, как обычно, а в йеменитскую, и во время молитвы услышала мелодию, идентичную той, что есть в нашем репертуаре, принадлежащую одному из петербургских еврейских авторов. Поэтому для нас принципиально важно сохранять еврейский характер произведений, а он, конечно же, зависит и от исполнения. С учетом того, что музыка написана для инструментов симфонического оркестра, а не народных, это непростая задача. Но наши слушатели говорят: «Если бы даже мы не знали, что вы исполняете еврейскую музыку, мы бы сразу это поняли». И это приятно. Это значит, мы на правильном пути, точно так же, как были на нем композиторы, писавшие эту музыку сто лет назад.
Беседовал Александр Чернов
Статью Александра Оратовского «Еврейские питомцы Римского-Корсакова» читайте тут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий