«Запрещенная
музыка»
Советские
пластинки на рентгеновских снимках, 1940-1960 гг.
Forbidden Music: X-Ray Audio in
the USSR, 1940–1960
Кураторы: Стивен Коутс, Пол Хартфилд
Curators: Stephen Coates, Paul
Heartfield
Кураторы в
Израиле: Меира Ягид-Хаймович, Майя Винницкая
Тель-Авивский
музей искусств, Отдел архитектуры и дизайна им. Аниас и Бени Штайнмац, галереи
1-2, корпус им. Шмуэля и Герта Амир
С 11 января
по 12 мая 2018 г.
Открытие
выставки: четверг, 11 января, в 20:00
Кабаре
«Аудиорентген», презентация проекта, демонстрация кураторами процесса записи
пластинок (на англ. языке)
Музыкальное
представление и лотерея: подарок победителю – пластинка на рентгеновском снимке
С 40-х по 60-е годы прошлого столетия изобретательные
советские меломаны подпольно копировали на списанные из больниц рентгеновские
снимки музыку, не входившую в дозволенный цензурой репертуар. На самодельные
пластинки записывали западный джаз, а затем и рок-н-ролл, русскую эмигрантскую
музыку, блатные и цыганские песни. Подпольное производство было сопряжено с
большими рисками. На новой выставке представлены аудиозаписи, сделанные на
рентгеновских снимках, артефакты, сатирические зарисовки и интервью с
участниками подполья. Запланирован показ современных кинолент, посвященных теме
цензуры и свободы самовыражения в музыке не только в СССР, но и в Мали,
Камбоджи, Иране и на Ближнем Востоке.
Как объяснить нашим современникам, живущим в свободном
обществе, значение понятия «запрещенная музыка»? В современном мире искусство
ассоциируется с принципом свободы творчества и свободы личности, музыка стала
средством выражения политического протеста и сопротивления существующему
социальному строю. Однако в Советском Союзе 1930-х годов лютовала жесткая
цензура – артисты и художники были вынуждены следовать диктату тоталитарной
идеологии и ни в коем случае не демонстрировать «буржуазную мораль», «косясь» в
сторону Запада. Отказывавшихся следовать четким инструкциям музыкантов жестоко
преследовали. Некоторые из них были вынуждены выступать на улицах, других и
вовсе сослали в лагеря и тюрьмы, единицы продолжали подпольную деятельность,
исполняя свои песни под гитару на кухнях для узкого круга друзей. Посредством
самиздата копировались книги, записывались запрещенные пластинки, а позже – и
кассеты.
В рамках выставки «Запрещенная музыка: Советские
пластинки на рентгеновских снимках, 1940-1960 гг.» представлено исследование
британских музыковедов Стивена Коутса и Пола Хартфилда, заинтересовавшихся
историей советского «рентгениздата» (X-Ray Audio) или, как ее еще называют,
«музыки на костях». В течение двух десятилетий энтузиасты-создатели музыки на
костях копировали запрещенные пластинки на утилизированные рентгеновские
снимки, рискуя всем, включая свою свободу. В середине 1960-х появление катушечных
магнитофонов положило конец этому удивительному феномену. В наследство будущим
поколениям осталась коллекция причудливых артефактов. На нынешней экспозиции
продукты советской субкультуры повествуют о музыкальных тенденциях, возникших
на фоне Холодной войны, об истории возникновения технологии записи на
утилизированных материалах, о цензуре и подпольной деятельности в условиях
тоталитарного режима, демонстрируя динамичные отношения между диктатом и
гражданским сопротивлением.
Посетители выставки смогут увидеть сохранившиеся с тех
времен аудиозаписи; страницы из сатирического журнала «Крокодил»; отрывки
музыкальных телепередач 50-х и 60-х годов, в которых высмеивали молодежную
субкультуру стиляг; почитать интервью с членами музыкального подполья; услышать
музыкальные записи, хранившиеся в советских архивах, и подпольные
«аудио-письма», а также посетить копию комнаты производителей запрещенных
пластинок. Помимо исторических материалов на выставке представлены
документальные ленты последних лет, повествующие о борьбе за свободу, ведущуюся
посредством музыки в разных странах мира. Киноленты демонстрируют многообразие
скрытых взаимосвязей между музыкой, цензурой и жаждой свободы в СССР, Камбоджи,
Мали, Иране и на Ближнем Востоке.
О кураторах:
Stephen Coates, Paul Heartfield
Стивен Коутс (Stephen
Coates) – композитор и музыкальный продюсер, выпускник Королевской академии
художеств. В 2010-v году он представил на радио Resonance FM (Лондон) серию
документальных программ «Звуки пропаганды и холодная война», посвященную
использованию музыки в политических целях на Западе и в СССР. Во время
гастролей в Санкт-Петербурге шесть лет назад Стивен открыл для себя «музыку на
костях» и посвятил себя изучению этого феномена.
Пол Хартфилд (Paul Heartfield) – один из
ведущих портретных фотографов в Лондоне. В течение прошедшего десятилетия он
активно работал для музыкальной индустрии, снимая всемирно известные группы и
отдельных исполнителей. В
последние несколько лет он снимал большинство ведущих британских политиков,
будучи постоянным портретным и архивным фотографом палаты общин и палаты лордов
парламента Великобритании.
Все фотографии предоставлены Тель-Авивским музеем
искусств
Комментариев нет:
Отправить комментарий