четверг, 1 февраля 2018 г.

«Этот человек Моисей»

«Этот человек Моисей», Апион и Зигмунд Фрейд


  • Фараон Эхнатон со своей семьёй совершают подношения Атону. (Википедия)

В конце IV – первой половине III вв. до н. э. египетский жрец и историк  Манефон пишет свой знаменитый труд “История Египта” (“Египтика”), фрагменты которого дошли до нас благодаря цитированию в трудах других древних авторов, в частности, Тацита и Иосифа Флавия. В нем Манефон впервые делит всю древнеегипетскую историю на три основных периода: Древнее, Среднее и Новое Царства, вмещающих 30 фараоновских династий. Это деление до сих пор используется египтологами.
Но наибольшую известность, как ни парадоксально, исторический труд Манефона получил благодаря более чем сомнительному с исторической точки зрения фрагменту о египетском жреце Озарсифе (Осарсефе) родом из Гелиополя. Согласно Манефону, Озарсиф, позднее взявший имя Моисей, стал предводителем “прокаженных и других нечистых”, выселенных фараоном Аменофисом (Аменхотепом) в бывшую столицу гиксосов Аварис. По приказу фараона прокаженных принуждают тяжко трудится в царских каменоломнях. Наученные Озарсифом, они отправляют посольство к некогда изгнанным в Иерусалим завоевателям-гиксосам, приглашая объединенными усилиями напасть на Египет. Двухсоттысячное войско гиксосов, объединившихся с людьми Озарсифа-Моисея, покорило страну, вынудив фараона и его сына бежать, после чего захватчики правили Египтом с беспримерной жестокостью 13 лет. По истечении этого срока прокаженные и гиксосы были побеждены и изгнаны армией возвратившегося фараона.
Статуя фараона Аменхотепа IV (позднее Эхнатона, 1375—1336 гг. до н. э.) из храма Атона в Карнаке.
В некоторых источниках, цитирующих Манефона, приводится и другой вариант, где евреи якобы тождественны завоевателям-гиксосам.
Часть исследователей считает фрагмент о Моисее-Озарсифе принадлежащим вообще не Манефону, а некому неизвестному автору, так называемому Псевдо-Манефону.
Так или иначе, эта  “антиверсия” Исхода (бывшие рабы превращаются в угнетателей, которые не покидают, а захватывают Египет) на протяжении почти всей эпохи античности вдохновляла и подпитывала антисемитские настроения. В частности, известна она была и грамматику Апиону, эллинизированному египтянину, одному из вдохновителей и лидеров страшного александрийского погрома 38 г. до н. э. Описанный еврейским религиозным философом Филоном Александрийским в трактате “Против Флакка”, этот первый в истории еврейский погром, формальным поводом для которого стал спор о гражданстве, по жестокости сопоставим с массовой резней эпохи хмельнитчины. Александрийских евреев, составлявших большую часть населения двух из пяти городских кварталов, согнали на маленький участок, превращенный в импровизированное гетто. Еврейские дома, лавки и мастерские со всем содержимым стали добычей толпы. Филон Александрийский красноречиво описывает муки евреев, страдающих от духоты, тесноты и голода на крохотном пятачке, и зверства погромщиков. Людей, осмелившихся в поисках пищи выйти в город, ожидала страшная смерть – с молчаливого согласия римского префекта Флакка их резали, насиловали, сжигали заживо.
Филон Александрийский
Чудом сумевшая добраться в 40 г. до Рима делегация александрийских евреев, во главе с Филоном, подала жалобу императору Калигуле, однако в ответ подверглась насмешкам и издевательствам делегации своих гонителей, возглавляемых Апионом, на сторону которых встал и император.
Через 50 с лишним лет Иосиф Флавий, уже прославившийся к тому времени как автор “Иудейских древностей” и “Иудейской войны”, пишет трактат “О древности еврейского народа. Против Апиона”. В нем он сначала излагает историю евреев, а затем в самых язвительных выражениях доказывает на основе уже изложенных фактов несостоятельность как рассказа Манефона о Озарсифе-Моисее, так и антисемитских выпадов Апиона, добавившего к почерпнутому у Манефона личную ненависть и обвинение евреев в человеческих жертвоприношениях и каннибализме.
Иосиф Флавий
Можно увидеть торжество исторической справедливости в том, что щедро пересыпанные антисемитскими нападками труды Апиона дошли до наших дней лишь фрагментарно, в пересказе других древних авторов, включая его опровергателя Иосифа Флавия.
Прошло 18 столетий. В 1938 году 82-летнему, смертельно больному Зигмунду Фрейду с огромным трудом удается покинуть ставшую частью Третьего рейха Австрию и перебраться в Лондон.
Чувствуя приближение конца, последний год своей жизни Фрейд посвящает работе над циклом начатых еще в Вене статей о личности Моисея и зарождении монотеизма “Этот человек Моисей и монотеистическая религия” (Der Mann Moses und die monotheistische Religion; 1939).
В работе над этим циклом Фрейд использовал, среди прочего, и уже знакомую нам в изложении Манефона историю египетского вельможи и жреца Озарсифа, жившего, по мнению современных Фрейду египтологов, в эпоху религиозного реформатора Эхнатона (Аменхотепа, или Аменофиса IV). Благодаря прогремевшему на весь мир в начале 20-х гг. прошлого века открытию гробницы сына Эхнатона Тутанхамона, имена обоих фараонов и история создания культа бога Солнца Атона, вытеснившего других египетских богов, были на слуху и не могли не привлечь внимания Фрейда. Личности Эхнатона, препарированной по всем правилам психоаналитической науки, отец психоанализа посвятил отдельный труд.
Зигмунд Фрейд
По версии Фрейда, изложенной в “моисеевском” цикле статей, после заката атонического культа Мозе-Мозес-Моисей, приближенный фараона-реформатора, становится предводителем еврейских рабов, которых и обращает в атонизм. Он прививает им порожденные атоническим культом этические нормы, делает в их среде обязательным перенятый у египтян обряд обрезания и уводит народ из страны. Во время странствия по пустыне взбунтовавшиеся против отцовской фигуры Моисея евреи убивают его, а через поколения, движимые чувством вины, объединяют элементы атонизма с ранним племенным культом “вулканического бога Яхве”, из чего впоследствии и родилось христианство – религия убитого и воскресшего Бога.
Так, парадоксальным образом, ассимилированный, но не отрекшийся от своего еврейства исследователь использует для своей работы источник, подлинность которого впервые вызвала сомнения еще 18 с половиной веков назад. Потребность придать делу всей жизни завершающий штрих, перенеся методы психоанализа с изучения отдельной личности на целый народ, и поведать об этом миру пересиливает чувства еврея, чудом избежавшего ловушки надвигающегося Холокоста.

1 комментарий:

  1. Thanks for sharing, nice post! Post really provice useful information!

    An Thái Sơn là địa chỉ uy tín bán anthaison.vn hay máy đưa võng tự động tốt cho bé mayduavong.mobi cho bé là địa chỉ bán mayduavong.me tại TP.HCM

    ОтветитьУдалить