Холокост: Румыния, Польша, петиция
Почему поправка к закону об Институте национальной памяти, принятая Сенатом Польши, позволяющая привлекать к уголовной ответственности человека, публично обвиняющего Польшу и поляков в преступлениях, совершённых во время Холокоста, взволновала всех, у кого при слове Холокост, наворачиваются на глаза слёзы?
Только ли потому, что закон запрещает при описании концлагерей, существовавших на территории оккупированной Польши, использовать словосочетание «польский лагерь смерти»?
Чтобы объяснить, почему крупнейшие нацистские лагеря смерти Освенцим, Майданек и Треблинка размещены были на территории Польши, куда свозились евреи со всей Европы, обратимся к предыстории Холокоста. Как это ни печально звучит, но к Катастрофе в разной степени приложили руку почти все без исключения страны, и в первую очередь те, которые по итогам Второй мировой войны именовали себя Великими державами. В уголовном праве свидетель преступления, не попытавший ему помешать, однозначно является его соучастником. А в международном праве?
В книге: “Жаботинский и Бен-Гурион: правый и левый полюсы Израиля”, рассказывая, как нацисты обеспокоенные «заботой» о чистоте арийской расы, создали в 1935 году правовую базу, оправдывающую еврейские погромы и строительство концлагерей, и о роли Польши в «окончательном решении еврейского вопроса», я ссылался на мемуары Ллойда Джорджа. Цитата из его мемуаров: «Правда о мирных договорах», том 2, издательство «Иностранная литература», 1957, стр. 492-493:
«Польша – один из злейших нарушителей. Она прямо отвергла договор о национальных меньшинствах в Женеве в 1934 году <…> Преследования еврейского меньшинства в Польше до экономического кризиса 1929 года на время приостанавливались и не принимали особенно резких форм. Но начиная с 1929 года эти преследования непрерывно усиливались, пока польское правительство не заявило совершенно открыто в Женеве, что оно должно избавиться, по крайней мере, от 2,5 миллиона из общего числа 3,25 миллионов евреев, живущих на территории Польши».
Что было дальше общеизвестно. Германия и Польша «отпускали» своих евреев, планов их уничтожения не было. Но когда на Эвианской конференции (июль 1938-го) рассматривавшей вопрос о еврейских беженцев, почти каждая из стран участниц, включая США и Великобританию, нашла «веские» доводы, чтобы закрыть въездные ворота (исключение составила Доминиканская Республика), после завершения конференции Хаим Вейцман, президент Всемирной сионистской организации, грустно отметил: «Мир разделился на две части: в одной евреи не могли жить, а в другую они не могли въехать». А Гитлер понял, немецкие евреи, от которых он стремился избавиться, никому не нужны. И тогда в ноябре 1938-го в Германии пролились первые реки крови. Первая сотня убитых, первые 3,5 тысячи евреев отправлены в концентрационные лагеря: сначала в Бухенвальд, открытый в 1937 году, затем в Равенсбрюк, выстроенный в мае 1939-го. А после присоединения Польши, зная о желании поляков ИЗБАВИТЬСЯ от евреев, на территории Польши, в Освенциме, Майданеке, Треблинке… начали строиться лагеря смерти. Как назвать эти лагеря, учитывая их месторасположение, немецкие или польские? Или немецко-польские, учитывая общность интересов?
Понятно желание правительства Польши скрыть причастность к Холокосту и забыть о сотрудничестве местного населения с наци, забыть массовое убийство евреев в деревне Едвабне в июле 1941-го, совершённое поляками, жителями окрестных сёл, забыть о послевоенных еврейских погромах в Польше, когда в свои дома начали возвращаться беженцы. – Погром в Кёльце 4 июля 1946 года проходил под лозунгами: «Смерть евреям!», «Завершим работу Гитлера!»
Что же наблюдаем мы сегодня?
Фашизм, национализм и антисемитизм возрождаются на наших глазах. В январе 2018 израильская программа для отслеживания антисемитизма в социальных сетях обнаружила, что в тройке лидеров антисемитских публикаций жители Бухареста (Румыния). Теперь вот усердствует Польша, изгнавшая в 1968 году из страны остатки польских евреев и добившаяся права гордо именовать себя юденфрай.
Петиция, которую я прошу подписать, с горечью наблюдая, как вновь раскололся наш народ после принятия в Польше поправки к закону об Институте национальной памяти, стала для меня лакмусовой бумажкой. Есть ли что-либо святое, например, память о Холокосте, способное нас объединить? Даже не знаю, как ответить сейчас.
Холокост повторится, если мы будем равнодушны к нашему прошлому. Сумеем мы продемонстрировать, что мы единый народ, помним каждого, погибшего во Второй мировой войне, ничего не забудем и никогда не простим убийц наших родителей? Вот в чём я вижу теперь смысл петиции.
Преступления против человечности сроков давности не имеют. Вы достойно сражались и с честью погибли, узники Варшавского гетто! Я, Рафаэль Гругман, преклоняю перед вами своё колено. Подписывайте петицию и рассылайте своим друзьям и знакомым.
Рафаэль Гругман
Комментариев нет:
Отправить комментарий